О затягивании решений по делам, о низком уровне качества следствия, о заключении под стражу и об отъезде в Ставрополь: председатель Тверского облсуда подвёл итоги 2018 года
28 февраля председатель Тверского областного суда Александр Карташов подвел итоги работы судов за 2018 год. Традиционно в начале заседания он назвал лучшие суды, которые продемонстрировали хорошие показатели и сработали лучше всех. Третье почетное место занял Торжокский городской суд, на втором – Заволжский районный суд Твери, а пальма первенства, вернее переходящий символ правосудия достался Пролетарскому районному суду Твери.
Ну, а дальше пошла статистика, цифры, сравнения, которые приправлял своими комментариями Александр Юрьевич.
Всего в 2018 году судьи Тверской области рассмотрели больше 295 тысяч дел, из которых львиная доля – это гражданские – более 132 тысяч, уголовных дел – более 8 тысяч. Их количество сократилось в этом году, что отметил председатель Тверского областного суда. В основном уголовные дела рассматриваются в особом порядке, то есть быстро. А сложных, многотомных, требующих пунктуального рассмотрения, лишь 34%.
Александр Карташов в докладе отметил, что стабильно снижается количество административных дел по ст. 12.8 КоАП "Управление ТС в состоянии опьянения" и ст. 12.26 КоАП "Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования". К этому привела длительная и методичная разъяснительная работа. Особая заслуга - ГИБДД.
Возмущение председателя вызвали решения некоторых судей по ст. 5.35.1 КоАП "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей".
- Вот это правонарушение никак нельзя считать малозначительным, и в связи с этим прекращать дела. У нас есть одна женщина – дама в судейской мантии, я не буду называть ее фамилию, - возмущенно сказал Карташов, - так вот, она прекратила дело по данной статье в силу малозначительности!
Тем самым председатель Тверского областного суда дал понять собравшимся судьям, что решения по этой статье должны быть в корне иными.
Несколько раз во время доклада Александр Карташов обратился к прокурору области. Одно из замечаний касалось работы сотрудников прокуратуры. Так, один прокурорский сотрудник трижды заявлял иски, и каждый раз судья возвращал документы на доработку из-за ошибок. В итоге всё это повлекло существенные временные затраты.
– Очень тревожит качество расследования уголовных дел, - сказал Александр Карташов. - Если обратиться к статистике, то в отчетном периоде из рассмотренных по существу 3 477 дел по 665 производство прекращено либо вынесен оправдательный приговор (19% от общего числа).
По сути каждое пятое уголовное дело, по которому проводилось предварительное расследование, не имело судебной перспективы. Это говорит о низком уровне качества следствия. Большое количество дел относится к подследственности полиции.
Председатель уделил внимание и тому, что судьи по некоторым делам затягивают вынесение решения. Таких служителей Фемиды нужно привлекать к ответственности, сказал он.
Недоволен Александр Карташов и решениями судей, касающихся избрания меры пресечения подследственым гражданам.
- Стало больше материалов о продлении сроков содержания под стражей. Я обращаю внимание на недопустимость принятия таких решений. Срок истекает, следователь идет в суд продлить срок, а сам он за это время ничего не делал, ему было некогда.
Я обращаюсь к вам - будьте особенно внимательны при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлению срока содержания под стражей.
Не надо помещать людей туда, куда их помещать не надо!
Чем плох домашний арест или залог?! Это великолепная мера!
Один из болезненных вопросов, на который обратил внимание докладчик, – это ужасное состояние зданий, где ютятся мировые судьи.
Фото из презентации:
- Какое тут будет уважение к власти, когда тут нечеловеческие условия? Мировым судам не хватает помещений, где-то есть печное отопление. Например, торжокский мировой судья сама чистит снег, придя на работу, и никто ей не помогает. По-другому добраться до рабочего места невозможно.
А в конце своего доклада Александр Карташов развеял миф о своём переводе в Ставрополь.
- Да, я хочу уехать к себе на родину в Ставрополь жить, но не работать! Не хочу там работать. Хватит тереть этот вопрос, никуда я от вас не собираюсь! Хочу поработать ножницами! (прим.ред. это Александр Юрьевич сказал о своём желании перерезать ленточку во время открытия нового здания Тверского областного суда).