24 Ноября 24, 10:07
Новости, Общество
12 Августа 2019, 11:04

"Мне говорили, что я никогда не окажусь в космосе": Сергей Рязанский рассказал о бескрайнем космосе, внеземной жизни и о Боге

Сергей Рязанский - российский лётчик-космонавт-испытатель, Герой России, 535-й космонавт мира и 117-й российский космонавт. Зато он первый в мире учёный - командир космического корабля. Он провел за пределами нашей планеты 306 дня, из них - 27 часов в открытом космосе. Сегодня 44-летний Сергей пишет книги и ведет популярный блог, в котором рассказывает о жизни космических пилотов на Земле и её орбите.

В Тверь космонавт приехал по очень приятному поводу: в магазине "Абракнигабра" известный российский космонавт представил широкой публике свою новую книгу "Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике". Это сборник популярных вопросов на тему космонавтики, космоса и невесомости, на которые честно ответил сам автор, проиллюстрировав фотографиями. Корреспонденту ТИА удалось пообщаться с Сергеем перед началом встречи с читателями.  

Беседа получилась очень занимательной и интересной. Признаться честно, было мало времени. Отведенных полчаса не хватило, чтобы полностью удовлетворить свое любопытство и вдоволь наговориться со столь разносторонне развитым человеком. И всё-таки космонавт успел рассказать массу интересного, поделиться личными переживаниями и воспоминаниями. Беседовала Алена Разумихина.

                          Из болезненного мальчика в ученого-биолога 

Я абсолютно не мечтал быть космонавтом, как мои сверстники. Я был очень болезненным ребенком. В первом классе меня фактически не допускали до уроков физкультуры по состоянию здоровья. Постоянные воспаления легких, бронхиальная астма и так далее. Родителям надоело, что я болею, они занялись мной. 

Меня отдавали в различные виды спорта, я обливался водой, закаливался, бегал босиком по снегу. И как-то в переходный возраст все мои заболевания ушли.

Но все равно я изначально понимал, что космонавты – это элита, а я обычный мальчик, да еще и болезненный. Зато я твердо знал, что буду ученым. Мне нравилась биология. Космос в мою сферу интересов не входил. И это несмотря на то, что мой дедушка был связан с космонавтикой. Он был одним из главных конструкторов страны, работал под руководством Королева.  Михаил Сергеевич Рязанский был ответственен за системы радиоконтроля и телеметрии.

Но он так никогда и не узнал, куда меня занесло. Мой дедушка умер, когда я был маленьким. Я уверен, что он наблюдает сейчас за мной и ему приятно то, что я делаю. 

                                       Случайности не случайны 

Все произошло совершенно случайно, как и все в нашей жизни. Я закончил биологический факультет МГУ в 1996 году. В 90-е годы с наукой в стране было достаточно грустно. Я уехал в Штаты, там поработал какое-то время, потом вернулся обратно. Начал работать в Институте медико-биологических проблем РАН, который занимался космической медициной и биоспутниками.

И меня как биолога поставили на биоспутники. Отправлял в космос обезьян, исследовал их до и после полета. Потом этот проект закрыли, и я начал работать с людьми, обследовал космонавтов. В какой-то момент Российская академия наук решила набрать ученых. И нас, нескольких испытателей (потому что параллельно мы подрабатывали внутри института испытателями космической техники) вызвали и сообщили, что РАН занимается набором, поэтому пишите заявления в отряд. В итоге, по здоровью смог пройти только я. Тогда мне было 29 лет. А ведь когда-то я был очень болезненным ребёнком. 

                    105 экзаменов, диссертация и 10 лет подготовки

Мне говорили, что я никогда не окажусь в космосе. Но вопреки всему я там оказался. Получилось это в 2003 году, когда РАН набирал ученых. Но в 2005 меня вызывает руководство и говорит: "Сергей, так получилось, но ты никогда не полетишь в космос, ищи новое место работы". Дело в том, что в 2003 году случилась трагедия с шаттлом "Колумбия", американцы закрыли программу шаттлов и выкупили все места учёных на наших кораблях на 12 лет вперед. 

У нас в корабле центральное место – это место военного командира, левое кресло - бортинженера с инженерным образованием, а правое – кресло ученого как полезной нагрузки. И я должен был лететь как полезная нагрузка. 

