https://tvernews.ru/news/232263

В Тверской области критический дефицит рабочих кадров

TIA, 21 Мая 2018, 09:49
, 48
<p></p>

16 мая на базе холдинга «Афанасий» прошел круглый стол. Тема «Профилирование образования в учебных заведениях под запросы бизнеса» оказалась столь животрепещущей, что собравшиеся представители власти, бизнеса и образования едва уложились во временные рамки. При этом во время дискуссии предложения о методах воздействия на катастрофическую ситуацию с рабочими кадрами сыпались как из рога изобилия и вызывали споры между предпринимателями и педагогами.

 - Тема очень острая и сверхважная. Реально существует дефицит кадров. Это количественная нехватка – мы переживаем период демографической ямы, и людей просто мало; и качественная – слабая подготовка профессионалов. Промышленности нужны люди, которые создают головой и воплощают руками. Нам нужны механики, наладчики, инженеры, сварщики, фрезеровщики  и так далее, - начал разговор Вадим Дешевкин, депутат Тверской городской Думы и Генеральный директор частной пивоварни «Афанасий».

Андрей Гаврилин, заместитель главы администрации Твери, рассказал, что сейчас в городе самая низкая за последние 10 лет безработица.

- Безработицы практически нет. Но большинство выпускников имеют слабые представления о ситуации на рынке труда. Между тем, из почти 6000 вакансий – 4000 касаются рабочих профессий. Высокая потребность в специалистах в сферах легкой промышленности и машиностроения. Надо популяризировать рабочие специальности, начиная с младшей школы, иначе будущие выпускники вузов рискуют остаться невостребованными.

Хотя 5-10 лет для бизнеса - это много. Сложно прогнозировать потребность в кадрах, да и развитие предприятия. И дело не столько в рисках, сколько в технологическом прогрессе. К 2025 году, по оценкам специалистов, от 9 до 50% существующих сейчас профессий – исчезнут.

Еще одна важнейшая проблема - в вузах отсутствует техническая база для подготовки специалистов. Или же случается так, что имеющаяся база – современнее, чем та, которую могут предложить предприятия. Бывает и наоборот.

Представители тверских вузов поделились наблюдениями. Отток выпускников из области идет в две волны. Первая – сразу после школы, дети уезжают учиться в другие регионы и, зачастую, не возвращаются оттуда. Вторая – закончив вуз или колледж, выпускники ищут работу в крупных мегаполисах.

Были названы три способа задержать молодежь в Твери:

1 – организация практик на производствах с возможностью последующего трудоустройства;

2 – открытие базовых кафедр;

3 – целевые студенты, подписывающие договор еще на третьем курсе (предприятие оплачивает обучение, молодой специалист после учебы остается работать по договору).

На круглом столе обсуждали проблемы профориентации, организации практики на производстве, экскурсий для школьников. Говорили и о том, что 2 недель практики в год не достаточно. О маленьком количестве абитуриентов, выбирающих технические вузы и сдающих ЕГЭ по физике. О том, что таланты уезжают и не возвращаются. Александра Гавриленко, доцент кафедры стандартизации, метрологии и управления качества ТГТУ, пожаловалась, что предприятия тоже иногда безответственно подходят к организации практики, когда студенты приезжают по заключенной договоренности на производство, а их там никто не ждет.

Руководитель холдинга «Афанасий» Максим Ларин обратился к представителям вузов: «Не хочу критиковать образование, но мы нуждаемся в специалистах, способных принимать решения. Они  мыслят шаблонно после вуза, приходится переучивать. Дипломы, даже красные, не говорят о профессионализме. Сейчас в холдинге есть центр, который занимается переподготовкой выпускников. Очень не хватает талантов». 

О положительном опыте наставничества  в холдинге «Афанасий» рассказала заместитель руководителя Учебного центра, Наталья Иванова.

- За каждым практикантом и стажером закреплен наставник. Он ведет воспитанника по программе, следит за его обучением, помогает во всем. У нас есть предложение - создать кафедру для проведения факультативных занятий на производстве. Мы готовы предоставить площадку. У нас хороший опыт наставничества. За год практику и стажировку прошли 112 человек (70 практикантов и 42 стажера). 33 стажера трудоустроились. Двое из них – выпускники ТГТУ.

Об идее создания кафедры говорил и Вадим Дешевкин.

- Холдинг «Афанасий» предлагает сформировать базовую кафедру и предоставить возможность студентам, выпускникам заниматься на нашей материально-технической базе, с нашими специалистами хотя бы раз в неделю. Посмотреть на современное оборудование, на машины, на гайки и попробовать себя в деле.

Вадим Дешевкин обратился к присутствовавшей заместителю министра образования Тверской области Юлии Коваленко за оценкой инициативы.

- Такая кафедра была бы очень полезна. Мы готовы поддержать такое предложение и ждали, чтобы оно поступило. Молодежи нашей часто нужен квест, событие, нечто увлекательное и новое. И попадание на производство может стать именно таким интересным событием, и ребенок не будет стремиться покинуть наш регион, он останется работать здесь, - ответила Юлия Коваленко

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (48)


  • 10:14 21 Мая 2018
    27 0
    Эммм... А зарплаты нормальные платить не пробовали? Работяга (особенно начинающий) получает меньше того же продавца в салоне какой-нибудь электроники, куда пойдет человек после того же технаря или ПТУ, особенно если учесть, что в торговле базовых знаний и навыков нужно обычно меньше, чем на производстве? Про конкретно "Афанасий" говорить не буду, но местечко на самом деле так себе, особенно если учесть их местами странную кадровую политику.

  • 10:39 21 Мая 2018
    22 0
    1. Отзывы от бывших работников "Афанасия" - не вздумай туда пойти работать!
    2. Напоминает старый анекдот про то, как потратили весь бюджет на поиск нематериальных стимулов для сотрудников.
    Да и просто интересно - что же за такая сверхквалификация требуется от сотрудников пивзавода? Стоит там обычная линия по производству и бутилированию, производитель оных линий персонал (как обслуживающий, так и эксплуатирующий) обучает (естественно, за это надо платить!), так что направить на обучение человека, у которого есть хоть малейшие понятия об электроонике и механике на уровне ПТУ - вообще не проблема. Проблема, судя по всему, в том, что платить не хочется. Типа "... мы его обучим, а он в Москву убежит!...". Ну так платите нормальную зарплату - никто и не убежит.
    Кстати, господа-товарищи, вы в курсе, что средняя зарплата по россии уже стала меньше кетайской?

    • Alx
      11:32 21 Мая 2018
      3 1
      Ну в Китае рабочие на производстве - это самое дно. Хуже только работать в сельском хозяйстве. Так себе пример.

      • 11:47 21 Мая 2018
        2 1
        Наоборот. Пример стал еще лучше. Значит, отечественные рабочие имею квалификацию даже ниже кетайцев, раз получают соответственно меньше.

    • 12:01 21 Мая 2018
      4 0
      1. Странные отзывы. Место не из лучших, конечно, но вполне себе терпимое, бывает и куда хуже.
      2. В обучение сейчас вообще вкладываться не хотят, за крайне редким исключением.
      3. Оборудование там местами специфическое, немчура-с, приличного срока давности. Отсюда проблемы с запчастями (ну а если уж сюда прибавить извечную тягу собственников и руководителей почти всех уровней к экономии на расходниках, ремонтах и всяких там ТО, то получается так себе), к тому же очень много приходится заказывать за евры-с.

      • 12:38 21 Мая 2018
        3 0
        1. Ну, сам я там был всего один раз и давно, но брат там некоторое время проработал. А что касательно "бывает хуже" - ну это из серии "Ну не убили же, только изнасиловали".
        2. Естественно. Только называется это у руководства "оптимизация расходов"
        3. И что с того? Немцы и эксплуатационщиков и ремонтников обучат, срок давности оборудования тут значения не имеет (ну не времен же третьего рейха это оборудование, в самом деле!) - только плати. Но вот платить-то не хочется...
        Так что все как обычно упирается в жадность. И не сказать, что в этом есть что-то новое - так практически ВЕЗДЕ. Увы и ах. Все хотят "как в эвропах", но задешево. Результат немного предсказуем.
        Встречал я уже такое - покупали современнейшее НЕКИТАЙСКОЕ оборудование, но на этом все кончалось, ибо за сервис и расходники платить уже либо было нечем, либо "нуегонах, китайские расходники ничуть не хуже!"

        • 14:25 21 Мая 2018
          3 0
          По поводу китайской продукции могу, в общем-то, заметить следующее (хотя, если сталкивались, сами знаете) - Китай разный. Лицензия, сделанная в Китае под чутким руководством и на официальном заводе вполне себе неплохая вещь (в силу особенностей профессии говорю про электрооборудование). А вот все, что делается в Китае либо самостоятельно, либо в консорциуме иногда даже с нашими является продукцией часто непредсказуемой и иногда даже опасной.

          • 16:12 21 Мая 2018
            3 0
            Ключевое слово:"под чутким руководством и контролем". Причем контроль обязателен. Я, в основном, общался с кетайскими станками (металлообработка и, как ни странно, печать.
            Дык вот, докладываю. Возьмем, к примеру кетайский плоттер. Печатающая голова у него - целиком и полностью епонская, ибо настолько точную технику кетайцы делать просто не в состоянии за вменяемую цену. И, казалось бы, раз основной агрегат родной брендовый, все должно быть прекрасно, но вот фигушки. Механика-то кетайская. Голова точнейше отмеряет свои пикалитры краски и ювелирно точно плюет их на бумагу. Только бумага под ней протаскивается при помощи кривых кетайских валиков, ремней и шестеренок, срок службы которых от силы год.
            Ну и на выходе получаем говно из конфетки.
            С прессами и гибочниками примерно так же - вся точность епонских комплектующих с лихвой компенсируется кривизной кетайского привода.

            • Alx
              17:37 21 Мая 2018
              1 0
              Ну так в кривых деталях кроется причина дешевизны китайского оборудования. Если делать качественно, то цена будет как у японского, после чего китайский станок никто не купит.

  • 11:05 21 Мая 2018
    4 0
    ............

  • 12:42 21 Мая 2018
    11 0
    Будут достойные зарплаты - будут и люди. Наверное.
    Знаю людей - сидят в гаражах, машины чинят, что-то производят.
    На производство их калачом не заманишь.
    Каждый день с ранья вставать и тащиться туда, где тебе будет сношать мозги "д'эфективный манагер" за три копейки? Да нафиг надо!
    Они бы наверное пошли, если бы платили вовремя и хорошо, да дело делали как надо, а не как сейчас - из говна конфету за шапку сухарей.

    И да, роботизация не за горами, учиться бессмысленно - столько технарей не будет нужно.

    • 12:44 21 Мая 2018
      2 0
      Ну насчет учебы вы неправы. Как раз в связи с роботизацией и надо учиться, ибо роботов надо проектировать и обслуживать.

      • 12:57 21 Мая 2018
        0 0
        Вы кульман давно последний раз видели?
        Все уже давно проектируется на компьютерах, производительность труда выросла, и это одна из причин сокращения спроса на технарей.
        Даже в МАИ качество преподавания очень сильно упало, и вы правда думаете что в Твери смогут подготовить внятных технарей? Погуглите анекдот про профессоров и самолет, спроектированный их студентами.

        • 13:30 21 Мая 2018
          0 0
          Да не надо мне рассказывать про ватман для кульмана, все я прекрасно знаю. И про качество образования тож.
          Но разве это отменяет тот факт, что роботов надо обслуживать и проектировать? Нет, конечно.
          Значит ли это, что не нужно учиться? Конечно же, тоже нет. Тот, кто хочет научиться, сможет это сделать и в мухосранском заборостроительном институте, пока еще есть у кого учиться. Правда, только пока. Потому и стоит поторопиться.
          Обеспечить самому себе приличный уровень знаний можно где угодно, если поставить себе целью именно научиться, а не получить диплом. Увы, число таких студентов исчезающе мало. И продолжает сокращаться.

    • 12:59 21 Мая 2018
      1 0
      Роботизация не панацея, это таки раз, роботам тоже нужно задавать программы, делать ТО и так далее, это таки два. Да, такие профессии как токарь и сварщик в некотором роде отомрут (хотя не до конца, есть такие вещи, которые роботы освоят еще не скоро), но им на смену придут операторы этих самых роботов (естественно их будет требоваться меньше, но без них тоже будет никак).
      Так что учиться никогда не поздно. Другое дело, что лично я не в курсе, учат ли где-нибудь в Твери на того же оператора станков с ЧПУ (требуются вроде регулярно, з/п обещают вроде от 50).

      • 13:01 21 Мая 2018
        0 0
        Но для задачи программ и ТО требуется ну очень мало народа. Завод Хитачи вам в пример.

      • 13:36 21 Мая 2018
        6 0
        Со станками ЧПУ и ихо операторами есть немалая проблема. А именно - работодатель хочет получить готового работника, которого прямо сейчас можно поставить к станку и закрыть вопрос.
        А станки у всех разные. И среда программирования у них тоже, зараза такая, разная. Не то, чтобы сильно отличается, но отличия есть. И чтобы их понять нужно время (в особо запущенных случаях - до полугода) пока человек не выйдет на стабильный режим работы.
        Аналогия проста до безобразия - куча языков программирования. Программиста java можно переучить на программиста C#, но это требует времени и усилий, а самое главное - затрат, на которые работодатель идти не готов. Ну и тупость ХР-сотрудников накладывает дополнительный отпечаток, когда в заявке пишут требование опыта обслуживания шаттлов в открытом космосе, да все это за зарплату в 10 тыр.

    • Alx
      13:08 21 Мая 2018
      1 0
      Если рабочим платить много, то как конкурировать с китайскими товарищами? Разного рода борцы за высокую зарплату трудящихся первыми же начнут орать, что дорого, барыги оборзели, на АлиЭкспресс дешевле.

      • 13:16 21 Мая 2018
        6 0
        А барыги уже оборзели. Лично находил на Юлмарте товары, которые на Е-бае с доставкой стоил в три раза дешевле, чем в Юлмарте. Сейчас эта говно-контора накрывается медным тазом, но одного барыгу сменит другой, потому что АКИТ.

    • 22:18 22 Мая 2018
      0 0
      последний раз я работал в 2015м на бумаге. получил я 4500 за месяц.старый коллектив на работе бухали почти все в раздевалке. меня вообще тупо подставили чтобы уволить.взяли не русского.как вам такой дефицит рабочих кадров а ? я третий год без работы.знаю всю эту систему.спрашивайте отвечу

  • 13:29 21 Мая 2018
    2 0
    Статейка хорошая, дает понимание, в том числе и почему дефицит кадров.

    Краткое содержание

    Новый директор себе в подчиненные и советники пригласит своих «проверенных людей». Увеличение штата топ-менеджеров в условиях фиксированного ФОТ повлечет за собой сокращение рядовых сотрудников на значительный процент.
    Новый директор в первую очередь будет сокращать те подразделения, работу которых он не понимает. Под прессом психологического давления руководители этих подразделений возмут на себя обязательства самостоятельно разработать планы по сокращению и принять на себя все риски их реализации.
    Сокращения пройдут под флагом повышения эффективности, но для «непонятных директору» подразделений не смогут сформулировать критерии этой эффективности, кроме «минимизации затрат». Цель по минимизации затрат без дополнительных обоснованных ограничений – это цель по уничтожению, и не имеет отношения к настоящей оптимизации.
    Отсекая непонятные ему части компании (выводя в аутсорс и т.п.), директор попытается превратить компанию в ту, работу которой он полностью способен понять, которой он в полной мере способен управлять.
    Проблему нехватки знаний в технической области новый директор и его команда компенсируют «помощью» от западных консалтинговых компаний. Это приведет к ситуации внешнего управления, причем без всякой ответственности за диктуемые извне решения.
    Внешняя и внутренняя отчетность о работе компании до самого конца не будет показывать никаких признаков проблем, т.к. тому, кто принес плохие вести не выдают премию, а рубят голову.

