29 Марта 24, 03:02
Новости, Культура
29 Июля 2019, 10:25

Один из самых успешных фотохудожников России живёт в Твери и отстаивает от застройки пустырь в Южном

Евгений Миронов из Твери - один из наиболее признанных молодых фотохудожников России, который известен и за пределами страны. По версии Forbes он вошёл в десятку самых успешных молодых художников России. Ему 31,он живёт и создаёт проекты в Твери, хотя профессиональное образование получил в Москве, и большая часть его выставок проходят там же. В интервью ТИА Евгений рассказал о том, как он добился такого успеха и почему продолжает жить в родном городе. Записала беседу Олеся Вострикова. 

Три удивления

При подготовке к интервью я почитала биографию художника. Первое, что удивило: длинный список выставок, в том числе международных: "Московское Фотобиеннале 2014, 2016" в МАММ и ММоМА, множество номинаций на престижных конкурсах (премии Петра Кончаловского 2012 и премии Кандинского 2014, Nord Art 2015 и Bloom Award by Warsteiner 2016 (Германия), MAP Toulouse - Festival of the Photography (Франция). Евгений Миронов вошёл в десятку рейтинга ТОП-100 молодых (до 35 лет) художников России в 2017 году. Теперь рейтинг Forbes. Коллекции, в которых хранятся его работы, находятся в разных точках мира. Он востребованный художник и регулярно выезжает по приглашениям, чтобы принять участие в больших международных проектах. 

Удивление номер два: Евгений Миронов живёт в Твери. "Здесь моя мастерская", - повторяет он в многочисленных интервью профессиональным искусствоведческим изданиям. Он показал свою мастерскую при встрече, и это было третье удивительное открытие.

Пока ехали в "Южный", обсуждали с нашим водителем предстоящее интервью. Услышав про художника, Виктор Белов со знанием дела рассказал историю, как однажды заказал портрет своей жены на её день рождения в подарок. Я задумалась о том, как вяжутся те фантасмагорические фотографии Евгения Миронова, которые я вчера смотрела в интернете, с портретами на заказ. И поняла, что вообще никак.

Это фото, например, называется "Модель атома".

Фото для публикации предоставлены автором.

Это – "Момент попадания первого нейтрона в атом".

Серия готовилась в сотрудничестве с научными специалистами концерна "Росэнергоатом". Это — диалог художника и ученого о том, как можно представить сложнейшие, незримые глазу физические процессы на языке образов, знакомых каждому.

Южный Д, Мирная улица и вдохновение

Евгений Миронов пригласил нас на улицу Мирную. "Она короткая. Там и встретимся", - сказал он по телефону. Улица действительно оказалась короткая. И очень какая-то нездешняя, европейская. Номера дома художник не назвал, как выяснилось, неспроста. Он хотел, чтобы мы посмотрели её всю.

Низкоэтажная застройка, сплошь таунхаусы, кроме одной новостройки. Симпатичные шаровидные ивы и какие-то небесные названия улочек: Мирная, Стартовая, Взлётная, Лётное поле.

- Я живу, по сути, на бывшем аэродроме. И чувствую, что в каком-то смысле я бывший лётчик. Но не как тот лётчик, который самолётом физическим управляет, а который управляет неким внутренним самолётом. Тверь – твердь, это как бы противовес, но при этом я живу твердью, но на брошенном аэродроме, - улыбается Евгений.

Все улицы в "Южном Д" носят названия бывшего аэродрома. Мирная выходит на Стартовую и упирается в поле.

Художник говорит "превращается", он называет это место "переходом между реальностями". Звучит, непонятно и странно. Предугадывая реакцию читателей, спешим заверить: этот человек не употребляет наркотических и психотропных веществ, совсем не пьёт алкоголь. А всё дело в медитации и авторской технике управления восприятием. Нечто похожее на то, что разработал чешский и американский психолог и психиатр Станислав Гроф.

Фото из серии "Белые пятна города".

Тем временем мы подходим к заросшему высокой травой полю. По его краю в плотной, утрамбованной дождями пыли, ветвятся и переплетаются птичьи следы. Евгений показывает на них: "Смотрите, как птичка находила", - и аккуратно перешагивает, чтобы не нарушить узор следов.

- Есть некая граница между реальностями, как между городом и полем здесь. Моя задача как фотографа и художника - эту дорогу как-то продолжать в пустоту. То есть, я должен строить новый мир на бурьяне, на пустырях, в ямах, канавах и всем остальном, в том числе в мусоре, как бы построить заново метафзический аэродром.

К миру у Евгения удивительно трепетное и бережное отношение. 

- К сожалению, сейчас тут начинают все застраивать. Раньше, когда была возможность, мы проводили тут экскурсии для тверичей. Писали в администрацию – сделайте здесь парк, здесь обитают 120 видов птиц. Биологи и орнитологи из ТвГУ регулярно сюда приходят и все переписывают. Это поле не простое. При Советском Союзе здесь проходила узкоколейка, по которой в Калинин возили торф для отопления. Было озеро, которое недавно спустили, якобы после аварии на Саяно-Шушенской ГРЭС. Спустили и не наполнили, от озера осталось болото. А неподалёку в старом "Южном Д" были огороды. С ними произошла такая странная история. Пришёл трактор и всё счистил вместе с картошкой. Я ходил туда фотографировать. Я не против, чтобы люди тут жили, но просто тут всё застроят и не останется живого парка. Я имею в виду полноценный парк, не искусственный с тропинками, дешёвой плиткой и фонтанами, которые на третий год барахлят и их никто не чистит. А именно живой, то есть ты гуляешь по живому участку, видишь, как прилетает птица, видишь, как она вьёт гнездо.

Это поле, закатанные огороды, улочки Твери Евгений Миронов и считает своей мастерской: "30 километров в радиусе от этой точки".

- Я не хочу нигде в другом месте жить. Мне здесь нравится. Вчера был туман, он кончался на границе поля, люди здесь ходили и говорили: "Как на морской набережной", - рассказывает он. - Тверь дала мне некий абсолютно обособленный мир. Город совершенно точно обладает своей энергетикой. Ко мне приезжают иногда фотографы, художники разные поснимать, погостить, и они это точно чувствуют.

Пытаясь объяснить природу вдохновения, он показывает мох, причудливо разросшийся на ступеньках, форму лестниц и постамента, которые ведут к наглухо закрытой на висячий замок двери. Он говорит о медитации и поясняет, что это профессиональное, то, без чего не может быть художника.

Рейтинги и успех

- Для меня попадание в рейтинг - это способ лишний раз обратить внимание каких-то специалистов, аналитиков на творчество художников, на то, о чём они думают. Например, вот Евгений Миронов работает в области трансперсонального, - мне важно обратить внимание на круг проблем. Гиперматериализм, как и постмодернизм изжил своё, он не даёт возможности развить себя. Всё вызывает интоксикацию. Чтобы что-то изменить, надо начать с себя, надо измениться внутри самому.

Фото называется "Два пути".

ТОП-10 самых успешных художников подразумевает, что работы Евгения, помимо наград на биенале и конкурсах, выставляются в галереях, продаются, самого художника часто приглашают делать проекты.

Из серии "Белые пятна города".

- Я периодически езжу, меня зовут в разные места. Но сама концепция денег… У меня особое отношение к этому. Я не сделал ни одной фотографии, думая о деньгах. Ни одной не сделал с мыслью, что вот я сейчас так сниму и выставлю, и она, например, станет более монетизированной. Об этом нельзя думать. Эта модель не работает, как не работают и другие модели. Нужно думать о других смыслах. И очень важно делать всё не бессмысленно.

- Помимо определённой эстетики и стиля моя фотография утилитарна немного утилитарна. Она документальная. Я фотографирую факт своего сдвига сознания.  И здесь не принципиально, что это за камера, поэтому распространённая модель сознания, что хорошая, дорогая камера залог успеха, в наше время тоже рассыпается. 

Поэтому Евгений предпочитает снимать на простую камеру, хотя у него и есть Sony Alpha 7 Mark II.

"У художника должен быть мастер"

- С 2007 по 2014 я учился в мастерской Юрия Бабича в МГИКе. 7 лет мы занимались изучением фотографии, режиссуры, драматургии. Учиться было очень тяжело. У нас из 30 человек до диплома дотянули только пять. Я сам не смог бы ничего. Все спорят: должен ли мастер быть у художника? Должен быть обязательно, если он не гений!

Фото называется "Огороды в Южном".

К своему мастеру Евгений Миронов пришёл случайно, или, как он говорит, "не путём прямого поиска, а как дыхание". После школы будущий прославленный фотохудожник поступил в политехнический вуз в Твери. Отучился один год и бросил. Поступил в Московский Университет Культуры и Искусств. Если бы пришёл туда годом раньше, попал бы в другую мастерскую, а стоящая, по его мнению, там была всего одна – Бабича.

- Это преподаватель, который имеет профессиональный музейный и галерейный выставочный опыт. Его работы продаются за тысячи евро, он продавал фотографии и жил на эти деньги. Это профессионал, который был и есть, сейчас наши пути с ним разошлись. Но если бы не он, в фотографическом плане я был бы пробкой от шампанского, валяющейся в траве, гнил бы. Когда догнил, стал бы новой пробкой, - говорит Евгений.

"Невидимый поезд".

Ещё одним вдохновителем он называет тверского музыканта Алексея Румянцева. Он вокалист группы "Пионерлагерь "Пыльная радуга".

- Мы с ним общались в 2008 - 2012 годах. Он тогда усиленно занимался фотографией, у него получались волшебные фото. Хотя он самоучка. С Лёшей мы планировали снять клип на одну его песню "Проект Проект", снимали снимали, но так и не сняли. 

Выставки

Евгений Миронов выставляется в крупнейших галереях Москвы, на международных выставках. Но не в Твери. Может быть, потому что он сложный. Хотя у него на этот счёт своё мнение.

- В Твери нет нормального современного музея, где был бы адекватный времени состав работников, кураторов. Может быть, для консервативных тверских музеев мой контент недопустим. Моя фотография так устроена, что она меняет сознание зрителя. В основном у людей же все клишировано, все по полочкам – они боятся рассредоточить себя. Для того чтобы поменяться, нужно себя разбалансировать и волевым усилием толкнуть в каком-то новом направлении. А любят ли люди меняться? Может руководство тверских музеев не следит за трендами, может им просто всё равно. Но брать выставки, проходящие в МАММ или МОММА, они бы могли, городу дышалось бы лучше! Факт! 

В конце интервью он смущенно сказал, что не думал, что получится такой развёрнутый разговор.

- Я хотел немного разбавить новости про ямы на дорогах и перекрытие Крупского моста. Чтобы люди подумали о чём-то другом.

Посмотреть больше работ Евгения Миронова можно здесь

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх