"Граффити, как ворованный воздух": автор портрета Мандельштама в Твери рассказал, что не успел дорисовать
Граффити с Мандельштамом появилось на здании управления образования Твери в октябре 2019 года. Тверские художники и дизайнеры признали работу достойной внимания и высоко оценили технику неизвестного автора. Также его похвалили за выбор темы и места для рисунка.
Найти художника помогли читатели ТИА, прислав ссылку на его инстаграм. В итоге мы встретились и поговорили. Сейчас художник не готов выступить "с открытым забралом", поэтому интервью ТИА он дал на условиях анонимности. Всё что мы можем сказать о нём – его зовут Борис и Мандельштам – его вторая публичная работа в Твери.
- Первая была очень давно. Был Есенин. Он был на пересечении Трёхсвятской и Радищева во дворе на внушительном куске оргалита приклеен. Сколько-то провисел, недолго, имел какой-то отклик в соцсетях и инстаграме. Возможно, он где-то сейчас находится.
Портрет Мандельштама на здании управления образования появился благодаря стечению обстоятельств. Планировался он на одном из соседних домов, но на ту стену трафарет не приклеился, а на управление прилепился, как родной.
- Рисунок с Мандельштамом не закончен. Там должны быть строчки из его стихотворения "Век". Не удалось дорисовать, так сложились обстоятельства.
Строчки должны были быть следующие:
"…И еще набухнут почки, Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник, Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий, На следы своих же лап".
- Поэты часто пророчествовали. Осип Эмильевич писал о своём времени. В стихотворении "Ламарк" он говорил об упрощении, которое приводит к тому, что человек опускается до беспозвоночных. Но как это правдиво сейчас.
Место граффити на городских улицах
- Мне очень понравилась "Лекция об искусстве" Льва Николаевича Толстого. Он говорит, что три составляющих искусства - это форма, содержание и искренность. Я за искусство на улицах, но хорошо бы там были эти три составляющих. Живопись – это, в первую очередь, эмоция, а уличная живопись - это ещё и диалог с людьми. Диалог без слов, на уровне чувств. Нужно, чтобы человек постоял и подумал. Можно ли согласованные заказы считать искренностью – не знаю. Когда работал над портретом Мандельштама, я читал его биографию, его письма, дневники. Меня это поразило. Он говорит, что одобренная литература – это мразь, а не одобренная – ворованный воздух*. Это прекрасно. Такой хрупкий человек, а какая сила в нём. Написать манифест, откровение "Четвёртая проза" и пойти против всего литературного сообщества того времени. И какие смелость и честность фраз. Часть цитаты (про ворованный воздух) – это о стрит-арте.
*"Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух". И.Э. Мандельштам.
- Я рисовал на холстах. На уличной стене сложнее рисовать в плане социума, слишком бдительные некоторые люди. А по ощущениям, рисовать на улице - это очень круто. И когда есть отклик, это приятно. Не все, возможно, у нас понимают это. Считают вандализмом. Все думают, что искусство только в галереях. Я считаю, что оно должно быть и на улице, бесплатным.
Молодой человек рассказал, что его мама расплакалась, когда увидела, что люди фотографируются на фоне портрета Мандельштама.
Эволюция
История Бориса делится на "до" и "после". Обычный мальчишка закончил обычную школу в Твери. В школе он рисовал на бумаге граффити-надписи, и это было связано с рэп-культурой.
Борис уже отучился на инженера в техническом университете и начал работать, когда вдруг увлёкся поэзией Серебряного века.
- В какой-то момент я открыл для себя поэзию. Сначала я её отрицал, как многие мои друзья и сейчас, но потом принял. И начал как раз с Есенина, когда готовился нарисовать его портрет в 2015 году. Я стал изучать поэзию, историю, взаимоотношения личностей разных эпох.
Сам он называет это "эволюцией". В то время Борис уже начал зарабатывать портретами, выполненными в технике трафарета на заказ.
- Такой стиль называют поп-арт. Я рисовал портреты. Заказы, заказы, заказы, как конвейер. В этом было много коммерции и мало искусства, поэтому я бросил, - говорит он.
Сейчас Борис ходит на обычную работу, а в свободное время рисует.
Трафареты
Техника трафарета подразумевает наличие исходного изображения. Это должна быть фотография достаточно хорошего качества, чтобы в фотошопе разложить картинку на слои. Слоёв может быть от одного до десяти. Акт творчества происходит именно на этом этапе: когда изображение распадается на цветные облака. Потом каждый слой переносится на бумагу, трафарет тщательно и очень аккуратно вырезается.
- Если это большой трафарет, как Мандельштам, пальцы стираются от ножа. Там очень много деталей. Мандельштама я вырезал два дня.
Техника универсальная. Борис в ней рисует портреты и арты на социальную тему. О первых работах он говорит: "отвратительно, ужасно, кошмарно". Потом он познакомился с творчеством французского уличного художника Кристиана Геми (Си 215), и его отрисовка запала в душу тверскому самоучке.
- Это можно назвать плагиатом стиля, но я не думаю, что это на 100 % так. В живописи существуют множество стилей, в которых художники рисуют. В стрит-арте, наверное, больше проявляется индивидуальности. Когда я увидел стиль Си 215, мне понравилось. Я долго работал в нём, прежде чем вышло то, что есть сейчас.