ГЖИ прокомментировало народную новость "Очередной обман"
20 мая на сайте ТИА была опубликована новость "Очередной обман". Автор рассказал, получил по почте обыкновенное (не заказное с уведомлением) письмо из Пятигорска. В конверте лежала бумажка, суть которой сводится к тому, что УК (с которой я не общаюсь уже более 6 лет) передает право индивидуальному предпринимателю из Пятигорска требовать с меня "долг", образовавшийся перед УК за коммунальные услуги. В тексте есть немного ссылок на законодательство и указаны реквизиты, куда нужно перечислить "долг". Приложена очень плохая копия договора передачи этого самого права требовать уплаты долга.
ТИА сделало запрос в ГЖИ, сегодня мы получили ответ.
Главное управление - исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющее надзор за соблюдением норм жилищного законодательства.
Вопросы, связанные с заключением договора уступки прав требования регламентированы главой 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не подпадают под региональный жилищный надзор.
В свою очередь, по мнению Главного управления, следует руководствоваться следующим.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги.
Поскольку указанная обязанность собственником жилого помещения не исполнена в полном объеме перед управляющей организацией ей передано право требования по обязательству указанного собственника третьему лицу.
Статья 388 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Как указано в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательства на основании сделки" при оценке того, имеет ли личность кредитора в обязательстве существенное значение для должника, для целей применения пункта 2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо исходить из существа обязательства.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2018 по делу № А56-65199/2017 указано, что по общему правилу личность кредитора не имеет значения для уступки прав требования по денежным обязательствам, если иное не установлено договором или законом.
Закон не устанавливает запрет на уступку прав требования задолженности за жилищно-коммунальные услуги от управляющей организации третьему лицу.
Согласно статье 385 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.
Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора.