https://tvernews.ru/news/251016

Погиб дважды: поисковики Тверской области подняли самолёт и останки летчика-героя, совершившего подвиг "по-маресьевски"

TIA, 09 Сентября 2019, 10:20
, 7
<strong>Автор: Сергей Титков</strong><p></p>

Минувшим летом тверские поисковики провели операцию по подъёму из болота в Зубцовском районе, в 3-х километрах от д. Веригино, сбитого в годы Великой Отечественной войны самолёта Ил-2. Пришлось осушить топь и копать практически вручную. Но усилия того стоили: подняли обломки штурмовика и останки лётчика, установили имя пилота, факты его героической биографии, нашли родственников. В поисковой экспедиции принимал участие сводный отряд НИВПЦ "Подвиг": ребята из отрядов "Разведчик", "Калининский фронт", "Русь" и "Звезда".

Искали танк, а нашли самолёт

Место падения самолёта обнаружили ещё три года назад. Разведчики поехали разыскивать подбитый советский танк. О нём была информация, машину в своё время не вскрывали и даже не пытались вытащить её из оврага. А спустя годы, когда появилась у поисковиков тяжёлая техника, вспомнили об этом танке, в котором, возможно, остался экипаж. Но, к сожалению, не нашли машину. Зато нашли рядом с болотом кусок брони от Ил-2, которая защищала двигатель. Сразу пришла мысль о разбившемся самолёте.

- В заросшей трясине было небольшое окошко воды. Ну, ребята разделись до трусов, влезли туда и лопатами шлёп-шлёп-шлёп - прощупали дно. Ага, что-то железное, металл заскрежетал по металлу. Достали ещё маленький кусок брони, проверили магнитометром. В этом месте большая аномалия железа. Есть самолёт! Но к подъёму удалось приступить только через три года – то погода была неподходящая, то ещё что-то, - рассказывает руководитель Военно-патриотического центра "Подвиг" Сергей Титков.

Поисковики - народ упорный

В этом году июнь выдался жарким и засушливым – самое то для работ на болоте. Подъём длился неделю и был очень тяжёлый, практически делали всё вручную. Сначала, чтобы подогнать технику, пришлось вырубать 1.5 км просеки в лесу.

Затем надо было как-то осушать болото, чтобы добраться до обломков Ил-2 (глубина до 4 метров). Поисковики - народ упорный: перегородили дамбой участок, который надо было осушать; установили деревянный сруб, вырыли дренажные каналы, подвели две помпы и начали откачивать воду.

А затем с помощью маленького экскаватора на базе квадроцикла и обычными лопатами стали откапывать обломки штурмовика. "В общем, намучились!" - подытожил Сергей Титков. 

Погибший дважды лётчик-герой

Подняли обломки машины вместе с останками лётчика. По сохранившимся заводским номерам на двигателе удалось узнать личные данные пилота. За штурвалом в 1942 году был 30-летний старший лейтенант Алексей Степанович Борисоглебский, уроженец Пензенской области. Лётчик оказался геройским, дважды погибшим, совершившим подвиг, прославивший в своё время легендарного Маресьева.

- Как нам удалось выяснить в архивах, штурман Борисоглебский погиб два раза за месяц. Первый раз он вылетал 6 августа 1942 года на боевое задание в сторону станции Осуга, где были немецкие эшелоны. На обратном пути был подбит. Ну, раз не вернулся самолёт на аэродром, значит, разбился. А лётчик погиб. Командование направило семье похоронку. Но оказалось, что тяжело раненый лётчик смог дотянуть машину с подбитым двигателем на нашу территорию, посадил самолёт, и пешком по лесам направился в свою часть, куда и пришёл через 4 дня обессиленный. 

При этом старший лейтенант Борисоглебский был тяжело ранен в голову – пробита щека и выбит глаз, большая кровопотеря. В госпитале лётчик пролежал месяц, а потом снова вернулся в часть. Видать, за его особые заслуги и геройство не комиссовали, а допустили к полётам. 

За то, что он смог посадить самолёт и избежать плена, его должны были наградить, но не успели – только представили к Ордену Боевого Красного Знамени. После госпиталя Алексей 9 сентября снова вылетел на задание уже на другом штурмовике Ил-2 практически в том же направлении – в сторону населённого пункта Ново-Александрово. И с этого задания лётчик уже не вернулся. 

- Судя по тому, какие были нанесены повреждения машине, а Ил-2 бронированный, его расстреливали зенитки. Артиллерийские снаряды практически не могли пробить бронь штурмовика. А тут из болота мы поднимали сплошные обломки. Значит, его гнали истребители на зенитную батарею.

Кусок лобового стекла с прицелом

Лопасть от пропеллера

Содержимое планшета

Заводской номер машины

Личные вещи летчика

Так отмывали поднятные обломки Ил-2  

Всё что осталось от кабины

Аллея лётчиков

3 августа останки лётчика перезахоронили в Погорелом городище. Сначала планировали похоронить в Веригино на общевойсковом кладбище. Но потом передумали.

- В Погорелом городище есть аллея лётчиков. Мы подумали и решили – пусть уж лучше герой покоится там. Сделали ему гранитный памятник, на церемонию пригласили родственников. Они сначала хотели увезти останки и захоронить где-то в Питере, но потом сказали, что надо всё-таки предать земле там, где погиб. Похоронили останки с военными почестями. А ещё мы родственников отвезли на это болото, где поднимали самолёт.

В планах поисковиков – установить на болоте, где упал самолёт, маленький памятник-пирамидку с красной звездой и табличкой. 

- Чужие там не ходят – ни туристы, ни грибники. Только поисковики. А они увидят пирамидку – воздадут почести погибшему лётчику, - добавил Сергей Вадимович.  

0
Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (7)


  • 10:44 09 Сентября 2019
    1 0
    Три поколения

    Как мало тогда нам исполнилось лет.
    По нашим знаменам струился рассвет.
    И молодость наша — как песня была.
    Потом эта песня нас в бой подняла.
    Ты мне приколола у сердца звезду.
    Ты мне говорила: "Я тоже пойду…"
    И воздух от взрывов был сер и тяжёл.
    Вот так начинался для нас комсомол.
    Как мало тогда нам исполнилось лет.
    Война погасила июньский рассвет.
    Мы снова оставили наши дела.
    И снова нас песня в поход повела.
    Не знали мы, кто возвратится назад.
    На горькой земле обелиски стоят.
    Как мало еще нам исполнилось лет.
    И вечная молодость. Старости нет.
    И жизнь наша с вами — ещё целина.
    Добра и надежды взошли семена.
    И прожитый день — это верность отцам.
    И память с мечтою у нас пополам.

    1999

  • 10:45 09 Сентября 2019
    4 0
    Всё хорошо, статья очень интересная, только заводской номер двигателя выглядит не так.

  • 13:38 09 Сентября 2019
    0 0
    Интересно было почитать...

  • 17:23 09 Сентября 2019
    1 0
    Вечная Память... Без пафоса. А поисковикам низкий поклон за их работу. Есть надежда, что мы всё ещё люди.

  • 18:24 09 Сентября 2019
    0 0
    пока еще люди пока

  • 20:54 09 Сентября 2019
    0 0
    Я тоже нашёл Пе-2, собрал по верхам обломки, на дальнейшие работы не хватает сил и времени((

  • 13:19 10 Сентября 2019
    0 0
    Титков фанат своего правого дела. Спасибо.

вверх