Современный певец старинного эпоса. Как сказитель из Тверской области сохраняет былинную традицию
30 и 31 августа в Кашине пройдёт фестиваль народных промыслов и ремёсел "Золотая нить традиций", организованный при поддержке министерства культуры РФ и Кашинского городского округа. На одной из площадок выступит известный сказитель былин Александр Маточкин. В преддверии фестиваля он рассказал, как стал современным Бояном и что притягательного нашёл в устном народном творчестве. Записала беседу Светлана Маркина.
Искал совершенную словесную форму
Александр Маточкин живёт в Тверской области в обычной деревенской избе. А вот уклад его жизни и его профессию обычными не назовёшь. Александр воспитывает семерых детей, носит бороду и работает сказителем стaрин (былин). Учился он в Санкт-Петербурге, куда приехал из Североморска в 1995 году и поступил сначала на исторический факультет СПбГУ. Проучившись там четыре года, решил профессионально заняться устным народным творчеством и поступил на первый курс филфака.
Отчасти на это решение повлияло моё увлечение поэзией. Я читал стихи, заучивал, пытался сам сочинять. Поиски совершенной словесной формы привели в итоге к народному материалу. Особенно впечатлил живой устный язык, с которым я столкнулся в деревнях. Сказалось и участие в Фольклорном ансамбле университета, где я знакомился с прекрасными образцами устного песенного слова. Хотелось понять устройство этой красоты.
В университете я написал работу по технике стихосложения трёх печорских сказителей. Разобрался с этим как мог подробно. Что сказывание былин в итоге станет моей профессией, поначалу я не мог предположить. Но поддерживало мой интерес именно желание применить знания на практике, ввести их в повседневный обиход. Стал потихоньку пробовать. Исследовал, перенимал, копировал и запоминал звуковые и письменные источники. Чтобы перенять почерк, надо наложить кальку и обводить букву за буквой первоисточника, пока тебе не станет понятна логика написания каждого знака. Так и здесь: поёшь со сказителем, пока не добьёшься полного слияния, так что начинаешь петь и мыслить, как он.
Во время сказания можно и соблюдать традицию, и добавлять что-то своё – одно не противоречит другому. Традиции свойственна живость и изменчивость. Каждый новый сказитель создаёт эпос заново, под себя. Ты вкладываешь свою душу, отдаёшь своё время, применяешь свой талант, тратишь свою жизнь. Ведь мы поём старины не когда-то для кого-то, а здесь и сейчас, это всё происходит с нами, для нас и, в какой-то степени, про нас. Ещё в аспирантуре, рассмотрев всего трёх сказителей, я увидел, что они сказывают каждый на свой манер. И это и есть традиция. В этом её живучесть и привлекательность для всё новых и новых поколений творцов.
Былинное слово не прекратится никогда
Впервые я выступил по приглашению друга в декабре 2012 года в Челябинске. Сейчас сказываю былины довольно часто. Только это не выступления, а посиделки. Выступления это там, где сцена, артисты, зрители, билеты и прочее. Я стараюсь такое не делать. Обычно собираемся небольшой компанией за столом. Начинаем пить чай. Если есть незнакомые, я хотя бы немножко узнаю, с кем буду сегодня общаться. Потом перехожу к сказаниям.Выбираем, какое нам сегодня интересно, и вперёд. Сказываю я без инструмента, также, как и старые сказители, от которых я учился.
За вечер пропеваю 2-4 сказания. Порою делаю остановки. Могу по ходу рассказать сказку, спеть песню. Предлагаю что-нибудь рассказать или спеть присутствующим. Вот тут может и инструмент пригодиться – гармонь или гусли.Поиграли, попели, и с новыми силами опять приступаем к ста́ринам. Или под конец посиделок бывает, что сил и решимости запеть новую старину уже нет, а что-то сыграть на гармошке – ещё можно. Ведь посиделки, бывает, длятся и четыре, и пять часов.
Да, многие сейчас увлекаются чем-то другим, а не ста́ринами. Но всё-таки есть и те, кто активно интересуются эпосом – слушают, перенимают, сказывают. У меня бывали такие периоды, когда я проводил по 30 сказительских событий в месяц. Всё это разные аудитории, всё новые и новые люди, которых никто не заставляет, ими движет живой интерес. Так что сказать, что жанр былины умер, я не могу. Я думаю, совсем былинное слово не прекратится никогда. Всегда будут находиться люди, которые будут посвящать себя этому делу.
Герои былин мне не чужие
Я питаю уважение ко всем героям былин. Каждый богатырь чем-то примечателен и не похож на остальных. Ассоциирую ли я себя с кем-то из героев? В процессе сказывания – бывает. Наверное, это неизбежно. Ты сопереживаешь герою, повторяешь слова, сказанные им, размышляешь над его поступками и судьбой. Хотя и дистанция остаётся, конечно. А по жизни,пожалуй, нет, не ассоциирую. Я сказитель, а они воины, купцы, бояра, князья. Но они мне не чужие, конечно.
Думаю, что цели и у старинных, и у современных сказителей одни и те же. В первую очередь – поддержать живое увлекательное общение. Во многом мы такие же люди, как наши предки. Какого-то кардинального изменения человеческого вида пока не произошло, на мой взгляд. Былины – это явление ритмичное, упорядоченное, что конечно, как и вся поэзия, связано с укладом и порядком этого мира. И былинное сказительство может влиться в любую размеренную упорядоченную жизнь, в том числе и сегодня.
Наш мир возник только-только
Сейчас есть интерес к народному. Это такая тема, которая не потеряет актуальности никогда. Мы все, в конечном счёте, из народа, корни наши оттуда. Наш мир возник только-только, и мы, в сущности, толком ещё о нём ничего не знаем. По крайней мере, у меня такое ощущение. Мир крестьянина создавался веками, и многие-многие поколения пропустили его через себя, через свои жизни и души, через свой опыт. Поэтому, думаю, мир крестьянина более осмыслен, продуман и увлекателен в наших глазах.
Сказительство, по моим ощущениям, это сильная вещь. Если правильно его применять, то, думаю, можно решить многие проблемы с памятью, психикой, речью, мышлением, физиологией. Ну а культурная ценность былинного эпоса общепризнана, по-моему. Былины проходят в школах и вузах. Правда, обычно упускается тот момент, что сказывание былин – это живая повседневная человеческая практика.