Жители Твери платят за обслуживание лифтов, а деньги пропадают на полпути
Мы подходим к лифту и на автомате нажимаем кнопку вызова, не задумываясь, сколько шестерёнок, троссов и умных электронных механизмов заставляют кабину, во-первых, прийти, во-вторых, доставить нас на нужный этаж. За исправной работой самого сложного механизма в многоэтажном доме стоит круглосуточная и не видимая обывателю работа нескольких десятков людей – механиков, ремонтников, электриков и диспетчеров. На что расходуются деньги, оплаченные за обслуживание лифтов, и почему миллионы рублей в Твери не доходят до обслуживающей организации, застревая на полпути, – в совместном материале ТИА и «Тверьлифт».
Как всё устроено
Договор об оказании услуг по содержанию и обслуживанию лифтов обслуживающая компания заключает с управляющей компанией, ТСЖ или ЖСК. Жильцы в выборе лифтовой компании, как правило, не участвуют.
У собственников многоквартирных домов есть два способа заплатить за обслуживание лифтов – напрямую организации через ЕРКЦ или в управляющую компанию. И если с первым способом (но пока не самым популярным в городе) проблем нет, то из управляющих компаний деньги часто не доходят до адресата.
«Как результат, долги управляющих компаний перед «Тверьлифт» на сегодня исчисляются несколькими миллионами рублей. Только одна тверская управляющая компания задолжала нам 1,5 миллиона рублей. И это при достаточно высоком проценте собираемости с населения – порядка 90%(!)», - рассказывает Михаил Шухрин, заместитель директора ООО «Тверьлифт».
Один подъезд в девятиэтажном доме каждый месяц платит порядка 3,5 тысяч рублей за обслуживание лифта. За эти деньги лифт проходит ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. Специалисты меняют определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Учитывая старый лифтовый фонд в Твери, менять и чинить приходится довольно часто.
Двигатель, лебёдки, кабина, всевозможные концевики и электронные механизмы в лифте должны быть исправны, потому что речь идёт о жизни человека. Уголовную ответственность за безопасность несёт лично электромеханик.
Вспомните случай, когда 14 января 2016 года в Москве произошла авария в лифте ЖК «Алые Паруса». У кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Находящаяся в лифте Ирина Володина погибла, упав в шахту лифта. В случившемся обвинили электромеханика, некачественно обслуживающего лифт, суд приговорил его к реальному лишению свободы.
Чтобы таких трагедий избежать, нужна круглосуточная и качественная работа многих людей – механиков, электриков, аварийных бригад, диспетчеров. А для обеспечения их деятельности – деньги, которые управляющие компании не торопятся платить.
Расплодившиеся УК-шки и демпинг
Как рассказал Михаил Шухрин, что в начале 2000-х на рынке лифтовых услуг была всего одна организация - «Тверьлифт». И четыре районных управляющих компании.
Сегодня лифтовых организаций стало на порядок больше, а управляющих компаний и ТСЖ, сотрудничающих только с «Тверьлифтом», - 85.
Однако этот тот случай, когда конкуренция не сказалась на улучшении качества работы. О том, как работают управляющие компании, ТИА уже писало не раз (ссылки) – набирают огромные долги, банкротятся и создают такие же новые. Учитывая уставной капитал в 10 тысяч рублей и имущество – стол и стул – взять с такой компании нечего. Тем, кому осталась должна УКшка, – долги приходится в основном прощать.
При этом, как пояснил Михаил Шухрин, объективных причин не платить за обслуживание лифтов у УК нет. Жители в большинстве своем исправно платят за услугу. Вероятно, дело в традиционном нежелании платить управляющих компаний.
«Обслуживающих лифты компаний тоже стало много. И это, с одной стороны, здорово – это конкуренция. Но с другой – многие начали демпинговать, не заботясь о качестве работы. Вот что может сделать один механик на единственной в парке машине – сколько он будет вызволять людей из застрявшей кабины? Сможет ли качественно обслужить все лифты? Это большой вопрос», - говорит Михаил Шухрин.
Дешёво не равно хорошо
Чтобы вы понимали, тарифы на обслуживание лифта устанавливает сама управляющая компания по договоренности с лифтовой организацией. В эту цену входит полное обслуживание лифтового оборудования, предусмотренное Техническим регламентом о безопасности лифтов, различными стандартами, гостами и правилами.
«Искусственно низкая цена обслуживания – это неполное и некачественное выполнение и работ, которое в итоге сказывается на человеческой безопасности. Нам приходится постоянно доказывать, что тариф должен покрывать наши затраты, чтобы лифтовое оборудование служило собственникам долго, исправно и безопасно», - говорит Михаил Шухрин.
Тем не менее, есть и те, кто работает на совесть и платит исправно, – это ООО УК «ЖЭУ», ООО ДСК «Комфорт», ООО «ЖЭУ-21», ООО «Форвард» и большинство ТСЖ с ЖСК.