https://tvernews.ru/news/237096

130 лет назад в Кимрах родился выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев

TIA, 10 Ноября 2018, 19:11
, 2
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

10 ноября исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора, трижды Героя Социалистического труда, генерал-полковника-инженера Андрея Николаевича Туполева.

Он родился в селе Пустомазово близ современного города Kимpы Тверской области. В 1908 году Туполев поступил в Московское высшее техническое училище, где под руководством "отца русской авиации" Николая Егоровича Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Андрей Николаевич был одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института – главного государственного авиационного научного центра в России. В 1924-1925 годах он создал первые советские цельнометаллические самолеты АНТ-2 и АНТ-3, а всего им разработано свыше 100 типов самолетов, многие из которых применялись в годы Великой Отечественной войны (ТБ-3, ТБ-7, СТБ, Ту-2). 

Первой "звездой" Туполева, стал АНТ-4 (ТБ-1). Самолет не имел мировых аналогов. Именно на нем снимали со льдины экипаж челюскинцев. В 1954 году конструктор создал легендарный Ту-114. Лайнер стал лидером мировой гражданской авиации. Многие самолеты Туполева участвовали в боях Великой Отечественной войны. В мирное время они эксплуатировались в десятках стран. В послевоенные годы под руководством Туполева разработан ряд гражданских и военных самолетов, в том числе первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, реактивный пассажирский самолет Ту-104, лайнер Ту-114, первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, а Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 – "три кита" современной российской дальней бомбардировочной и ракетоносной авиации.Туполев награжден множеством орденов и медалей. "Некрасивые самолеты не летают", – считал авиаконструктор.

Сегодня в Кимрах почтили память выдающегося земляка. Горожане вместе с руководителями города возложили цветы к мемориалу А.Н. Туполева. 

Фото "Кимры сегодня".

Комментарии (2)


  • 20:08 10 Ноября 2018
    2 0
    *— Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!*
    Усё.

  • 01:40 11 Ноября 2018
    3 0
    Существенное дополнение к приведённой здесь сладкой сказке.

    "Шпион" Андрей Туполев и советский авиапром

    Слава и гордость советского авиапрома Андрей Туполев в репрессивном 1937 году в одночасье стал "врагом народа" – шпионом, вредителем и членом контрреволюционной организации.
    75 лет назад, 21 октября, выдающегося авиаконструктора, к тому времени уже награжденного тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, арестовали прямо в рабочем кабинете и увезли в Бутырку.
    Кроме убойного обвинения в организации "русско-фашистской партии", ему пытались вменить связь с профессорами-кадетами, высланными за границу, вредительство при подготовке рекордных перелетов Громова, внедрение порочной американской технологии, срыв сроков строительства новых корпусов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также несовершенство всех самолетов, созданных в его КБ, даже тех, которые всем авиационным миром признавались вершиной современной конструкторской мысли.
    Туполев был представителем славной традиции русского авиастроения, бурно развивавшегося в России в начале века. Естественно, он был связан с мировой авиаконструкторской мыслью, был носителем ее лучших традиций. Теперь этого независимого, с трудным характером "старого спеца", представителя русской интеллигенции, поставили "на конвейер" – весьма распространенный в то время способ выколачивания показаний.
    "Конвейером" называли непрерывный допрос, проходивший обычно с избиениями и продолжающийся до тех пор, пока арестованный не сдавался. В зависимости от упорства человека и его физических возможностей пытка могла продолжаться от двух до тридцати суток, а иногда и больше. Туполева не били, но подобные испытания для него, человека тучного и уже немолодого, были мучительны.
    Понимая, что дальше будет только хуже, под угрозой следователя посадить жену, а дочь отдать в детский дом, 50-летний Туполев через неделю после ареста "признался" во всех своих мнимых грехах. Даже в самых нелепых: он якобы повинен в срыве перелета Леваневского через полюс в Америку в 1935 году и его гибели в 37-м, а также в шпионаже в пользу Франции аж с 1924 года.
    Волна репрессий прокатилась по всей авиапромышленности. Вместе с Туполевым в те дни арестовали многих руководителей и ведущих специалистов ЦАГИ и ОКБ, а также директоров большинства авиационных заводов.
    В феврале 1939 года еще не осужденного Туполева перевели из Бутырской тюрьмы в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось "Особое техническое бюро при НКВД СССР" (так называемая "шарашка"). К тому времени здесь уже работала сильная группа зеков-авиационников: известные конструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Роберт Бартини, Иосиф Неман, вооруженец Александр Надашкевич, моторист Курт Минкнер и многие сотрудники Туполева по ЦАГИ.
    Вскоре авиационная часть болшевской "шарашки" перебазировалась в Москву, на улицу Радио, где было образовано ЦКБ-29 НКВД. Именно здесь была начата разработка таких известных моделей самолетов, как Пе-2 и Ту-2.
    В свою очередь двигательная, ракетная и химическая "шарашка" переехала на Шоссе Энтузиастов, а радиоэлектронная – в подмосковное Марфино. В подневольных НИИ и КБ "спецы" должны были, по замыслу их организаторов, работать с утроенной энергией, ни на что не отвлекаясь и мечтая лишь об одном – поскорее выйти на свободу.
    Конечно, дисциплина в этих закрытых учреждениях НКВД была строгая, но условия содержания вполне приемлемые. Вырвавшиеся из рудников и с лесоповалов, голодные, избитые, больные, люди попадали хоть и в тюрьму, но в тюрьму, где досыта кормили, где спали на простынях, где не было воров, отнимающих валенки, и конвоиров, бьющих прикладом по позвоночнику. После Бутырки, не говоря уже о Колыме, правила для зеков выглядели пределом тюремного либерализма, даже курение было разрешено.
    Но главное – здесь не было всех этих тачек, кирок, лопат, пил, топоров… Не было изнурительной работы, которую они делать не могли и не умели, а был интеллектуальный труд, для которого эти золотые умы были рождены, и по которому так истосковались. Каждый конструктор был обозначен номером и проходил так по документам. Рабочий день длился 10-12 часов, но работать можно было в любое время, даже ночью. И многие работали, хотя никто их не заставлял!
    Будучи руководителем одного из проектов, Андрей Туполев сумел вырвать из лагерей и добиться перевода в ЦКБ-29 многих своих коллег, в том числе будущего главного конструктора космических кораблей Сергея Королева, чудом уцелевшего на Колыме. Именно Туполеву было поручено составить списки авиационной элиты – всех "самолетчиков" и специалистов смежных областей. В перечне оказалось 200 человек. Все они в то время, за редким исключением, были за решеткой.
    Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940-го. Все получили по десять лет лагерей и пять лет поражения в правах, за исключением самого Андрея Николаевича, приговоренного Военной коллегией Верховного суда СССР к 15 годам ИТЛ. Вскоре он был лишен всех государственных наград.
    Имя Туполева исчезло из авиационной лексики страны. Оказалось, что в СССР как бы и не было самолетов, известных миллионам людей по обозначению "АНТ". Вместо них стали говорить о самолетах с аббревиатурой ЦАГИ: ЦАГИ-25, ЦАГИ-40...
    Через месяц после начала войны по постановлению президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года Туполева досрочно освободили. Судимость с него сняли, награды вернули, но полностью реабилитировали только в апреле 1955-го.
    Так совпало, что за 14 лет до ареста, день в день, случилось одно из самых радостных событий в жизни будущего академика: 21 октября 1923 года в воздух поднялся первый самолет, созданный по его проекту, – АНТ-1. Именно с этой даты началось восхождение легендарного КБ "Туполев", а по сути – история всего советского авиапрома.
    Всего за свою жизнь Андрей Николаевич создал более 100 типов самолетов, 70 из которых пошли в серию.
    После войны конструкторское бюро Туполева разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16 (первый полет – в 1952 году), способный развивать скорость более 1000 км/ч. Среди других знаковых достижений КБ — создание первого отечественного реактивного гражданского самолета Ту-104 (1955 г.) и турбовинтового межконтинентального пассажирского самолета Ту-114 (1957 г.).
    Андрей Туполев, в отличие от других авиаконструкторов, не оставил мемуаров и обычно отвечал: "Я не пишу – я делаю". Когда его спрашивали о месте рождения, он говорил: "Ушло под воду". Больше у собеседников вопросов не возникало.
    https://www.interfax.by/article/95887