Учитель, который никогда не видел своих учеников: слепой преподаватель информатики о жизни незрячих в Твери
Тверская средняя школа № 3 очень сильно отличается от всех остальных. Учреждение расположено в здании бывшего детского сада, по всей территории – ровные тропинки и двойные перила. Это школа для незрячих и слабовидящих детей. Учитель информатики и музыки Владимир Поляков никогда не видел своих учеников. Он отлично ориентируется в здании без трости и приглашает в рабочий кабинет, заставленный огромными учебниками, напечатанными по системе Брайля, и рельефными картами на стенах. Владимир Николаевич учит детей в этой школе уже 12 лет, и он абсолютно незрячий. Текст Юлия Островская.
Глаукома и недоступная школа
Владимир потерял зрение в пять лет из-за глаукомы.
В течение двух лет меня возили по ведущим клиникам страны и интенсивно лечили. Но успехом это не увенчалось. Зрение падало и в пять лет упало окончательно. Я родился и рос в городе Бологое, потому мне пришлось учиться на дому. Папа сам выучил и меня научил шрифту Брайля (это рельефно-точечный тактильный шрифт для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми - прим. ред.).
Это сейчас по закону об образовании дети-инвалиды могут учиться в обычной школе. И их обязаны там взять и обеспечить необходимым для получения образования. А 30 лет назад всё было совсем по-другому.
Ближайшая школа для незрячих была в Москве. Во-первых, это не ближний свет, а во-вторых, туда брали только по прописке. Конечно, все как умели выкручивались и как-то делали временную прописку. Но родители решили меня обучать сами.
А потом мы узнали об открывшейся в Твери специализированной школе. Взяли меня после тестирования в шестой класс. Так в школе я начал учиться в 16 лет.
Владимир закончил 12 классов школы экстерном и с золотой медалью. А через несколько лет вернулся туда работать учителем.
Недоступный университет
В конце школы перед выпускником встал вопрос "Что делать дальше?". О доступной среде в вузах Твери еще никто даже не слышал, а московский и петербургские специализированные университеты были далеко.
Параллельно я подал документы в петербургский вуз на тифлопедагога (педагог-дефектолог, который специализируется на работе со слепыми и слабовидящими детьми - прим. ред.), в Торжокский педагогический колледж и на педфак в Тверской государственный университет.
В ТГУ вступительные экзамены были раньше. И я поступил туда.
Но поступать было тогда незрячему человеку тяжело. Опыта у тверского вуза в обучении незрячих не было, меня даже допускать до экзаменов не хотели. И так было всего 15 лет назад, представляете? Если бы не моя пробивная учительница литературы, я бы, скорее всего, не поступил.
Тем не менее, я хорошо сдал все экзамены, и меня зачислили. Это было в 25 лет.
Невозможность прочитать книгу и списанные лекции
В ТГУ я поступал вместе со своим товарищем Игорем Балицким, с которым познакомился, когда подрабатывал на специализированном предприятии для инвалидов по зрению в Вышнем Волочке. Он-то и помогал мне все 5 лет преодолевать путь от общежития до лекционных залов, библиотеки и обратно. Друг не совсем незрячий, он слабо видит.
Но и это не было основной проблемой. Получить информацию незрячему человеку было почти нереально. Ну прочитает преподаватель лекцию, а как же книги? К счастью, у меня появился компьютер и сканер.
Чтобы прочесть книгу, я брал ее в библиотеке, сканировал, распознавал и включал на компьютере голосовой помощник. Он мне книгу и читал.
Отсканировать книгу – несколько часов, прослушать – еще столько же. А книг нужно было проштудировать горы.
Лекции я записывал в ноутбук. Девчонкам очень нравилось. Писать ничего не надо – сразу в печатном виде все готово (смеется).
Вуз Владимир тоже одолел с красным дипломом. Потом он вернулся работать в родную школу. Кстати, уже со своим товарищем.
Информатика без мышки и красного крестика
В средней школе № 3 на Попова Владимир Николаевич преподает уже 12 лет музыку и информатику. С компьютером учитель управляется очень ловко.
- Вместо мышки незрячие люди работают клавишами "вверх"-"вниз"-"влево"-"вправо". Наши глаза в работе с компьютером – экранный диктор, который прочитывает все, на что вы нажимаете. К тому же информатика для слепых сложна тем, что нужно запомнить большое количество команд. Например, вы нажимаете "крестик", чтобы закрыть программу или документ. А мы "Alt+F4". Этих команд очень много, поэтому обучение информатике незрячих – на самом деле очень непростое.
Сейчас в школе учатся 60 учеников – и слабовидящие, и незрячие. Дети заканчивают 12 классов вместо 11, как в обычной в школе.
Классы в школе очень маленькие. Например, Владимир Николаевич - классный руководитель в классе, где учится один ученик. Кроме очной формы обучения существуют надомная, когда преподаватели приходят домой к ученику, и дистанционная – так учатся дети из других городов.
Все школьное пространство организовано по-умному. Полы выложены тактильно-визуальной разметкой из холодного пластика. У каждого кабинета – обозначение шрифтом Брайля.
Незрячие дети учатся по тем же образовательным программам, что и зрячие. Но их учебники в несколько раз больше и тяжелей обыкновенных, потому что написаны объемным шрифтом.
Вот так выглядят школьные учебники:
- Такие учебники печатает единственное предприятие в России, поэтому нам пришлось купить специальный брайлевский принтер, который печатает шрифтом для слепых.
Гордость школы – неизвестно откуда появившийся старый тактильный глобус:
Тактильная карта мира:
Спортзал школы совсем маленький и расположен в старом актовом зале детского сада. Зато здесь есть специальный стол для настольного тенниса слепых, благодаря которому школа прославилась на всю страну.
Единственный в России мастер спорта по "шоудаун"
8 октября 2018 года за победу на чемпионате России по Showdown (настольный теннис для слепых), который состоялся в апреле 2018 года, спортсмену Владимиру Полякову присвоено звание Мастер спорта России. Это первое присвоенное звание по данной дисциплине такого уровня в России.
На самом деле Showdown больше напоминает аэрохоккей. У спортсмена в руках – ракетка, на кисти – толстая перчатка, смягчающая удар. На глазах – спортивные очки, чтобы сравнять шансы на победу слабовидящих и незрячих. Мячик – гремит при любом движении, благодаря чему его можно легко на слух найти на поле стола.
К такой победе Владимир Поляков шёл четыре года. А началось всё с желания сделать в школе новую спортплощадку: спортзал здесь совсем маленький и расположен в бывшем актовом зале детского сада.
Школа выиграла грант на 1 миллион рублей и закупила оборудование, в том числе для тенниса. "Сначала стол больше стоял, чем использовался. Но за грант надо отчитываться. Шоудаун сначала начали осваивать учителя, чтобы потом учить школьников", - рассказывает Владимир Поляков
Этот спорт только начал развиваться в России. И первые соревнования, в которых принимали участие тверские учителя, были больше ради участия. Впрочем, правило 10 тысяч часов работает почти безотказно. И из последних в рейтинге тверичане стали первыми.
В 2018 году дисциплина "шоудаун" по спорту слепых была внесена в Единую всероссийскую спортивную квалификацию Министерства спорта РФ.
- Кроме российских чемпионатов, мы принимаем участие и в европейских, которые проходят в разных странах мира. Вот до европейцев нам, конечно, еще далеко. Там этот вид спорта давно и хорошо развит.
Тем не менее, в мировом рейтинге по "шоудаун" Владимир Поляков занимает 13-е место из 300 спортсменов.
Впереди – новые тренировки и место первой ракетки, не меньше.