"Насяльник, выходной, да?": в Твери прошёл очередной рейд ГИБДД по маршруткам
Рано утром 12 февраля возле гаражей у Восточного моста патрули инспекторов ГАИ проверяли все автобусы, которые выезжали на маршруты: это №№ 55, 228, 204. В итоге – больше половины Пазов и ГАЗелей вынуждены были вернуться на базу для ремонта. А вот нелегалов с 222-го маршрута так и не дождались: сарафанное радио сработало и ни один из водителей не рискнул пройти проверку. Корреспондент ТИА тоже приняла участие в рейде. С какими нарушениями выходят на работу тверские маршрутки, сколько зарабатывают водители, кто сидит за рулём и почему в городе такая серьёзная ситуация с аварийностью и общественным транспортом – читайте в нашем материале.
У гаражей мы были уже в 5 часов утра. В это время автобусы как раз выезжают в основной массе на маршруты. Инспекторы тормозили каждый, а затем следовал дотошный осмотр, проверка технического состояния транспортного средства и всех документов: водительского удостоверения, регистрации (99% всех водителей были граждане Киргизии), маршрутной карты, страховки, диагностической карты. В самих автобусах сотрудников ГИБДД интересовали: фары, ремни безопасности, наличие огнетушителей, количество посадочных мест и т.п.
Первая же остановленная маршрутка №204 отправилась в гараж после составления на водителя протокола об административном правонарушении. Автобус выехал на линию с одной неисправной фарой и явно проколотым колесом, которое предательски шипело. Сегодня вообще был богатый урожай на неисправности в электрике: то стопари и противотуманные фары не работали, то боковой подсветки не было, то выявляли незаконные внесения в конструкцию ТС в виде дополнительных фонарей на бампере и т.д. Также у многих не было тахографов. Такие ПАЗы и ГАЗели разворачивали обратно. Водители не спорили, с угрюмыми и раздосадованными лицами уезжали – скоро час пик, надо деньги зарабатывать, план выполнять, а тут на тебе – "шайтан" в патрульной машине. Инспекторы же при составлении протоколов предупреждали: "Если на маршрут сегодня снова выйдешь, ещё раз поймаем и оштрафуем. Так что у тебя сегодня выходной!".
Впрочем, штрафы по 500 рублей, как выяснилось, многие из них и не платят. Потому как работают водители-мигранты сезонно, через полгодика уезжают на родину, а потом объявляются уже где-нибудь в другом регионе нашей необъятной страны с новыми купленными правами.
Сегодня инспекторы ждали, в первую очередь, маршрутки №222. После проведения конкурсов, они теперь работают нелегально. По словам сотрудников ГИБДД, именно нелегалы – их головная боль, поскольку в стремлении собрать пассажиров водители устраивают гонки, злостно нарушают правила и становятся виновниками аварий. Вот и накануне, 11 февраля, в Твери сбила ребёнка 222-я маршрутка. Однако ни один из автобусов с тремя двойками из гаражей так и не выехал.
Гоняют маршрутчики в основном по двум причинам: план по деньгам и неконтролируемое количество автобусов на дублирующих друг друга маршрутах. Иногда на одной линии работает по 50 ПАЗиков. Конкуренция жёсткая. Зачастую перевозчики вместо, к примеру, заявленных 20 транспортных единиц выпускают по 40. Что касается планов, то они разные, в зависимости от пассажиропотока: у кого-то 4-5 тысяч рублей в день, у кого-то по 8 тысяч, а вот, скажем, на 208-м маршруте – 12 000 рублей водитель обязан принести хозяину. А дальше уже они работают на свою зарплату. Впрочем, многие зарабатывают вполне неплохо, особенно, если ездят на собственных машинах или владелец маршрута выполняет требования конкурсов и не хочет иметь проблемы с ГИБДД. На маршруте 33К водители - русские, у них чёткая фиксированная ставка дохода – 3000 рублей в день. Ну, а дальше считайте сами: можно и 60 тысяч заработать, и 90 – каждый график выбирает по силам.
- Из года в год мы твердим одно и то же, проводим рейды, штрафуем, но ничего в городе не меняется. Порядок здесь должны наводить не мы, а Минтранс и администрация города. Почему не развивают общественный транспорт? Почему не разрывают контракты с перевозчиками-нарушителями? Почему не могут прижать нелегалов? Не могут или не хотят? Очевидно, кого-то это устраивает, и в Твери просто лоббируют интересы коммерческих маршрутов, - говорят инспекторы.
Сегодня больше половины автобусов с техническими неисправностями заставили вернуться в гаражи. Однако через час поток маршруток иссяк – очевидно, не рискнули перевозчики пройти проверку. По словам инспекторов, иногда доходит до абсурда – во время рейда с базы может вообще выехать только один автобус. ГАИшники шутили: "Вот сейчас мы уедем, и они, как тараканы, повылезают".
Под конец один из водителей-киргизов решил перехитрить ГИБДД: после указания вернуться на базу, он развернулся и поехал вокруг гаражей на маршрут. В два счёта нарушителя задержали. Он клятвенно уверял, что поехал на заправку, что он первый день сегодня работает на этой машине, что виноват механик, а не он, добавил к чему-то, что у него на днях был день рождения и вот такой ему подарочек прилетел. И при этом поминутно сокрушённо вздыхал. Впрочем, особой обиды и злости на гаишников у него не было, распрощался с пожеланием удачи, помахивая выписанным пятисотрублёвым штрафом.
А тем временем с гаражей группками тянулись водители, которые сегодня не вышли на маршруты, и, завидя патрульную машину, кричали: "Насяльник, выходной? Да?".