Погиб дважды: поисковики Тверской области подняли самолёт и останки летчика-героя, совершившего подвиг "по-маресьевски"
Минувшим летом тверские поисковики провели операцию по подъёму из болота в Зубцовском районе, в 3-х километрах от д. Веригино, сбитого в годы Великой Отечественной войны самолёта Ил-2. Пришлось осушить топь и копать практически вручную. Но усилия того стоили: подняли обломки штурмовика и останки лётчика, установили имя пилота, факты его героической биографии, нашли родственников. В поисковой экспедиции принимал участие сводный отряд НИВПЦ "Подвиг": ребята из отрядов "Разведчик", "Калининский фронт", "Русь" и "Звезда".
Искали танк, а нашли самолёт
Место падения самолёта обнаружили ещё три года назад. Разведчики поехали разыскивать подбитый советский танк. О нём была информация, машину в своё время не вскрывали и даже не пытались вытащить её из оврага. А спустя годы, когда появилась у поисковиков тяжёлая техника, вспомнили об этом танке, в котором, возможно, остался экипаж. Но, к сожалению, не нашли машину. Зато нашли рядом с болотом кусок брони от Ил-2, которая защищала двигатель. Сразу пришла мысль о разбившемся самолёте.
- В заросшей трясине было небольшое окошко воды. Ну, ребята разделись до трусов, влезли туда и лопатами шлёп-шлёп-шлёп - прощупали дно. Ага, что-то железное, металл заскрежетал по металлу. Достали ещё маленький кусок брони, проверили магнитометром. В этом месте большая аномалия железа. Есть самолёт! Но к подъёму удалось приступить только через три года – то погода была неподходящая, то ещё что-то, - рассказывает руководитель Военно-патриотического центра "Подвиг" Сергей Титков.
Поисковики - народ упорный
В этом году июнь выдался жарким и засушливым – самое то для работ на болоте. Подъём длился неделю и был очень тяжёлый, практически делали всё вручную. Сначала, чтобы подогнать технику, пришлось вырубать 1.5 км просеки в лесу.
Затем надо было как-то осушать болото, чтобы добраться до обломков Ил-2 (глубина до 4 метров). Поисковики - народ упорный: перегородили дамбой участок, который надо было осушать; установили деревянный сруб, вырыли дренажные каналы, подвели две помпы и начали откачивать воду.
А затем с помощью маленького экскаватора на базе квадроцикла и обычными лопатами стали откапывать обломки штурмовика. "В общем, намучились!" - подытожил Сергей Титков.
Погибший дважды лётчик-герой
Подняли обломки машины вместе с останками лётчика. По сохранившимся заводским номерам на двигателе удалось узнать личные данные пилота. За штурвалом в 1942 году был 30-летний старший лейтенант Алексей Степанович Борисоглебский, уроженец Пензенской области. Лётчик оказался геройским, дважды погибшим, совершившим подвиг, прославивший в своё время легендарного Маресьева.
- Как нам удалось выяснить в архивах, штурман Борисоглебский погиб два раза за месяц. Первый раз он вылетал 6 августа 1942 года на боевое задание в сторону станции Осуга, где были немецкие эшелоны. На обратном пути был подбит. Ну, раз не вернулся самолёт на аэродром, значит, разбился. А лётчик погиб. Командование направило семье похоронку. Но оказалось, что тяжело раненый лётчик смог дотянуть машину с подбитым двигателем на нашу территорию, посадил самолёт, и пешком по лесам направился в свою часть, куда и пришёл через 4 дня обессиленный.
При этом старший лейтенант Борисоглебский был тяжело ранен в голову – пробита щека и выбит глаз, большая кровопотеря. В госпитале лётчик пролежал месяц, а потом снова вернулся в часть. Видать, за его особые заслуги и геройство не комиссовали, а допустили к полётам.
За то, что он смог посадить самолёт и избежать плена, его должны были наградить, но не успели – только представили к Ордену Боевого Красного Знамени. После госпиталя Алексей 9 сентября снова вылетел на задание уже на другом штурмовике Ил-2 практически в том же направлении – в сторону населённого пункта Ново-Александрово. И с этого задания лётчик уже не вернулся.
- Судя по тому, какие были нанесены повреждения машине, а Ил-2 бронированный, его расстреливали зенитки. Артиллерийские снаряды практически не могли пробить бронь штурмовика. А тут из болота мы поднимали сплошные обломки. Значит, его гнали истребители на зенитную батарею.
Кусок лобового стекла с прицелом
Лопасть от пропеллера
Содержимое планшета
Заводской номер машины
Личные вещи летчика
Так отмывали поднятные обломки Ил-2
Всё что осталось от кабины
Аллея лётчиков
3 августа останки лётчика перезахоронили в Погорелом городище. Сначала планировали похоронить в Веригино на общевойсковом кладбище. Но потом передумали.
- В Погорелом городище есть аллея лётчиков. Мы подумали и решили – пусть уж лучше герой покоится там. Сделали ему гранитный памятник, на церемонию пригласили родственников. Они сначала хотели увезти останки и захоронить где-то в Питере, но потом сказали, что надо всё-таки предать земле там, где погиб. Похоронили останки с военными почестями. А ещё мы родственников отвезли на это болото, где поднимали самолёт.
В планах поисковиков – установить на болоте, где упал самолёт, маленький памятник-пирамидку с красной звездой и табличкой.
- Чужие там не ходят – ни туристы, ни грибники. Только поисковики. А они увидят пирамидку – воздадут почести погибшему лётчику, - добавил Сергей Вадимович.