https://tvernews.ru/news/236796

"Девятилетний сын бежал за воронком, забравшим отца, и кричал": в Твери вспоминают жертв репрессий

TIA, 30 Октября 2018, 16:50
, 20

"Расстрелян за то, что читал стихи Есенина, 10 лет лагерей за драку подчиненного с комсомольцем, исчез после задержания по ложному доносу", - имена репрессированных и причины арестов родственники называют громко, будто чеканя каждое слово. День памяти жертв репрессий в Твери начался с митинга в сквере Казакова. Возложить цветы к памятнику и еще раз напомнить имена тех, кто попал в жернова Большого террора пришли их родные.

О своем дедушке Елена Полак сначала говорит нехотя и просит ее не фотографировать, потому что "дед не любил вспоминать ГУЛАГ, в котором провел как враг народа 12 лет".

- В 33-м ночью деда без предупреждения забрал воронок. Его девятилетний сын – мой папа – долго бежал за машиной, увозившей отца, и кричал, чтобы его вернули. А причины – австриец по происхождению Фридрих Полак, попал в плен в первую мировую. Этого было достаточно, чтобы назвать человека врагом народа и отправить в лагерь.

Он же поверил бодрым лозунгам коммунизма и остался жить в Советском Союзе, женился, работал фельдшером, чтобы потом отбывать долгое наказание за измену родине в Воркуте.

Дед сидел в тюрьме с известными учеными, о них потом писали газеты.

В 65-м мы его забрали из Воркуты в Тверь, когда появилась какая-то отдельная квартира. О тюрьме он не вспоминал – каждый раз вздрагивал. Рассказал только, что признания выбивали под угрозой расстрела – ставили к стенке и направляли дула. В первый же месяц у него выпали волосы, зубы.

Всё детство деда прошло в Вене, он был очень музыкальным и пел в церковном хоре. А потом вот такая жизнь. Папа приходил к памятнику жертвам репрессий каждый год, теперь хожу я.

Впрочем, внучка репрессированного фельдшера уверена, что люди не сделали из тех страшных страниц российской истории никаких выводов. "Какой же народ дурак, как же его легко можно оболванить", - говорил мой отец.  – И я с ним согласна. Мы все болваны".

В 1929–1930 годах на территории СССР начала формироваться сеть лагерей, в которых отбывали наказание осужденные не только за бытовые и уголовные преступления, но и по политическим мотивам.

По данным Музея истории ГУЛАГа, более чем за 20 лет через лагеря прошли около двадцати миллионов человек, каждый десятый остался в ГУЛАГе навечно.

Своих репрессированных родственников Аскольд Власов не помнит. Репрессии пришли в их дом после освобождения оккупированного немцами Калинина:

- Часть родственников были заранее эвакуированы. А другие не смогли и остались тут, в оккупированном городе. И знаете, когда мы с размахом празднуем освобождение Калинина, почему-то не помним, что находившихся в оккупации вдруг забирали навсегда. Мирное население страдало и было подвергнуто репрессиям своей же власти после освобождении территории от врага. В анкете каждого метка была: "Находился на оккупированной территории". За что наши граждане страдали? Они брошены были, а потом репрессированы своими же! Это же самый настоящий большой террор.  

Минутой молчания участники митинга почтили память жертв репрессий.

В полдень панихида по погибшим в лагерях началась на "русской" части мемориальноого комплекса в Медном.

Тут и там на стволах деревьев приколоты фотографии жертв Большого террора

На глазах у женщин – слезы. Школьники-юнармецы крестятся вместе со священником.

На польской части комплекса стена пусто. У сильно поржавевшей стены с именами репрессированных поляков один букет гвоздик. 

Сегодня в Твери, как и во многих городах России, проходит молитвенное чтение имен погибших и пострадавших в годы репрессий. До 19.00 молитву памяти будут читать на Тверской площади у фонтана и у храма Александра Невского на ул. Коминтерна.

В 21:00 жителям Тверской области предлагают зажечь на окне свечу в память о тех, кто погиб или пострадал от Большого террора.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (20)


  • 17:17 30 Октября 2018
    10 3
    Да...Такое забывать нельзя!

    • 17:34 30 Октября 2018
      3 4
      а 100 лет ВЛКСМ?

      • 18:03 30 Октября 2018
        9 0
        И это надо помнить. Историю вообще нельзя забывать.

  • 21:04 30 Октября 2018
    6 0
    58 -> 282

  • 21:17 30 Октября 2018
    8 3
    Конец 21 века. "В 18-м ночью деда без предупреждения забрал воронок. Его девятилетний сын – мой папа – долго бежал за машиной, увозившей отца, и кричал, чтобы его вернули. А причины – репост и лайк "В контакте". Этого было достаточно, чтобы назвать человека врагом народа и отправить в лагерь.
    Он же поверил бодрым лозунгам патриотизма и остался жить в России, чтобы потом отбывать долгое наказание за измену родине в пыточной Омской колонии."

  • 10:02 31 Октября 2018
    1 4
    Между прочим, в настоящее время в местах заключения в РФ пребывает большее число заключенных нежели в СССР с 1937-1939 гг. (в годы наиболее массовых репрессий, как я понимаю).

    Еще интересно разбираться детально по каждому конкретному случаю "репрессий", вот, например, упомянутый в статье дедушка говорит: "- Часть родственников были заранее эвакуированы. А другие не смогли и остались тут, в оккупированном городе." - ключевое слово "не смогли" - тут сразу вопрос - почему не смогли? А может быть не хотели? Может быть надеялись сдаться и помогать (и помогали) немцам? Поверили в их обещания? (В то время как другие соотечественники погибали на фронтах и пахали в тылу).
    Так может быть это тогда было справедливое и заслуженное наказание?
    Этот дедушка (по имени Аскольд) готов предъявить документы, которые бы доказывали невиновность его "репрессированных" родственников? (есть же в архиве дело НКВД по каждому заключенному, скорее всего рассекреченное уже давно, но я в статье скана дела не увидел). А без документов и четких доказательств это всё совершенно необоснованные слова.

  • 10:38 31 Октября 2018
    2 4
    "По данным Музея истории ГУЛАГа, более чем за 20 лет через лагеря прошли около двадцати миллионов человек, каждый десятый остался в ГУЛАГе навечно."
    ТИА, что же так слабо набрасываете? Солженицын и о 60 миллионах уничтоженных советской властью говорил и о 110 миллионах. Что так скромно? Давайте говорить всю правду, а не ее часть.
    "Есть официальное число — 20 839 633 человека. Однако некоторые осуждались не по одному разу (в том числе уже находясь в местах заключения), поэтому реальное число заключенных было несколько меньшим.
    Эта цифра касается только политических заключенных?
    Нет, это общее число заключенных за этот период [1930-1956]."
    Роман Романов, директор музея истории ГУЛаг.
    При чем здесь политические репрессии? Хотя и цифра в 20 миллионов человек выглядит сомнительной.
    По данным учета в ГУЛаг в период с 1934 по 1947 год поступило 10,163 миллиона человек.
    О смертности в ГУЛаг: "Мы же располагаем совершенно точной информацией, что за период с 1 января 1934 г. по 31 декабря 1947 г. в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа умерло 963 766 заключенных, причем в это число входят не только "враги народа", но и уголовники " В.Н. Земсков. Причем 516841 умерли в ГУЛаг в 1941-1943 годах. Высокая смертность в лагерях во время войны - в чем здесь вина советской власти?
    Так вы и живете "не по лжи" распространяя полуправду. Правда заключается в следующем: реабилитировано осужденных по политическим мотивам 2,438 миллиона человек, не подлежит реабилитации 1,416 миллиона человек (осуждены за реальные преступления, в большинстве своем - за пособничество нацистам).
    Из числа осужденных приговорено к высшей мере наказания 799455 человек.
    Цифры эти приведены В.Н. Земсковым, человеком положившим жизнь на изучение вопроса о политических репрессиях. Более подробную информацию можно почерпнуть в его статьях "О масштабе политических репрессий в СССР" и "ГУЛАГ (Историко-социологический аспект)".

    • 07:37 01 Ноября 2018
      0 2
      "Хотя и цифра в 20 миллионов человек выглядит сомнительной."
      - Эта цифра относится к периоду 1930-1956, а 10млн - к периоду 1934-1947.
      Теперь цифра в 20 млн не выглядит сомнительной?

      "в чем здесь вина советской власти?"
      - в том, что умерли в ГУЛАГе, а не у себя дома.

      "реабилитировано осужденных по политическим мотивам 2,438 миллиона человек"
      - "При чем здесь политические репрессии?"

      "Давайте говорить всю правду"
      - так давайте!

      • 09:42 01 Ноября 2018
        2 0
        Owner, отрицается не факт политических репрессий, а их масштаб.

        • 13:32 01 Ноября 2018
          0 1
          Вы отрицаете масштаб? Официально признано, что репрессии были массовыми - таков масштаб.
          И с конкретными цифрами нужно обращаться корректно.

          • 23:05 01 Ноября 2018
            1 0
            Разумеется, массовые. Миллионы прошли через лагеря.
            Только вот по тексту ТИА может показаться, что это было 20 миллионов. И все они попали в лагерь по политическим статьям. А это не так. Данные архивов по этой теме открыты, есть сводные выписки по количеству заключенных и по уровню смертности по каждому году.

            • 06:48 02 Ноября 2018
              0 0
              "А это не так"
              Что это не так и нужно корректно аргументировать, а не сравнивать несопоставимые периоды.
              Что касается сути - самих цифр о прошедших через лагеря - и сейчас вопрос неясный, несмотря на открытие архивов. Этим летом проходила информация об уничтожении карточек заключённых, а что могло произойти с самими архивами за десятки лет под грифом секретно?
              Наверное, рано ещё делать окончательные выводы.
              Или, например, о доле политзаключённых от общего числа. К ним относят осуждённых по определенным статьям. А если крестьянин убил председателя колхоза, раскулачившего его - он уголовник, а по сути политический, он же убил коммуниста и выступает против большевиков.
              А потом утверждения о том, что не все политические - они оправдывают ГУЛаг? Международной конвенцией запрещён принудительный труд. А если говорить об условиях содержания? У нас же любят ещё сравнивать с нынешним количеством заключённых. ГУЛаг - это каторга, а не тюрьма.

              Необоснованные попытки занизить масштабы сталинского террора несут угрозу (имеют целью?) оправдания и применения тех же механизмов власти в настоящее время.
              Попытки завышения масштабов трагедии также ни к чему хорошему не ведут и дают повод усомниться, а так ли оно все было. Но претензии к ТИА выглядят необоснованными, агентство ссылается на данные Музея.

  • 11:12 31 Октября 2018
    2 5
    Хватит врать! Надоели сопли миллиардов репрессированных. За 30 с небольшим лет, с 1920 по 1953 года вынесено расстрельных приговоров, от 700 до 800 000. Это вместе с уголовниками, предателями, насильникми и прочей швалью. Включая сюда период Великой Отечественной Войны. Кстати, у нас в России, число погибших в автоавариях в 2017 г. чуть больше 20 тысяч. Умножим на 33 года. 660000. Вот объем репрессий. Охренительно много. Откуда эти воющие без устали ? За стихи Есенина репрессировали? Вспомните еще "безвинно" убиенного бандита Гумилева. У меня дед, во время войны попал в плен, на Калининском фронте. Бежал. Вернулся к своим. Попал, как и положено в военное время в фильтрационный лагерь. Прошел проверку и снова на фронт. Без всяких Гулагов.

    • 20:03 31 Октября 2018
      4 2
      То что Вашему деду повезло, не значит, что репрессий не было. На самом деле, представляется довольно тупой такая позиция... Доказательства репрессий имеются документальные и неопровержимые. В том числе, имеется федеральный закон, иные нормативные акты и уйма судебных актов и постановлений Генеральной Прокуратуры о реабилитации НЕЗАКОННО осужденных лиц в период Совдепии 30-х - 50-х годов.

  • 11:22 02 Ноября 2018
    2 0
    Я не говорю, что Mike_V тупой. Я также не говорю, что он не понимает смысла написанного. Тем более, я не говорю что репрессиий не было. Во все времена и в наше замечательное время тоже, существовали и будут всегда существовать судебные ошибки, перекосы, неправедные решения и заказные дела. Вопрос только в количестве этих дел, в количестве заинтересантов которые организуют так называемую заказуху. А также в общественной и политической оценке всего происходящего. Так вот, для тех кто не понимает смысла написанного и постоянно пытается разогреть тему, актуальность которой отсутствует. Напишите насколько много среди ваших знакомых, родственников , знакомых ваших знакомых, людей которые погибли в автокатастрофах. Подумайте хорошенько, не отталкивайтесь от сообщений сми. Вот когда станет ясно количество этих несчастных, тогда вы поймете объем репрессий. Количество смертных приговоров за более чем 30 лет, на самом деле это 34 года, включая гражданскую и Великую Отечественную соответствует в среднем /если брать среднегодовые цифры/, числу погибших в автоавариях.
    Никого не охватывает леденящий душу ужас, выходя из дома, что его или ее непременно убьет чей то автомобиль или собьет безумный байкер? Нет ведь ни у кого из нормальных людей подобного страха. С чего вы решили , что великий Советский Союз, его герои и труженики жили в непрерывном страхе? Арестовывали ничтожно малое количество людей. Это было практически незаметно для общества. Арестовывали рядовых граждан и руководителей. Туполев и Королев в их числе. За что? Репрессированы или были наказаны за финансовые нарушения? Так вот, были наказаны практически за растрату гос. средств. То есть , наказаны по законам того времени. Теперь несколько слов по поводу цифр. Тут в обсуждениях уже упоминали Земскова. Общепризнанного Либерального эксперта. Его текст.
    Цит." В конце 1953 года в МВД СССР была подготовлена ещё одна справка. В ней на основе статистической отчетности 1-го спецотдела МВД СССР называлось число осуждённых за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления за период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года — 4 060 306 человек (5 января 1954 г. на имя Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева было послано письмо за подписью С.Н.Круглова с содержанием этой информации).

    Эта цифра слагалась из 3 777 380 осужденных за контрреволюционные преступления и 282 926 — за другие особо опасные государственные преступления. Последние были осуждены не по 58-й, а по другим приравненным к ней статьям; прежде всего по пп. 2 и 3 ст. 59 (особо опасный бандитизм) и ст. 193-24 (военный шпионаж). К примеру, часть басмачей была осуждена не по 58-й, а по 59-й статье. (См. таблицу № 1)"
    Обратите внимание, цифры приведены более чем за 30 лет. У нас в России, постоянного в лагерях и тюрьмах около 1 миллиона человек находится.
    Поэтому шизофреники рассказывающий нам сказки, что его родственников репрессировали за чтение стихов Есенина, должны не цветы куда то там возлагать, а находиться на принудительном лечении в псих.больнице им. Литвинова.

    • 13:20 02 Ноября 2018
      0 0
      "Арестовывали рядовых граждан и руководителей. Туполев и Королев в их числе. За что? Репрессированы или были наказаны за финансовые нарушения? Так вот, были наказаны практически за растрату гос. средств. То есть , наказаны по законам того времени".

      ??? Вот так, без ссылок на документы можно очернять невиновных? Почитайте приговор и докладную записку в ЦК КПСС о реабилитации http://istmat.info/node/57891
      Соответственно, остальной текст не стоит и комментировать.

    • 13:26 02 Ноября 2018
      0 0
      Пожалуй, вместо ссылки стоит привести полный текст докладной записки о реабилитации:

      "Докладная записка А.Л. Дедова, П.В. Баранова и И.А. Серова Н.С. Хрущеву о реабилитации А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, В.М. Петлякова и других*

      Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву

      В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении.

      В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других.

      В результате установлено.

      Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга.

      От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты.

      Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью.

      В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия.

      В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.

      С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что "рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро".

      Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.

      В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам.

      В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии.

      Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940-44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.

      В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия.

      Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании.

      В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации[5]. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.

      А. Дедов П. Баранов И. Серов

      * На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: "Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен". — Сост."

      Особо выделю:
      "В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия".

      Ну вот, а вы нам про ДТП рассказываете.(

  • 11:30 02 Ноября 2018
    2 0
    Цит." В том числе, имеется федеральный закон, иные нормативные акты и уйма судебных актов и постановлений Генеральной Прокуратуры о реабилитации НЕЗАКОННО осужденных лиц в период Совдепии 30-х - 50-х годов."
    У нас много чего имеется. У нас Ельцин удостоин пантеона, вместо того чтобы быть проклятым на государственном уровне, Солженицыну предателю и лжецу ставят памятники, президент вручает госнаграды американской гражданке Алексеевой. да у нас даже Чубайс не в тюрьме. Интересно как это получается, постановления и законы приняты ,но народ сохранил любовь и уважение к Сталину, Хрущева презирает, Ельцина проклинает, Чубайса ненавидит. Гобачева, рассматривает просто как кусок дерьма. А власть развернута на 180 градусов. Интересно, кто прав?

    • 21:15 03 Ноября 2018
      1 0
      Цит: Продолжу начатые исследования российской интеллигенции.

      Интересующихся историей советской техники, всегда мучил и мучает вопрос, за что перед Отечественной войной были осуждены и продолжали конструкторскую работу в "шарашках" авиаконструкторы Туполев, Петляков, Королёв и ряд других.

      Официальной историей нынешней РФ считается, что они в 1937 году были осуждены потому, что Сталин с Берией утром просыпались и для опохмелки приказывали расстрелять или посадить какой-либо очередной отечественный талант мирового класса.

      Но за что Туполев "со товарищи" сели на самом деле, до сих пор точно неизвестно, поскольку их судебные дела засекречены.

      И неофициальные версии утверждают, что эти конструкторы сели за то, что из предвоенной поездки в США привези негодные к использованию в СССР чертежи на закупленные ими в США самолёты. Негодные, потому что американцы не пересчитали все размеры с дюймов в миллиметры.

      Но зато лично для себя, наши гениальные авиаконструкторы привезли из США много барахла, купленного на "откаты" от тех, у кого они купили эти негодные чертежи.


      Ещё рассказывают, что наши гениальные авиаконструкторы могли купить там чертежи и лицензию на постройку "Мустанга" - истребителя, которым США закончили войну - самого быстрого истребителя Второй мировой.

      Сами США мешкали с заключением договора с создающей "Мустанг" фирмой "North American Aviation", и самолёт в то время можно было без проблем приобрести, но компания "North American Aviation", не смогла удовлетворить наших гениальных авиаконструкторов величиной "откатов", и наши гениальные конструкторы прошли мимо этого предложения.

      Но это слухи, а не факты. Насколько этим слухам можно верить?

      Тому, что Сталин ради удовольствия расстреливал и сажал в тюрьму лучшие таланты, верить можно - в это верит любой интеллигент, а вот как поверить в то, что наши гениальные конструкторы взятки брали?? Это же невозможно! Они же интеллигенты!

      В компании с Туполевым сидел в "шарашке" и конструктор (больше теоретик) авиамоторов Б.С. Стечкин, в будущем академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий. В 70-х писатель Феликс Чуев написал его биографию "Стечкин" в серии "Жизнь замечательных людей".

      За что Стечкин сел в 1937 году, Чуев тоже выяснить не смог, подробностей о той командировке в США, за которую Стечкин был осуждён, Чуев либо не нашёл, либо эти подробности не годились для его книги в эту прославляющую героев серию.

      Но в 1937 году была не первая командировка Туполева и Стечкина в США - они без последствий съездили в Америку в 1929-30 годах. Их за ту поездку не наказали, поэтому подробности о той первой командировке сохранились во множестве, и Чуев их записал. А по этим подробностям, рассказанным спутником Стечкина и Туполева, конструктором авиамоторов Урминым Е.В., можно представить и то, как Стечкин и Туполев вели себя во второй командировке - той, за которую и были осуждены.

      Но начну с того, что за пару лет до их первой поездки в США, в СССР, в 1927 году был страшнейший голод, кроме того, государство остро нуждалось в деньгах на индустриализацию. Любой гражданин СССР с совестью, считал бы себя обязанным в такой момент беречь государственные деньги. Но это человек, а Туполев со Стечкиным и остальными путешественниками были интеллигенты, а интеллигентам правила человеческой морали исполнять не обязательно.

      И вот мы читаем в рассказах Урмина:

      "13 декабря выехали к пароходу в Бремен, старинный немецкий город. Длинные узкие улицы покрыты плотно подогнанной каменной плиткой, тротуары залиты асфальтом. "Где тут быть грязи? — думает Стечкин. — Сотни лет, изо дня в день, она вылизывается щетками". Ночевали в роскошных номерах. Истинный немец не заплатил бы 24 марки за ночевку! "Говорят, у них даже министры ездят во втором классе, — запишет в своем путевом дневнике Е. В. Урмин, — а мы вчера сюда ехали в первом, боясь показаться недостаточно респектабельными".

      Замечу, что они не только в Бремен ехали в первом классе поезда, не только в люксовых номерах останавливались, но и на пароходе в США плыли тоже в первом классе. Вот у меня и возникает вопрос: откуда у них взялись деньги на люксовые номера гостиниц, которые даже западные министры не могут себе позволить, откуда деньги на поездки в первом классе?

      Откуда такие деньги у тех же конструкторов авиамоторов Стечкина и Урмина, если из 40 типов авиадвигателей, спроектированных советскими конструкторами (в том числе и ими) к 1930 году, ни один нельзя было поставить на самолет?

      Ответ подсказывает знание поведения нынешних чиновников: это деньги из тех взяток, которые фирмы дали Туполеву и Стечкину (покупателям), чтобы они купили технику только у этих фирм, и купили за непомерно высокую цену. Это то, что сегодня называется "откат". Другого варианта ответа просто нет. Никто бы им ни в одной иной стране, а не только в Советской России, не выдал бы такие большие деньги на командировочные расходы.

      Но вот они приплыли в США, а там:

      "1929—1930 годы были нелегкими для американской промышленности, и советских представителей на всех заводах, больших и малых, встречали с распростертыми объятиями. Хозяева радушны и внимательны…

      По Америке распространился слух, что едет самый главный авиационный начальник Советской России и будет заключать большие договоры с фирмами. В газетах появились сообщения о нашей делегации, фотографии".

      Поверьте, на заводах Запада никто и никогда не любил показывать гостям, тем более, конкурентам, тонкости своей технологии - я много раз бывал в служебных командировках на иностранных заводах, и знаю, о чём говорю.

      Но тут оказался удачный момент - заводы США простаивали, заказов из-за кризиса не было, все американские предприниматели стремились продать свою продукцию, и ради этого готовы были на что угодно - даже на показ своих технологий.

      Для инженеров это была невиданная удача - можно было дневать и ночевать на этих заводах, вникая в тонкости конструкций и, главное, технологий, чтобы, наконец, понять, почему советские самолёты летают на американских двигателях, а советские конструкторы не могут создать ничего путёвого. Это же было невиданное везение для конструкторов моторов Стечкина и Урмина!

      (Мало этого, по своему опыту скажу: ну какие там "Диснейленды" и красоты природы могут быть для инженера интереснее, нежели работающие производства? Особенно, если ты своё производство не способен наладить!).

      Вот цитаты из документов тех лет:

      "Завод № 29 выпускал мотор М-88 до июля 1940 года. (М-88 - это лицензионная копия французского мотора Гном-Рон).

      Из-за выявленных конструктивных дефектов, которые приводили к авариям, вынужденным посадкам и выводили самолеты из строя на продолжительное время, их серийное производство было прекращено. 27 октября того же года директор завода Лукин и главный конструктор Е.В. Урмин докладной запиской за № 3393 …донесли об устранении в моторе имевшихся дефектов и о модифицировании ряда узлов мотора, присвоив на основании этого мотору литер "Б" М-88Б.

      Постановлением Комитета Обороны …они снова запускались в серию".

      Проходит год, и вот документ от 19 июня 1941 года: "Однако в процессе проводившихся заводских испытаний мотор М-88Б имел и продолжает иметь тождественные дефекты мотору М-88. Таким образом, указанные в докладной записке директора и главного конструктора завода № 29 дефекты не только не устранены, а в значительной степени увеличены, а модификация отдельных деталей, на основании которой присвоен мотору литер "Б" М-88Б, положительных результатов не дала".

      Как видите, конструктор Урмин не способен был довести до ума производство в Запорожье уже давно и успешно выпускавшегося во Франции мотора, - до того не способен, что выпуск этих в Запорожье моторов прекратили!

      Так как же было Урмину и Стечкину не смотреть на производство двигателей на Западе у тех, у кого они их покупали, если они у себя не то, что сконструировать собственный работающий двигатель, а и по лицензии двигатель не могли построить?!

      Мало этого: "Уточняются детали основного договора. Непростая задача — перевести проект в европейский: на американском размеры даются в дюймах, своя система допусков. Американцы попросили два-три месяца для ответа".

      То есть то, что американцев нужно заставлять пересчитывать размеры с дюймов на миллиметры, и то, что даже у них, имеющих все данные для расчётов, это занимает до трёх месяцев, было хорошо известно Туполеву ещё в 1930 году. Но тогда как понять, что он во вторую командировку привёз лицензии без этого пересчёта?

      Только так можно понять, что отказом от пересчёта Туполев организовал американцам экономию за особую плату от американцев. А как иначе?

      Но в данном случае главное всё же то, что времени для знакомства с производствами в США у конструкторов было навалом - три месяца!

      И Туполев "со товарищи" могли использовать это время для знакомства со всеми технологиями строительства самолётов и двигателей в США, тем более, что на американских заводах: "Система производства моторов в США дифференцирована: поковки идут с одного завода, литье — с другого, электрооборудование — с третьего, поршневые кольца — с четвертого.

      Даже клапаны делала отдельная фирма "Томпсон". А окончательную технологическую обработку проводила фирма "Райт". И конструкторскую, исследовательскую работу тоже".

      Но технологии производств, повторю, интересны инженеру, а не российскому интеллигенту. И помянутый выше Урмин наивно рассказывает Чуеву, чем они занимались в США:

      "Наши решили не сидеть на месте, а, купив два "бьюика", проехать почти всю Америку, совершив круг вдоль побережий.

      25 января в 13 часов группа заняла место в только что полученных 90-сильных автомобилях. В первой машине едут Баранов, Туполев и Фельдман. За рулем переводчик Амторга Гершевич. Во второй машине — Харламов, Урмин и Петров.

      За рулем — Стечкин. Перед автомобильным турне он записался в члены нью-йоркского автоклуба, заплатил 15 долларов и получил "лайценз" на право езды. Очень сожалел потом Урмин, что сам не додумался стать обладателем такой важной в Америке бумажки. А Стечкин выдал ему карту пути: "Изучай маршрут, будешь нашим навигатором".

      Борис Сергеевич ведет машину сперва осторожно, привыкая и к ней, и к Америке. Движение большое, и "бьюик" — не малютка "фиат", да и стоит дороговато. Правда, машины застраховали, и очень кстати. Обе к концу путешествия будут разбиты: одна Барановым, другая Туполевым — им тоже захотелось посидеть за рулем".

      Красота! Знай наших! Интеллигентов. Умеют с толком отдохнуть! Особенно на государственную халяву.

      М-да…

      А вот Сталин интеллигентом не был ни капли. Посему при нём такие авиаконструкторы, хорошо и культурно отдохнув в США, продолжили работу в "шарашке". Не можете вести себя как люди, сидите за решёткой. Как животные!

      Само собой, что интеллигенту было, за что ненавидеть Сталина, но что в решениях Сталина непонятного даже для интеллигента?
      Ю.И.Мухин.

  • 16:13 11 Ноября 2018
    0 0
    Еще аргумент и иллюстрация поклонникам творчества Солженицина и иже с ними, которые считают, что у нас десятками миллионов репрессировали невинных.
    На примере современных СМИ с "либеральным уклоном" - делается громкий заголовок для новости (чаще всего беспредел чиновников или полиции), дальше даётся с первого взгляда обоснованный и полный текст с описанием этого самого вопиющего беспредела, в конце даются ссылки вроде бы как на серьезные первоисточники. И в результате у 99% читателей создается вполне конкретное мнение - жертва не виновата - а чиновники или полиция творят беспредел. А теперь самое важное - только 5-10% от всех прочитавших новость пройдутся по ссылкам на источники и попробуют найти другие подтверждения данной информации, хотя по современным новостям, имея под рукой выход в интернет сделать это можно несложно и быстро.
    И вот тут самое интересное - в более чем половине подобных случаев оказывается, что в реальности всё совсем не так, как описано в статье.
    Да бывает реальный ужас и беспредел, но это только в 5-10 % случаев.
    Но с современными новостями всё проще - любой, кто хоть чуть-чуть умеет пользоваться сетью и думает головой разберется (печально, что и это в современном мире многим не под силу).
    За примером далеко ходить не надо - вот новости ТИА от вчерашнего дня (читайте и саму новость и комментарии) - https://tvernews.ru/news/237098/ - тут как минимум заголовок журнализды от себя написали, чтобы больше внимания привлечь. Как минимум, ничего еще не ясно - следствие только началось, похоже что несчастный случай, а из новости складывается впечатление, что это преднамеренное и уже доказанное убийство.
    А вот с репрессиями Сталина тут сложнее - надо же идти в архивы, изучать документы на бумаге, разбираться, потратить намного больше времени, денег и сил. И, опять-таки, когда начинают разбираться, оказывается что 9 из 10 при Сталине сидели не за инакомыслие и "анекдоты про Сталина", а за реальные криминальные преступления.
    Итого, репрессии были, но масштаб их завышен в разы, если не на порядки, что и подтверждается работами настоящих ученых историков, а не мошенников и просто поехавших людей, желающих на этом хайпануть.
    Ну и еще момент - никому же не захочется признать, что в действительности его родственника в 1937 года посадили не за анекдот про Сталина, а за пьяный разбой или изнасилование.

    Ну и картинка вам для наглядности, кому читать лень или не под силу).

вверх