Завершилась реставрация уникальных фресок затопленного калязинского монастыря
В ноябре текущего года Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представит выставку "Калязинские фрески XVII века: история спасения и реставрации", посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции настенной живописи Троице-Макарьева монастыря. Фрески были спасены в 1940 году перед затоплением обители в Калязине.
В процессе подготовки к выставке реставраторы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова отреставрировали 7 фресок, которые на днях вернулись в Музей архитектуры. В сентябре реставрационная мастерская Академии примет еще 9 фресок будущего выставочного проекта.
Во время реставрационных работ специалисты снимают фрески со старого основания и изготавливают новое из современных материалов, снимают некорректные тонировки 1940-х годов, укрепляют красочный слой и перемещают неверно поставленные фрагменты.
В 80-е годы прошлого столетия профессор кафедры реставрации монументальной живописи Строгановского училища (ныне МГХПА имени С.Г. Строганова), реставратор высшей категории В.П. Бурый разработал авторскую методику реставрации калязинских фресок. Под его руководством в период с 1988 по 1996 годов были возвращены к жизни 11 живописных фрагментов из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева и фрагменты, хранящиеся в музее самого училища.
Калязинский Троице-Макарьев монастырь был самым крупным на тверской земле и одним из самых могущественных на Руси. Сейчас он полностью разрушен. От обители остались только острова, называемые в народе "Монастырскими", некоторые детали строительных материалов и внутреннего убранства храма, которые хранятся в Музее архитектуры в Москве и в Калязинском краеведческом музее.
Фрески Троице-Макарьева монастыря (XVI-XVII вв.) в Калязине были героически спасены в 1940 году перед затоплением обители при создании Угличского водохранилища. Перед разрушением монастырского ансамбля экспедиция Академии Архитектуры провела научное описание и фиксацию его построек. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина в январе-феврале 1940 года в крайне суровых условиях, при температуре, достигавшей - 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей, общей площадью 185 кв. м, 117 из них были переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, около 30 – направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.