
Тверская команда барменов “PRO BAR” Николай Журавлёв и Семён Вяхирев стали вице-чемпионами мира по барменскому искусству (флейрингу) в тандеме, который проходил в Лондоне. Среди барменов – это реально крутая победа. Парни выступили с авторской шоу-программой и приготовили свой коктейль "Чёрная птица". Журналист ТИА встретилась с дуэтом, Николай и Семён охотно рассказали о том, как проходил чемпионат повелителей летающих бутылок, немного о коктейлях, барменском искусстве, перспективах и о том, почему бармены-флейрингисты – это НЕ жонглёры.
Атмосферненький подвальчик
Чтобы взять интервью у барменов, корреспондент ТИА приехала в маленький учебный центр, который ребята сами обустроили в арендованном подвале многоэтажного дома на переулке Трудолюбия. Здесь они уже на правах членства Барменской ассоциации Твери и гуру флейринга обучают всех желающих премудростям барменского искусства. В подвальчике обстановка аскетичная, но всё по делу: переносная барная стойка; шкаф с инструментами; запас всевозможных пустых бутылок, стаканов, бокалов, шейкеров; на стене – футболки-мерчи с различных чемпионатов; на полу - резиновые коврики, на стенах – амортизирующие фанерные щиты; в углу – коробка с битым стеклом. Ну, куда ж без разбитых бутылок! По словам Николая и Семёна, за годы тренировок они в общей сложности наколотили целую фуру стеклотары.
Орудия труда бармена выглядят как нечто среднее между кухней и парикмахерской, на мой взгляд. Мерные стаканчики - джиггеры (по 25/50, 30/60 гр.), дозаторы на бутылки с экзотично-географическим названием "гейзер", длинные-предлинные ложки (чтоб и положить что-то в коктейль и эффектно покрутить), какая-то непонятная штука с пружиной оказалась банальным ситечком-уловителем льда или стрейнером, принятый мною за ложку для мороженого сквизер (фруктодавилка) лежит рядом с гранёным пузырёчком в виде духов: там хранят ароматизаторы для коктейлей.
Пока мы разговаривали, ребята на автомате, не переставая, вертели в руках и подбрасывали шейкеры и бутылки. Подсознательно! Это совсем не мешало беседе, наоборот – дополняло образы. А когда я сказала об этой особенности поведения, они несколько удивились: "Что правда? А мы даже не замечали!". На вопросы они тоже отвечали дуэтом, дополняя друг друга.
Тут вам не цирк!
Николай и Семён работают в тандеме с 2015 года. Познакомились в одном из тверских клубов – просто оказались за одной барной стойкой и сошлись интересы: "он кидает, я кидаю". До этого оба учились в колледже имени Коняева: Николай - на программиста, а Семён - на менеджера по туризму по совету мамы, потому как перспективное направление. Но, правда, не доучился, ушёл из аниматоров в бармены и работал в Москве в концерт-холлах. Также по совету мамы Коля-программист получил заочное высшее образование, но ни дня по специальности не проработал: "в офисе сидеть – вообще не моё". За барной стойкой сердца покорили не коктейли и не щедрые клиенты, а флейринг, который ребята считают спортом.
- Ну, вы на жонглёров похожи?
- Нет! Совершенно разные вещи, другая техника, мы со стеклом работаем. Нас тоже часто спрашивают: "вы в цирке работаете?". Нет! И вообще – сравнение с жонглёрами воспринимаем как оскорбление.
Когда тверской клуб начал загибаться, в том же году бармены рванули в Питер на обучение у легенды мирового флейринга Вячеслава Газукина (чемпион России, Европы, серебряный призёр чемпионата мира в Уругвае). У мастера юные "джедаи-энтузиасты" проучились полгода, чтобы жить и платить за обучение подрабатывали по ночам в барах и клубах.
- Кстати, был вариант остаться в Питере. Но мы вернулись в Тверь, потому что в нашем городе ниша бар-ивент была свободна. Мы выступаем с бармен-шоу на разных мероприятиях и корпоративах, а также ставим выездные бары, то есть не вы идёте в бар всей компанией, а бар приезжает на вашу вечеринку.
Как говорят ребята, на фоне тухленькой клубной жизни в Твери это направление сейчас в нашем городе набирает обороты и востребовано. Естественно, уже появляются конкуренты со своими фишками. Но дело не только в фишках, а в титанической работе.
- По началу тренируешься по часу или два в день – больше нереально, руки и ноги тотально устают, голова от напряжения начинает болеть. Но чем опытнее становишься, тем продолжительнее тренировки и репетиции – каждый день. Иногда, если элемент или связку надо отработать, то и по 8 часов тренируемся. А уж шишек, синяков, порезов - не счесть.
- А что сложнее – работать соло или в тандеме?
- Соло! В тандеме! – одновременно ответили парни. Но мнения не разделились, они просто говорили о разном. Так, Николай сказал, что в соло сложнее работать психологически, потому что нет поддержки напарника. А Семён пояснил, что технически исполнять элементы вдвоём, конечно, же сложнее. Это как в фигурном парном катании или синхронном плавании.
10 формул – 1000 коктейлей
Оказывается, при всём бесконечном разнообразии смешанных напитков, существует около 10 базовых формул. Скажем сауэрная формула (sour с англ. "кислый") сочетает кислую, сладкую и алкогольную части, а также яичный белок. Может, звучит странно, но ребята уверяют, что белок придаёт коктейлю нежность и пышность и это действительно вкусно. Есть физовая формула – алкоголь, сиропная или сладкая часть и кислая часть, всё это затем в шейкере взбивается и заливается шампанским или газировкой. Зная формулы, бармен понимает, что с чем сочетается, и может придумывать новые рецепты, смешивая разные ингредиенты в разных пропорциях.
We are the champions, my friend
24 ноября в Лондоне состоялся гранд-финал Чемпионата мира по флейрингу, где ребята в номинации "Тандем" заняли второе место ("немножко не дожали до первого"). Прежде чем попасть в финал, Николай и Семён проходили отборочные туры, мотались в Англию на свои кровно заработанные. Впрочем, во всех соревнованиях парни участвуют за свой счёт (билеты, гостиница, взносы), никаких спонсоров. Так, поездки в "зе кэпитал оф грейт британ" обошлись в 50 тысяч рублей на человека.
Выступление команды на чемпионате длится 5 минут, в течение которых нужно продемонстрировать своё мастерство и оригинальность исполнения, артистизм, фантазию, костюмы, приготовить заданный и авторский коктейли и придумать, как их подать.
Тверской дуэт показывал усложнённую программу с интерактивом для гостей и своими авторскими приёмами. Задача – удивить публику и жюри. Кстати, подобные чемпионаты в мире пользуются спросом, на них сложно попасть и билеты стоят дорого.
Люди в чёрном
Для выступления команда "PRO BAR" подготовила особенную музыкальную композицию – ребята смиксировали несколько "музык новых самых".
- Музыкальное сопровождение – это очень важная составляющая программы, потому что мы работаем под ритм. Это всё больше электронная музыка, разных диджеев, перелопачиваем много материала, делаем склейки, вставки, то есть у нас разнородная композиция получается. Одну связку мы кидаем под одну музыку, вторая требует другой, вставочка для зрителей - вообще особая тема. Во флейринге сейчас используют элементы танцев. У нас тоже была хореография секунд на десять: мы под мексиканскую музыку вышли в усах и сомбреро, станцевали. За это дополнительные баллы накидывают.
Бармены сами были во всём чёрном, только сверкали белые кроссовки. Вышли парни эффектно – в домашних махровых халатах, а потом началось шоу.
Кому вишенка на торте, а кому и ежевичка в бокале
Так как спонсором чемпионата была компания, производящая водку, то и коктейли нужно было приготовить алкогольные с использованием водки в качестве одного из ингредиентов. Основной напиток был "Эспрессо-мартини" (водка, кофейный ликёр, кофе, сахарный сироп), авторский коктейль тоже делали в мартини-бокале. Его название – "Блэк бёрд" (чёрная птица). Ингредиенты таковы: черносмородиновый ликёр, водка, сок лимона и пищевой краситель. Черный коктейль смотрелся очень эффектно, а ещё он был украшен ежевичкой. Кстати, авторам пришлось своё произведение дегустировать.
- Прежде, чем привезти коктейль на чемпионат, конечно мы его прорабатывали и пробовали. Ну, должны же мы знать, что приготовили не фигню какую-нибудь. Но вообще это большое заблуждение думать, что бармены много пьют. Пить некогда, у нас мотивация - подготовка к следующим соревнованиям и чемпионатам. Мы за месяц до выступления вообще прекращаем пить любой алкоголь и курить, потому что голова должна быть абсолютно ясная.
Да уж, координация должна быть совершенной, лажать нельзя: сделал несинхронно – штраф, не попал в ритм – штраф, пролил содержимое бутылки или уронил инвентарь – большой штраф, а если что-то разбил – "это фиаско, братан". Это только в шоу бармен может специально уронить или разбить бутылку, чтобы вызвать эмоции у публики – народ убеждается, что флейрингист работает не с реквизитом, а с настоящими стеклянными бутылками.
Парни – ровесники, им по 26-27 лет. У них уже есть свой небольшой бизнес, любимое дело, жёны и дети, победы на престижных и крутых чемпионатах, ученики и главное – перспективы, но, к сожалению, не в Росси, а в Европе, куда ребята ездят на ивенты, где налаживают связи и знакомства с барменскими сообществами. В России барменское искусство не в почёте, нет никаких профитов, спонсоров найти нереально. Красивая работа за барной стойкой владельцам клубов и баров не нужна. "Зачем нам этот цирк? Мы лучше сделаем выручку на градусе и количестве проданной выпивки". Поэтому практически ещё не родившись, флэйринг умирает. "Хотя, всё ещё может измениться!" - оптимистично добавляет тверская команда.
Фото из личного архива ВК Николая Журавлёва и Семёна Вяхирева.
не модно это
Ну выпил литр, ну выпил два, но зачем же напиваться?
Эти умения хороши в виде хобби, но не основного занятия. ИМХО.
Ребята активные, за более короткий срок перейдут на другой уровень.
Хотя, каждый делает свои выводы из репортерской подачи материала.
Может быть многое осталось за рамками интервью, поэтому будет замечательно, если моя экстраполяция на 10-летний период окажется ошибочной.