В тот момент, когда мне сказали, что у меня нет шансов, я понял, что сильно хочу полететь и стать космонавтом. Когда что-то запрещают, еще больше этого хочется, вот так я устроен, упрямый, как баран.

Я начал суетиться и ходить к руководству, пытался доказать, что я справлюсь, чтоб мне дали возможность переквалифицироваться. Но у нас система очень консервативная, свои внутренние правила. А у меня погон нет, инженерного образования нет, поэтому - свободен! 

Чтобы доказать, что я настоящий ученый, защитил кандидатскую диссертацию по специальностям "физиология" и "авиационная и космическая медицина". Принимал участие в различных экспериментах.  Я был командиром экипажа в проекте "Марс-500" (это эксперимент по имитации пилотируемого полёта на Марс). И как-то раз меня увидел глава Роскосмоса.

Он спросил у своих сопровождающих: "А когда этот бравый командир летит?". А ему ответили: "Никогда, товарищ генерал". Он потребовал доложить ему о причинах и пообещал разобраться.

В виде исключения мне дали возможность пересдать 105 экзаменов. И в итоге я стал первым бортинженером без инженерного образования. На это ушло 10 лет. Набирали нас в 2003 году, а первый полет у меня был лишь в 2013 году.

Да, 105 экзаменов. Ты должен знать наизусть системы корабля, системы МКС, это порядка 70 инженерных предметов. Кроме этого, прекрасно знать программирование, науку, физику, химию, биологию, медицину, звездно небо, иностранные языки. Космонавт - универсальный солдат, который должен уметь делать всё! Да я биолог, но на выходе получается универсальный специалист, который может пилотировать, программировать, провести операцию, спаять и т.д. 

Члены экипажа абсолютно взаимозаменяемы. Основная задача космонавта-  это не летать в космос, а учиться, учиться и учиться. Я продолжаю учиться, правда, уже по другим направлениям. 

                   Бескрайний космос и удивительная планета Земля

Первый полет запомнился на всю жизнь. Ощущения были смешанные. Во-первых, я испытывал ответственность за то, что предстояло полгода тяжелой работы. И самое главное чувство внутри сидело – не подвести. И во-вторых, это дикий восторг от невесомости, где паришь. Это совершенно ни с чем не сравнимое чувство. 

Космос - бескрайний, тёмный, несмотря на безумное количество звезд. Их гораздо больше видно на орбите. С Земли человек видит порядка 2 тысяч звезд, а космонавт из иллюминатора станции – 8 тысяч. Приходит понимание, насколько наша планета маленькая в масштабах Вселенной, а ты сам - песчинка в этом бескрайнем пространстве.

Земля очень красивая. Именно поэтому моя первая книга вышла под названием "Удивительная земля". Это сборник фотографий с первого полета. Сейчас к ноябрю мы готовим "Удивительная земля 2". Пока это рабочее название. Но это уже будет большой альбом с фото. 

 

                                                Год в космосе

Я жил на МКС два раза по полгода. В течение 6 месяцев работаешь без выходных. Каждый день расписан с 6 утра до 10 вечера. Жесткий распорядок. Каждый день обязательно надо выделить 2 часа на физкультуру. Потом идут научные эксперименты, инженерные работы по поддержанию станции. 

В ноябре 2018 года мы праздновали 20 лет станции, поэтому там постоянно что-то ломается, надо что-то починить, заменить. Потом аппаратуру прислали, её надо инкрементировать. Плюс еще работу по дому никто не отменял, то есть уборку. Станция – это огромный механизм и дом, за который ты в ответе. 

Одиночества там нет. Это современная космическая станция. Я могу через спутник позвонить на любой мобильник мира. Пообщаться с женой, друзьями, поздравить кого-то с Днем рождения. Раз в неделю – космический скайп. Это когда в течение 40 минут у тебя видеоконференция с друзьями, с семьей.

Но всё равно скучаешь, несмотря на то, что ты к этому стремился так долго.  Скучаешь по привычному образу жизни. Хочется с ребятами сходить в бар, посмотреть футбол, хочется обнять своих детей. А на Земле весна, и хочется полной грудью вдыхать эти запахи. Ты вдруг осознаешь, что есть мелочи, которых ты раньше не замечал, а потому начинаешь их ценить. 

