27 Апреля 24, 05:14
Новости, Общество
13 Сентября 2019, 15:00

Международный аэропорт, крематорий и мусоросортировочный комплекс: представляем новый генплан Твери

В 2019 году депутаты Тверской городской Думы приняли новый генеральный план Твери. Пояснительная записка к документу занимает более 450 страниц. Мы попробовали разобраться в наиболее интересных параметрах, показателях и разделах проекта, чтобы понять, как будет меняться областной центр, если все пойдёт по плану.

Для чего нужен генплан?

Генплан - это не истина в последней инстанции, и функция его носит так называемый "регулятивный характер". То есть, если в документе написано что "вот здесь будет Западный мост", это не значит со 100% гарантией, что мост будет. Всё зависит от "социально-экономических и административно-хозяйственных предпосылок". Зато совершенно точно на этом месте не будет новостройки или набережной. 

Помимо того, что документ нужен для дальнейшего развития города, он необходим для соблюдения законодательства. А именно №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Другими словами, без утверждённого генплана местные власти не смогут резервировать земли, изымать их, в том числе путём выкупа, переводить из одной категории в другую, выдавать разрешения на строительство и т.д.

Реализация генплана Твери предусматривает три срока (проектных этапа): первый – до 2029 года; второй – до 2039 года, третий – до 2050 года.

Немного цифр - параметров долгосрочной перспективы развития Твери

Итак, сейчас в нашем городе проживает немного более 420 тысяч человек. Через 30 лет нас должно стать в два раза больше, вернее, авторы генплана оптимистично предполагают, что население Твери вырастет до 1 миллиона человек, при этом, помимо молодёжи, до 25% увеличится и число пенсионеров.

В связи с таким демографическим прорывом закладывается строительство новых детских садов и школ. Так, сейчас в городе 22 тысячи мест в дошкольных учреждениях, а к 2050 году будет 30 тысяч. В школах на сегодняшний день у нас обучается 36 тысяч детей, а будет 45. И это прекрасно! Но...

Количество больниц и поликлиник в Твери увеличивать не намерены. Так, число коек с 6100 авторы генплана хотят довести до 6300. То есть увеличив более чем в два раза население, койко-мест станет всего лишь на 200 больше.

С поликлиниками ситуация выглядит ещё более странно. В генплане не указано число поликлиник в городе, а лишь взят такой показатель, как количество посещений в смену - 7.1. Через 30 лет нагрузка на врачей возрастёт всего лишь до 7.3 посещений в смену. Очевидно, создатели генплана уверены, что население Твери болеть не будет, а будет исключительно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Далее, не изменится также количество торговых центров, объектов соцкультбыта (парикмахерские, библиотеки, музеи и т.п.). хватит и того, что есть у нас сейчас.

Несмотря на бешеный прирост населения, число кладбищ и их общая площадь также будут отмечаться неизменным постоянством. Новых открывать не будут. Сейчас в Твери 6 кладбищ, только два из них действующие (Лебедево, Дмитрово-Черкассы), а на третьем возможно вторичное погребение (Большие Перемерки). Зато планируют построить крематорий.            

Строительство и территориальное планирование

В проекте генерального плана приняты следующие основные направления территориального развития города:

- компактная застройка на северных, северо-западных и северо-восточных территориях левобережной части города (Заволжье и Затверечье), южных и юго-восточных территориях;
- основные территория для развития города - это свободные от застройки участки в районах и микрорайонах: Заволжский, Затверецкий, Сахаровский, Черкасский, Южный, Бортниковский, Мигаловский и т.п.

Генеральным планом предусматривается в Твери создание и развитие 3 планировочных зон: Северной, Центральной и Южной. Так, в Северной зоне предлагается многоэтажная застройка, размещение общественного центра "Тверь-Экспо" на территории "Химбазы"; благоустойство набережных рек Волги и Тверцы. В Центральной зоне запланированы реконструкция жилого района между проспектом Чайковского и улицей Пролетарская, реконструкция жилого района Красная Слобода, реорганизация производственных зон "Химволокно", "Лазурная", "Химинститут", формирование спортивно-рекреационных зон в Затьмачье и вдоль берега реки Волги.

Больше всего изменений ожидают Южную планировочную зону: формирование новых жилых районов и кварталов многоэтажной застройки (Южный, Южный "Д" и Мамулино); реконструкция и упорядочение жилых кварталов Пролетарского района; создание бульваров, скверов, парков, спортивно-рекреационных зон, озеленения долины реки Тьмаки;  реорганизация производственных зон "Борихино" и "Мигалово"; формирование коммунальной зоны между Волоколамским шоссе Октябрьским проспектом; формирование в юго-восточной части города индустриального парка "Боровлево" и т.д.

В генплане указано, что в приоритете малоэтажная застройка. Однако, наибольшие пространства, которые отдают под новое жилье (это Заволжский, Затверецкий и Южный районы) все-таки обрастут многоэтажками. Усадебная застройка запланирована в посёлке им. Крупской. Малоэтажная застройка с ориентацией на исторический облик города предусмотрена в Центральном районе Твери. Хотя там тоже есть исключения.

Поле в "Южном-Д", где обитают более 120 видов птиц, застроят полностью, оставив узенькую зелёную полоску вдоль линии многоэтажек.

При этом в документе указана максимальная плотность населения, которую нужно учитывать при застройке, – 400 человек на 1 га.

Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в городе составляет –109,6 тыс. м2 (1,2% от всего фонда), из которых на долю аварийного приходится 9,9 тыс. м2, - говорится в документе.

Промзоны

Особое внимание авторы генплана уделяют историческому центру города. Они намерены "повысить" административную, культурную и торгово-коммерческую роль территории, а поэтому "нерационально используемые" промышленные объекты и коммунально-промышленные предприятия, расположенные в центре, ждёт "функциональная трансформация". При этом наибольшая убыль жилого фонда, по подсчётам разработчиков, коснётся именно центра. Именно здесь чаще всего будут переводить жилой фонд в нежилой.

На въездах в Тверь со стороны Москвы и Санкт-Петербурга создадут коммерческо-производственные центры. И в целом в документе говорится, что промышленные и логистические зоны должны располагаться на дорогах, ведущих из областного центра в другие города.

Согласно генплану, на улице Шишкова в Твери построят мусоросортировочный комплекс, который будет перерабатывать 70 тысяч кубометров мусора в год.

 

"Тверь-Экспо" и "Тверь-Сити" в планах есть.Так, последний построят на базе железнодорожного и автомобильного вокзалов. Бизнес-центр предполагает развитие привокзальной территории с организацией современных офисных и гостиничных комплексов.

Общественный транспорт

В перспективе и далёком будущем сохраняются все виды общественного транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, коммерческие микроавтобусы и легковое такси. Более того, добавятся ещё водный трансопрт и скоростной трамвай. При этом разработчики ставят задачу спланировать систему общественного транспорта так, чтобы в среднем горожане тратили не больше 30-40 минут на дорогу из пунтка А в пункт Б.  

Чтобы как-то упростить ситуацию на дорогах города, авторы генплана предлагают: убрать одну железнодорожную ветку, а именно ту, что соединяет ТЭЦ-3 с производственными базами; несколько основных дорог, например, проспект Победы, продлить; построить четыре новых моста - через Волгу, один через Тверцу и два через Тьмаку, а Старый волжский мост сделать пешеходным; построить четыре автомобильных путепровода через Октябрьскую железную дорогу и один пешеходный; развивать внутренний водный транспорт. Так, планируют разместить ряд пассажирских пристаней, преимущественно в районах новой жилой застройки и в Затьмачье. 

Что касается многострадального трамвая. Согласно генплана, трамвайные пути должны остаться: по Петербургскому шоссе – улице Горького – Тверскому проспекту, проспекту Чайковского – улице Коминтерна (вокзалы); улице Благоева – улице Хрустальная на Соминку; проспекту Ленина – проспекту Калинина – улице Спартака – проезду Дарвина – проспекту Победы.
Планируется новая кольцевая трамвайная линия, соединяющая перспективную застройку в микрорайоне Южный с улицей Конечной – вдоль железнодорожных путей через реку Волга – в восточной части города на Сахаровское шоссе -  по северной части города к переулку 4-й Вагонников – улице Фрунзе – Петербургское шоссе.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года на базе аэропорта двойного базирования "Мигалово" запланировано создание крупного аэропорта-дискаунтера. 

В целом генплан Твери – масштабный документ, требующий внимательного изучения. Чтобы почитать его на досуге, нужно иметь много свободного времени. Но если оно есть, выложен генплан здесь. Осторожно, файл много весит.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх