Известность по-тверски и по-чеченски: уличный боец Андрей-Ибрагим рассказал о драйве ринга и кавказских корнях
На 24-летнего тверичаниа Андрея Ефимова обрушилась двойная слава: сначала как на успешного уличного бойца, а затем как на чеченца по рождению, ищущего своих родителей. Зрелищные бои Андрея-Ибрагима набирают миллионные просмотры на Ютубе, а в соцсетях и мессенджерах тысячи людей со всего мира предлагают помощь брату по крови. Сейчас парень на распутье: как вписаться с русским менталитетом в кавказскую культуру? К тому же настоящий чеченец – это только мусульманин. А тут ещё и проблема с татуировкой…Осенью он собирается ехать в Грозный, чтобы увидеть горы. А ведь всё могло обернуться в жизни иначе, и маячило на горизонте "небо в клеточку".
***
О своём подростковом возрасте Андрей скромно говорит, что с 6 класса "перестал маму слушать". По факту, одинокая женщина просто не справлялась с воспитанием сына, у которого взыграли гормоны вкупе с кавказскими генами. А дальше всё типично – улица, плохая компания, хулиганство и не только, приводы в милицию, постановка на учёт и т.д. В итоге мать ограничили в родительских правах, и Андрея отправили в приют на перевоспитание (Социальный реабилитационный приют для подростков в Твери). После 9-го класса сначала парень поступил вместе с одноклассником в промышленно-экономический колледж, но начал злостно прогуливать и в учебном заведении не задержался. Потом вернулся в школу, закончил 10-й класс. И перед Андреем встал выбор – идти в 11-й класс и оставаться жить в приюте под контролем или поступить снова в какой-нибудь колледж и жить в общежитии. Так как в компьютерах парень разбирался хорошо и даже одно время увлечённо, то и выбрал Тверской полиграфический колледж, который окончил по профессии "мастер по обработке цифровой информации"…Но пошёл работать на стройку подсобным рабочим.
- Ни одного дня я по профессии не проработал, у меня нет усидчивости, я не могу сидеть в офисе по восемь часов от звонка до звонка, это безумно скучно. Мне нужен драйв, движение, нужно куда-то энергию выплёскивать. Я познакомился с моим будущим напарником Пашей. Он работал монтажником пластиковых окон. "Натяжные потолки, пластиковые окна, входные и металлические двери". Видите? Уже от зубов отлетает. Мы начали работать в паре, и мне понравилось: стал зарабатывать, к тому же график плавающий, гибкий.
Через три года такой физически тяжёлой работы Андрей почувствовал, что начал набирать форму. И как-то попалось на глаза видео уличных боёв "Strelka". Захотелось себя испытать. Немного позанимался с ребятами во дворе, чтобы удары отработать, три месяца походил на бокс. И Андрей посчитал, что он готов. Первый же бой, на удивление, парень выиграл, причём зрелищно – соперника вырубил с ноги в нокаут. После чего "немного звёздочку словил".
- Все бои выкладываются на Ютуб, и если показываешь зрелищный поединок, то очень быстро становишься популярным. Миллион просмотров, два, три…И вот уже люди незнакомые на улице подходят, руку пожимают: "Видел твоё выступление. Круто!". И это было только начало.
Правда, потом два боя Андрей на "Стрелке" проиграл, но подумал, что всё равно будет приезжать на уличные бои, которые проходили в Москве и Питере, пусть и не ради победы, а потому что там царит особая энергетика, атмосфера драйва, ощущение, как будто "пришёл на разборку, но там всё по-доброму". То ли этот настрой, то ли удача повернулась к тверскому бойцу, но потом последовала череда побед, и он дошёл до финала. Соперник был серьёзный, кроме проигрыша Андрей ещё получил в тот раз свою первую серьёзную травму – сотрясение мозга: "когда встаёшь с кровати, а тебя штормит и ведёт, раскоординация движения была".
Андрея заметило руководство тверского клуба "Валдай" и предложило бесплатно заниматься, любые виды тренировок, но за это перед боем спортсмен должен говорить, что выступает от этого клуба. Почему бы и нет? После Андрей уже начал готовиться к боям с личным тренером. Даже выиграл в Твери турнир по боксу и боевому самбо. А четыре месяца назад ему поступило первое коммерческое предложение – боец выступает в фирменной форме одной из компаний энергетических напитков за денежное вознаграждение.
Напарник Паша сначала с большим сомнением и недоверием относился к увлечению Андрея уличными боями. К тому же тренировки стали занимать время от работы.
- Он выходит на перекур, я вместе с ним, надо подвигаться. Вот я на нём удары поотрабатываю, а он здоровый – 130 кг весит, с ним интересно возиться. А он мне говорил: "Зачем тебе это надо? У тебя ничего не получится. Мозги отобьют, дураком на всю жизнь останешься". Он, конечно, здравые вещи говорил. И он старше меня лет на 10. Но…это ведь моя жизнь, и мой выбор. Потом будешь жалеть – почему не попробовал, а вдруг бы получилось…В общем, он в меня не верил, а потом, когда всё это выстрелило, он признался, что был не прав.
Когда популярность тверского уличного борца Андрея Ефимова выросла, а просмотры на Ютубе стали уже миллионными, организаторы "Стрелки" сняли про парня документальный фильм. Это был коммерческий проект (больше просмотров - авторам видео больше денег). Тогда-то Андрей и рассказал о том, что был усыновлён и что он чеченец по национальности.
Когда Андрей ещё был в 7 классе, мама открыла правду о его рождении. Но мальчик особого значения этому факту тогда не придал: "она моя мама, другой у меня нет".
- Но к 18-ти годам кавказская кровь начала себя проявлять. Меня и раньше-то тянуло на приключения, а тут просто зашкаливать начало. Мне стало любопытно – почему так? Захотелось узнать о своих корнях и даже заняться поиском родственников.
После выхода фильма с Андреем связался через соцсети житель Германии, тоже чеченец по национальности. Тверичанин выслал ему фото, написал краткую историю о том, что знал. Первый пост появился в WhatsApp, к тому же знакомый сделал большую рассылку по группам и сообществам. А потом подобный же пост опубликовали в одной из чеченской групп в Instagram. И тут началось…
Резонанс случился бешеный: репосты в группы с сотнями тысяч подписчиков, посыпались сообщения, круглосуточные звонки из разных стран, не только из Чечни. На аккаунт Андрея начали подписываться незнакомые люди, по 5 тысяч человек в сутки. Там же был опубликован его номер телефона. В скором времени, молодой человек понял, что сделал ошибку. Жизнь превратилась в "офисную работу в кол-центре": несколько дней Андрей только и делал, что отвечал на звонки, разговаривал по душам, рассказывал свою историю, боясь кого-нибудь обидеть отказом. Чтобы поесть, приходилось отключать телефон. В общем, Андрей после такой сумасшедшей телефономании записал и опубликовал в соцсетях видеообращение, где извинился перед теми, кому он не успевает ответить. Эффект был с точностью до наоборот – поднялась вторая волна интереса к чеченскому парню – уличному бойцу, живущему в Твери. К тому же надо учитывать, что в Чечне настоящий культ бойцов и единоборств. Поэтому Андрей там стал очень популярным.
Информация, очевидно, дошла до главы Чеченской республики Рамзана Кадырова, потому что с Андреем на связь стали выходить высокопоставленные люди, руководители чеченских диаспор с предложением помощи в поисках биологических родителей.
- Чеченцы – очень сплочённый народ, они за своих так переживают. Я даже в какой-то момент сам начал переживать за тех, кто за меня переживает…Ведь со мной ничего не случилось, я жив и здоров, работаю, просто хочу найти родственников. И практически от каждого я слышал фразу: "В любое время дня и ночи звони, ты наш брат, мы тебе поможем, где бы ты ни находился". Я когда это говорю вам, у меня аж мурашки по коже от осознания масштаба и захлестнувших эмоций – в любой точке мира есть чеченцы, которые готовы прийти к тебе на выручку, если что-то случится. Я со своим русским менталитетом вхожу в эту кавказскую культуру и не понимаю, как это всё работает. Это было для меня шоком, настоящим потрясением.
Все звонившие искренне хотят помочь: деньгами, приглашают приехать в Чечню, предлагают принять ислам, оплатить генетическую экспертизу, кто-то уверен, что Андрей-Ибрагим – это их родственник. Узнав, что тверичанин не женат и у него нет сейчас отношений (Андрей расстался несколько месяцев назад с девушкой), обещают найти чеченскую жену и т.д.
- Так, одна из позвонивших женщин попросила меня сообщить реквизиты банковской карты. Рассказала, что они живут не богато, но могут выслать мне денег. Другой чеченец сказал, что если я согласен, то в течение 10-ти минут за мной заедут и отвезут в Москву, там купят билет на самолёт до Грозного, и через несколько часов я будут среди друзей и мы пойдём искать мою семью. Я очень благодарен людям за их отзывчивость, но я так тоже не могу – всё бросить и уехать. У меня своя жизнь, работа, бои.
Сыграла свою роль и внешность парня – рыжеволосый и голубоглазый. Оказывается, именно так выглядели чистокровные жители Чечни и других кавказских народов. Схожие черты со своей национальностью чеченцы пытаются найти в Андрее и в том, как он говорит, как одевается, что делает. Особым доказательством чеченского происхождения стала для людей его увлечённость уличными боями.
- Я выложу фотографию, а мне сразу в комментариях пишут, что прикид как в Урус мартановском районе, выгляжу, как из того села, стою – как из другого.
Сильно досталось Андрею из-за его татуировки. Ведь по законам ислама, запрещено видоизменять тело, сотворённое Аллахом. Татуировку парень набил себе ещё в подростковом возрасте. На ней изображён персонаж по имени Скорпион из популярной компьютерной игры жанра файтинг "Мортал комбат".
- Его стихия - огонь, а я рыжеволосый. Он дерётся, я тоже дерусь. Мы в чём-то похожи. К тому же я сделал татуировку, когда у меня были друзья с общими интересами, это был очень хороший период времени. Так что это ещё и напоминание о том, как было хорошо, ностальгия по детству, потому что все мои пацаны-ровесники играли в эту игру. Так что тату я сделал ещё до того, как началась моя история с чеченскими корнями. Да и свести её я тоже не могу, поскольку ислам запрещает наносить вред своему телу. Вот такой получается казус.
По словам Андрея, его также поразило, с каким тактом и вежливостью с ним общалось большинство людей.
- Всегда спрашивают, удобно ли мне сейчас разговаривать. Звонили и женщины. Что меня удивило, так это их голоса – тонкие и нежные. У нас мало таких, может, потому что много курят. А чеченские девушки, в свою очередь, удивляются, что я так по-простому и по-доброму с ними общаюсь. У них ведь очень строгие правила взаимоотношения между мужчиной и женщиной, не как у нас в России. И вот тоже по поводу женитьбы…Я так не могу, чтобы за меня решали, кто будет моей женой. Да и для девушки – это несправедливо. В общем, не моё это.
Были, конечно, и негативные посты о том, что Андрей - обманщик и просто хочет хайпнуть на истории с чеченским происхождением. На них парень реагировал болезненно, поскольку, во-первых, это неправда, а во-вторых, "мне очень неприятно, когда люди думают обо мне плохо без причины". Поэтому он выложил в соцсетях фото документов об усыновлении.
А фактов пока очень мало. Известно, что мальчик родился 19 января 1995 года в тверском роддоме №1. А документ об усыновлении датируется 6 марта того же года, где написано, что Алимерзаев Ибрагим Ахмедович стал Ефимовым Андреем Владимировичем. Андрей пытался хотя бы что-то узнать о своей биологической матери, почему он остался в роддоме, но на все запросы получал ответ, что это информация конфиденциальная, а потому разглашению не подлежит.
В конечном итоге, Андрею пришлось купить другую сим-карту и сменить номер телефона - бесконечные эмоциональные разговоры очень выматывают.
Сейчас "русский чеченец" ждёт результатов от МВД Чеченской республики, которое обещало помощь в поисках семьи. Также в этом году Андрей планирует всё-таки съездить в Грозный, встретиться с теми людьми, которые оказали ему поддержку, посмотреть на горы.
- Я гор вживую никогда не видел. Я прыгал с парашютом и знаю, что такое чувство высоты. Но там ты падаешь. А в горах ты постоянно в этой высоте, просто дух захватывает, как представлю. Приглашений поступало очень много. Люди писали, чтобы я не останавливался в гостиницах, иначе для них это будет позором. Чтобы никого не обидеть, я перед поездкой выложу видео в Инстаграм, скажу, когда приезжаю и, если кто хочет со мной встретиться, приходите. В общем, даже не знаю, что будет…
В конце августа в Твери состоится своя "Стрелка", уже во второй раз. Кстати, на первые бои под открытым небом пришло более 600 человек. На стадионе в парке Текстильщиков даже пришлось устанавливать трибуны. На этот раз Андрей будет соорганизатором, он будет отвечать за отбор бойцов (по весу, опыту и т.д.), чтобы бои были честными, формировать бойцовские пары.
- В прошлый раз, к примеру, на ринг вышел простой парень с улицы, монтажник, а противником был технарь, боксёр. Тех, кто профессионально занимается борьбой, сразу видно. И выстёгивать соперника в одну калитку – нечестно и подло. А вообще я хочу завести на Ютубе свой видеоблог, куда буду выкладывать контент – видео боёв и не только. Драться я всю жизнь не планирую, ну, лет до 30-ти.
"Стрелка" считается уличными боями без правил, но это не так. Да, поединки любительские, но всё-таки свой регламент и неписанные законы есть: нельзя бить локтями и коленями в голову, запрещены удары по позвоночнику и в пах, но разрешены болевые и удушающие приёмы. В профессиональном спорте раунды ограничены чётко по времени (3-5 минут), судьи считают очки за все акцентированные удары, переводы на землю и объявляют победителя. В любительских боях нет определённого времени. Там поединок может длиться 20 и даже 30 минут. Если в результате удушающего приёма противник терпит и не сдаётся до последнего, то расцепляют захват и бой прекращают, когда человек обмякнет и потеряет сознание. Но обычно достаточно похлопать рукой, чтобы поединок остановили. Бой прекращают при добивании соперника, когда он уходит в пассивную защиту и не наносит ответных ударов. Ну, и конечно, бой заканчивается после нокаута.
- Есть такие упёртые, которые на характере не хотят сдаваться и идут до конца. Меня тоже душили, я как мог выбирался, но до гипоксии не довожу. Оно этого не стоит! Болевые приёмы тоже травмировали, но терпимо. А вообще самые тяжёлые по самочувствию – это первые несколько дней после боя. На ринге песок, ты потеешь, он прилипает к коже и натирает её, как наждачная бумага. Ссадины, синяки, вывих челюсти, растяжения, рассечённые брови и губы, выдернутые ногти – это всё мелочи. Во время боя на адреналине боли не чувствуешь. Она приходит потом, на следующее утро.
Дерутся мужики в специальных перчатках – шингардах, которые надевают на обмотанные бинтами руки. Андрей предпочитает бороться в стойке, борьба и возня на земле – не интересны. Он любит зрелищные бои.
- Просто вырубить соперника – это короткий бой. А людям нравится смотреть на продолжительный поединок. Ну, вот представьте. Человек наделал себе бутербродов, налил чайку, сел перед компьютером: "О, сейчас Андрюха будет драться". И только один бутерброд съел, а бой закончился. Разочарование! А когда развязка ещё далеко, это намного интереснее. Вертушки, удары ногами – людей это заводит, подстёгивает. Какие-то древние инстинкты просыпаются. Вот, к примеру, выходит на ринг мужик лет 50-ти, у него уже внуки есть. Спрашивают – зачем тебе это надо? А он объясняет: "Я живу на ринге, реально живу, это моё спасение, а всё остальное – это бытовуха и рутина. Только на ринге я настоящий и могу быть тем, кто я на самом деле". И я его понимаю, я кожей чувствую, что он имеет в виду. Мы таким образом выплёскиваем накопившийся негатив, отрицательную энергию.
Впрочем, философию подобных боёв описал ещё Чак Паланик в своём знаменитом "Бойцовском клубе".
Несмотря на увлечение уличными боями, Андрей всё же человек чувствительный и ранимый. Один из его главных принципов общения с людьми – относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Поэтому он старается вести себя достойно и уважительно в разных ситуациях. Как говорит борец, "я чувствую дистанцию". Так, при встрече с представителями чеченской диаспоры в Твери друг Андрея очень переживал, как бы тот чего не ляпнул лишнего. Но краснеть за нашего земляка не пришлось: он понравился старейшинам, они даже были удивлены, что парень оказался таким воспитанным и вежливым.
- Знаете, я раньше был уверен, что все эти истории про гены и зов крови – сказки, и что человека формирует как личность исключительно условия его среды обитания и общества, в котором он живёт. Но теперь я на собственном опыте убедился, что это не так. Я русский, воспитывался и живу в России, но чувствую, что становлюсь кавказцем. По крайней мере, многое в их культуре мне близко и понятно. Так что я пока сам ещё не осознал до конца свой статус, я на распутье.
Фото из личного архива Андрея Ефимова.