Хотя, распорядок дня очень жесткий, находилось время для хобби. Все свободное время проводил около иллюминатора. Делал фотографии космических красот и Земли. За два полета получилось 250 тысяч фотографий. Они вошли в первую книгу, будет еще одна. Это моя попытка передать эмоции, которые меня переполняли, а словами так не расскажешь.

Земля – вечный телевизор. Он каждый раз показывает что-то новое: где-то вулкан проснулся, где-то наводнение, где-то зажглись ночные города или северное сияние. 

                              Космос и космические головные боли

В космосе с человеческим организмом происходят изменения, к которым он постепенно адаптируется. И к этому космонавты готовятся. Я как биолог и физиолог прекрасно понимаю, что будет происходить и как. И знаю, как с этим справляться. В невесомости лично я чувствовал себя превосходно. Но это не со всеми так, у кого-то возникали проблемы. 

В космосе опухает морда (смеется). Это происходит из-за перераспределения жидкости в верхнюю часть тела. Повышается внутричерепное давление, появляются специфические головные боли, так называемые, космические.

Наверняка обращали внимания, когда космонавтов показывали на видео, что они такие одутловатые. Жидкость приливает к верху, а ножки становятся тоненькими. В невесомости ощущения, как будто тебя перевернули вверх тормашками, и к голове прилила горячая кровь.  К этому привыкаешь, но легче от этого не становится.

К тому же атрофируются мышцы, именно поэтому в космосе нужно заниматься споротом каждый день по два часа. А по возвращении понимаешь, что и этого недостаточно.

Вымывается кальций. Организм теряет 6-10%, это много. Потеря кальция происходит даже больше, чем у беременных женщин. Дело в том, что наш организм так устроен интересно, если он что-то не использует, то он тут же начинает от этого избавляться. Если человек не будет читать книги, у него будет разрушаться мозг. Поэтому, друзья, читайте книги! Это мой совет. 

                                        Космос не прощает ошибок

Нештатные ситуации были, но страха не было. При выходе в открытый космос существует единственный страх – подвести команду, облажаться, не показать тот профессиональный уровень, на который ты тянешь. И это пересиливает страх за собственную жизнь. Гораздо важнее - сделать свою работу качественно и ответственно.

Дело в том, что за тобой и твоей небольшой работой стоят сотни тысяч людей, которые на земле разрабатывали аппаратуру, научный эксперимент. При этом были понесены огромные финансовые затраты. А ты на вершине пирамиды и от тебя зависит, как все пройдет.

В целом выход в открытый космос – это самая интересная часть полета, опасная и тяжёлая одновременно. Если оторваться от станции – это всё! Обратно ты не вернешься никогда, и спасти тебя нет возможности. У американцев есть сейферы (от англ. слова save что значит спасать). Это такие баллончики с газом, которые могут тебя подтолкнуть к станции. У нас таких нет. Мы работаем на фалах с карабинами, это чисто механическая страховка. Прицепил карабин, подёргал – крепко ли держится, перебрался, потом прицепил карабин, снова подёргал, перебрался и так шаг за шагом.

У меня был один из самых длинных выходов в открытый космос за всю историю нашей советской и российской космонавтики - 8 часов 7 минут. В нашей истории только один выход длиннее - 8 часов 12 минут. 

Мы тогда устанавливали большие телескопы. И получилась нештатная ситуация – питание на телескопы шло, а телеметрия нет. И несмотря на то, что мы шли с опережением графика, все равно получился один из самых длинных выходов. Земля сообщила нам о проблеме. Мы не могли оставить дорогостоящее оборудование снаружи станции, надо было его демонтировать и заносить обратно. В общем так и получилось.

При работе в отрытом космосе самый лучший мотиватор – понимание ценности собственной жизни и воспоминания о близких. 

                                   НЛО – фантастика или реальность? 

НЛО, инопланетяне… разговоров много. Но я, к сожалению, ничего такого не видел. Я учёный и верю в конкретные доказательства. Их нет.

Но у меня есть вера и надежда, что где-нибудь они есть. Невероятное количество звёзд, ну наверняка что-нибудь где-нибудь есть. Мы не можем быть одинокими в этой Вселенной. Обидно было бы в противном случае. Я надеюсь, что другая жизнь существует. 
Однажды я был готов поверить в существование внеземной жизни. Вот такая история произошла со мной и моим напарником во время первого полета 2013-2014 годов.

Мы с моим командиром заболтались в то время, как вся станция спала, ведь была уже поздняя ночь.  И вдруг снаружи раздаются три стука, как будто кто-то молотком бьет. Мы уставились друг на друга, не веря в услышанное. Но нам двоим это точно не могло показаться.  Мы, как знатоки передачи "Что? Где? Когда?", начинаем вываливать кучу версий того, что бы это могло быть.

Дело в том, что стенка станции закрыта панелью, а между панелью и стенкой - аппаратура установлена. В общем, раздаётся снова тройной стук. Но он уже смещается к пристыкованному грузовику, а в той части нет панели, и там сразу видно стенку станции. Я помчался туда выяснить, не пробил ли этот "космический дятел" стенку корабля. Олег, мой командир, полетел на центральный пост - там много компьютеров стоит. И на одном из компьютеров есть такое маленькое "окошко", где лежит LockFile со всеми процессами, которые запускаются на станции. И вижу - он машет мне рукой, чтобы я подлетел к нему. Выяснилось, что за "инопланетянин" в гости к нам рвался. Это Земля, не сказав, включила систему перекачки топлива из грузовика на станцию. А там открывались клапаны, они-то и стучали.

На следующий день Олег вышел на связь и попросил Землю не делать так больше. И вообще надо предупреждать. Штаны мы, конечно, поменяли, но с нами чуть кондрашка не случилась. Мы почти поверили во внеземную жизнь. Ну реально по стукам ощущение было, что кто-то ломился на МКС! (смеется).

                                 Есть ли Бог и виден ли он из космоса?

Верю ли я в Бога? Да, верю. Когда-то у меня был философский диспут с одним батюшкой. Мы с ним жарко спорили, и в конце он подошел ко мне и говорит: "Сын мой, людям вашей профессии никакой помощи оказывать не надо". Я верю, хотя доказательств божественного присутствия, к сожалению, не видел. 

Кстати, был такой старый советский анекдот, когда космонавт поспорил с нейрохирургом. И космонавт говорит: "Я летал в космос, нет там никакого Бога". Нейрохирург ему ответил: "Слушай, я столько операций на мозгу провел, но ни одной мысли не встречал".

Можно ли забить гвоздь в космосе и другие вопросы о космонавтике

Идея создания книги родилась из соцсетей. Я очень честно и ответственно общался с подписчиками, отвечал на все вопросы. Потом подписчиков стало очень много, и я понял, что отвечаю на одни и те же вопросы. Люди не следят, что на то же самое я ответил три поста назад. 

И как раз издатель вышел ко мне с предложением сделать текстовую книжку как ответы на популярные вопросы. И я созрел для этого, потому что устал отвечать на одно и то же.

Мы собрали все вопросы. Их получилось в районе 600. Переформулировали, отобрали лучшие. В книгу вошли 250 вопросов. Ну, например, "Как спать на орбите?", "Как устроен скафандр?", "Есть ли на станции интернет?", "С какой скоростью летает МКС?" или "Почему МКС не падает?" и т.д.

Над книгой работали примерно полгода. Вышла она тиражом 12 тысяч экземпляров. Познавательная вещь, рекомендую.
А в ноябре выйдет "Удивительная земля 2", пока это рабочее название. Она будет большого формата, скорее выглядеть будет как фотоальбом. К сожалению, книга получается дорогостоящей из-за количества фотографий и оформления. Но это того стоит. Это будет даже как подарочный вариант. 

 

                                       Я демократичный родитель

Конечно, я задумываюсь над будущим своих детей. И буду рад, если кто-то из них пойдет по моим стопам. Это безумно интересная дорога. Да, сложная, но мы легких путей не ищем. Но я ни в коем случае не настаиваю. Главное, чтобы человек сам был счастлив и выбирал то, что ему нравится. Я демократичный родитель, который будет показывать детям разные возможности, а выбор уже за ними.

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх