https://tvernews.ru/news/255409

"Граффити, как ворованный воздух": автор портрета Мандельштама в Твери рассказал, что не успел дорисовать

TIA, 17 Февраля 2020, 09:27
, 10
<p></p>

Граффити с Мандельштамом появилось на здании управления образования Твери в октябре 2019 года.  Тверские художники и дизайнеры признали работу достойной внимания и высоко оценили технику неизвестного автора. Также его похвалили за выбор темы и места для рисунка. 

Найти художника помогли читатели ТИА, прислав ссылку на его инстаграм. В итоге мы встретились и поговорили. Сейчас художник не готов выступить "с открытым забралом", поэтому интервью ТИА он дал на условиях анонимности. Всё что мы можем сказать о нём – его зовут Борис и Мандельштам – его вторая публичная работа в Твери.

- Первая была очень давно. Был Есенин. Он был на пересечении Трёхсвятской и Радищева во дворе на внушительном куске оргалита приклеен. Сколько-то провисел, недолго, имел какой-то отклик в соцсетях и инстаграме. Возможно, он где-то сейчас находится.

Портрет Мандельштама на здании управления образования появился благодаря стечению обстоятельств. Планировался он на одном из соседних домов, но на ту стену трафарет не приклеился, а на управление прилепился, как родной.

- Рисунок с Мандельштамом не закончен. Там должны быть строчки из его стихотворения "Век". Не удалось дорисовать, так сложились обстоятельства.

Строчки должны были быть следующие:

"…И еще набухнут почки, Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий, На следы своих же лап".

- Поэты часто пророчествовали. Осип Эмильевич писал о своём времени. В стихотворении "Ламарк" он говорил об упрощении, которое приводит к тому, что человек опускается до беспозвоночных. Но как это правдиво сейчас.

Место граффити на городских улицах

- Мне очень понравилась "Лекция об искусстве" Льва Николаевича Толстого. Он говорит, что три составляющих искусства - это форма, содержание и искренность. Я за искусство на улицах, но хорошо бы там были эти три составляющих. Живопись – это, в первую очередь, эмоция, а уличная живопись - это ещё и диалог с людьми. Диалог без слов, на уровне чувств. Нужно, чтобы человек постоял и подумал. Можно ли согласованные заказы считать искренностью – не знаю. Когда работал над портретом Мандельштама, я читал его биографию, его письма, дневники. Меня это поразило. Он говорит, что одобренная литература – это мразь, а не одобренная – ворованный воздух*. Это прекрасно. Такой хрупкий человек, а какая сила в нём. Написать манифест, откровение "Четвёртая проза" и пойти против всего литературного сообщества того времени. И какие смелость и честность фраз. Часть цитаты (про ворованный воздух) – это о стрит-арте.

*"Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух". И.Э. Мандельштам.

- Я рисовал на холстах. На уличной стене сложнее рисовать в плане социума, слишком бдительные некоторые люди. А по ощущениям, рисовать на улице - это очень круто. И когда есть отклик, это приятно. Не все, возможно, у нас понимают это. Считают вандализмом. Все думают, что искусство только в галереях. Я считаю, что оно должно быть и на улице, бесплатным.

Молодой человек рассказал, что его мама расплакалась, когда увидела, что люди фотографируются на фоне портрета Мандельштама.

Эволюция

История Бориса делится на "до" и "после". Обычный мальчишка закончил обычную школу в Твери. В школе он рисовал на бумаге граффити-надписи, и это было связано с рэп-культурой. 

Борис уже отучился на инженера в техническом университете и начал работать, когда вдруг увлёкся поэзией Серебряного века.

- В какой-то момент я открыл для себя поэзию. Сначала я её отрицал, как многие мои друзья и сейчас, но потом принял. И начал как раз с Есенина, когда готовился нарисовать его портрет в 2015 году. Я стал изучать поэзию, историю, взаимоотношения личностей разных эпох.

Сам он называет это "эволюцией". В то время Борис уже начал зарабатывать портретами, выполненными в технике трафарета на заказ.

- Такой стиль называют поп-арт. Я рисовал портреты. Заказы, заказы, заказы, как конвейер. В этом было много коммерции и мало искусства, поэтому я бросил, - говорит он.

Сейчас Борис ходит на обычную работу, а в свободное время рисует.

Трафареты

Техника трафарета подразумевает наличие исходного изображения. Это должна быть фотография достаточно хорошего качества, чтобы в фотошопе разложить картинку на слои. Слоёв может быть от одного до десяти. Акт творчества происходит именно на этом этапе: когда изображение распадается на цветные облака. Потом каждый слой переносится на бумагу, трафарет тщательно и очень аккуратно вырезается.

- Если это большой трафарет, как Мандельштам, пальцы стираются от ножа. Там очень много деталей. Мандельштама я вырезал два дня.

Техника универсальная. Борис в ней рисует портреты и арты на социальную тему. О первых работах он говорит: "отвратительно, ужасно, кошмарно". Потом он познакомился с творчеством французского уличного художника Кристиана Геми (Си 215), и его отрисовка запала в душу тверскому самоучке.

- Это можно назвать плагиатом стиля, но я не думаю, что это на 100 % так. В живописи существуют множество стилей, в которых художники рисуют. В стрит-арте, наверное, больше проявляется индивидуальности. Когда я увидел стиль Си 215, мне понравилось. Я долго работал в нём, прежде чем вышло то, что есть сейчас.

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (10)


  • 10:03 17 Февраля 2020
    4 0
    Не пройдет и полгода, как дорисуют. Усы, бороду, косяк в зубах, шрам во всю щеку и клеймо на лбу. )))

    • 10:28 17 Февраля 2020
      0 2
      Не суди по себе, только это и можешь нарисовать

  • 10:55 17 Февраля 2020
    4 0
    Дементьева надо рисовать. Или хотя бы Руденю! А штамов нам из Китая завезут.

    • 10:58 17 Февраля 2020
      1 3
      Умён,остряк

  • 11:15 17 Февраля 2020
    3 0
    Письмо к Есенину (Е. Евтушенко)
    Поэты русские,
    друг друга мы браним.
    Парнас российский дрязгами заселен,
    но все мы чем-то связаны родным -
    любой из нас хоть чуточку Есенин.
    И я Есенин,
    но совсем иной.
    В колхозе от рожденья конь мой розовый.
    Я, как Россия, более стальной
    и, как Россия, менее берёзовый.
    Есенин, милый,
    изменилась Русь,
    но сетовать, по-моему, напрасно,
    и говорить, что к лучшему, -
    боюсь,
    ну а сказать, что к худшему, -
    опасно.
    Какие стройки,
    спутники в стране!
    Но потеряли мы
    в пути неровном
    и двадцать миллионов на войне,
    и миллионы -
    на войне с народом.
    Забыть об этом,
    память отрубив?
    Но где топор, что память враз отрубит?
    Никто, как русскиe,
    так не спасал других,
    никто, как русскиe,
    так сам себя не губит.
    Но наш корабль плывет.
    Когда мелка вода,
    мы посуху вперёд Россию тащим.
    Что сволочей хватает,
    не беда.
    Нет гениев -
    вот это очень тяжко.
    И жалко то, что нет ещё тебя
    и твоего соперника - горлана.
    Я вам двоим, конечно, не судья,
    но всё-таки ушли вы слишком рано.
    Когда румяный комсомольский вождь
    на нас,
    поэтов,
    кулаком грохочет
    и хочет наши души мять, как воск,
    и вылепить своё подобье хочет,
    его слова, Есенин, не страшны,
    но тяжко быть от этого весёлым,
    и мне не хочется,
    поверь,
    задрав штаны,
    бежать вослед за этим комсомолом.
    Порою горько мне, и больно это всё,
    и силы нет сопротивляться вздору,
    и втягивает смерть под колесо,
    как шарф втянул когда-то Айседору.
    Но - надо жить.
    Ни водка,
    ни петля,
    ни женщины -
    всё это не спасенье.
    Спасенье ты,
    российская земля,
    спасенье -
    твоя искренность, Есенин.
    И русская поэзия идёт
    вперёд сквозь подозренья и нападки
    и хваткою есенинской кладёт
    Европу,
    как Поддубный,
    на лопатки.
    https://www.askbooka.ru/stihi/evgeniy-evtushenko/pismo-k-eseninu.html
    "Горлан" не планируется?

    • 11:29 17 Февраля 2020
      0 0
      Я стою у могилы Сергея Есенина.
      И ромашки печально кладу
      На плиту.
      Он любил их при жизни.
      И рвал их рассеянно.
      И воспел эту землю —
      В дождях
      И цвету.


      У Есенина день рождения
      Мне приснился сон о Есенине,
      Ведь родился он в ночь осеннюю.
      Догорает лес, золотит закат,
      Как листки стихов.

      У Есенина день рождения.
      В звонком золоте даль осенняя,
      Словно музыка вдохновения
      Над землей шумит листва.

      Выходила мать за околицу,
      Сердцем верила, он торопится.
      Рядом с нею ждал золотистый клен,
      Как похож листвой на Сережу он.

      Вновь звучат стихи синей полночью,
      Все хорошее в ними вспомнится.
      По-есенински я хочу любить,
      Чтобы с песнею всюду рядом быть.

      Осень празднует день рождения
      Гроздья красные, даль осенняя
      У Есенина день рождения
      День рождения любви.

      Ваганьковский город

      Я стою над могилой Сергея Есенина…
      Ветер листья скорбные плиты намел.
      Сколько в городе этом навеки поселено
      Неразгаданных судеб
      Забытых имен.

      Может, кто-то из них в те далекие годы
      Знал при жизни поэта
      Встречал, говорил,
      От хулы заслонял,
      И берег в непогоды,
      И боялся за хрупкость невидимых крыл.

      Он прошел по земле,
      По распахнутым душам…
      И, когда закружилось над ним вороньё,
      По Москве, по кабацкой —
      По той и грядущей —
      Он на добрых руках плыл в бессмертье своё.

      Но осталась Россия —
      Навеки любимой
      В каждой строчке его,
      Полной грусти и гроз.
      И с надгробья он смотрит
      Умышленно мимо —
      Мимо скорби и жалости,
      Вздохов и слёз…

      ЕСЕНИН

      До чего же белые берёзки!
      Он им что-то шепчет невпопад.
      И глотая радостные слёзы,
      Убегает в грустный снегопад.

      А друзья кричат ему — "Постой!"
      Кто-то даже бросился вослед.
      Но, уже охвачен красотой,
      Верит он — назад дороги нет.

      Верит он, что все иначе будет.
      Жизнь начнется заново, всерьез…
      Ни пустых обид, ни словоблудий.
      Бесконечный белый свет берёз.

      И, боясь нарушить красоту,
      Он спешит в рязанские снега,
      Как спешит по белому листу
      строчка долгожданного стиха.

      • 12:00 17 Февраля 2020
        1 0
        Тьфу на вас, опять Дементьев.)) Подытожим?..
        "Есенина я знаю давно — лет десять, двенадцать.
        В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной их хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.
        Как человек, уже в своё время относивший и оставивший жёлтую кофту, я деловито осведомился относительно одёжи:
        — Это что же, для рекламы?
        Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло.
        Что-то вроде:
        — Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…
        Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны.
        Но малый он был как будто смешной и милый.
        Уходя, я сказал ему на всякий случай:
        — Пари держу, что вы все эти лапти да петушки-гребешки бросите!
        Есенин возражал с убедительной горячностью. Его увлёк в сторону Клюев, как мамаша, которая увлекает развращаемую дочку, когда боится, что у самой дочки не хватит сил и желания противиться.
        Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал:
        — Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!
        Есенин озлился и пошёл задираться.
        Потом стали попадаться есенинские строки и стихи, которые не могли не нравиться..."
        В. Маяковский

      • 11:40 18 Февраля 2020
        0 0
        Что это за бездарная тарабарщина?

  • 12:02 17 Февраля 2020
    1 2
    Правильнее было бы написать "как ворованная чистота стен".
    И опубликовать фотку и координаты т.н. "художника".

    • 12:06 17 Февраля 2020
      4 2
      Да серость лучше, она не будоражит мозг

вверх