    https://habr.com/post/297678/

    Где все работяги? Так их сократили как ненужных. А теперь они понадобились. Но их уже нет.

    Помните анекдот про склад готовой продукции на АЭС? Так вот, это не анекдот.

  • 13:38 21 Мая 2018
    5 0
    Откуда взяться рабочему персоналу, если уже 25 лет многочисленные коммерческие ВУЗы выпускают в диких количествах юристов и экономистов? Они тут не находят работы, но умудряются найти её в Мск и Питере

    • Alx
      14:45 21 Мая 2018
      4 1
      Рабочий персонал массово приезжает из стран Средней Азии.

      • 14:58 21 Мая 2018
        5 0
        Ааааа, покажите мне таджика токаря или фрезеровщика! :-))))

        • 16:15 21 Мая 2018
          3 0
          У приятеля бригада узбеков-строителей работает, так у них бригадиром врач. Видимо потому, что единственный среди них, кто в русский язык может.

        • Alx
          17:32 21 Мая 2018
          2 0
          Токари в общем-то тоже разные бывают. Одно дело валы для подводных лодок точить, а другое болты с гайками. В школе, помню, даже самые дебилы могли что-то выточить на токарном станке. Думаю, что и узбеки смогут.

      • 15:04 21 Мая 2018
        4 0
        Метлой махать и бетон месить - это их потолок (в большинстве случаев). А такие не нужны, нужны токари, фрезеровщики и прочие спецы по обработке всяких разных материалов. Ну еще и монтажники разные. В общем и целом гастарбайтеры из Средней Азии на текущий момент не могут закрыть данные позиции на рынке труда. Но всякие коммерсанты думают, что спецу можно платить как гастарбайтеру, да и условия труда зачастую ничем особо не отличаются. Поэтому народ в работяги и не идет, лучше в магазине/офисе 8 часов за клавиатурой просидеть или в торговом зале отстоять, чем у станка по уши в грязи и масле (ибо вкладываться в переоборудование у нас ой как не любят) за, зачастую, меньшие деньги.

        • 16:18 21 Мая 2018
          2 0
          Ну уж кабель-то силовой таджики тянут как нефиг делать. И траншеи под него тож. У знакомого бригада работала на монтаже цеховой вентиляции - это не лопатой махать, тут квалификация хотя бы минимальная нужна, хотя и контролировать приходилось тоже серьезно, но справились.
          Квалифицированные спецы либо остались в меньшинстве и сейчас на вес золота у себя в средней азии, либо как уже упомянутый врач-узбек, давно уехали и стали тут локальными начальниками у своих.

          • 16:38 21 Мая 2018
            1 0
            Насчет кабеля и траншеи пример не совсем удачный, траншею они выкопают и кабель в нее заложат, согласен, а вот подключить кабель к двигателю или еще к чему - это уже под большим вопросом, скорее всего как минимум перепутают фазу с нулем/землей и привет тебе, оборудование (хотя если защита отлажена, то не факт). А более-менее адекватные ребята с приличным знанием русского у них да, за бригадиров обычно, с заказчиками тоже переговоры вести нужно, а они (заказчики) почему-то на их наречии не разговаривают совсем, бида-пичаль...

            • 17:30 21 Мая 2018
              0 0
              Видел я и ремонтника сложной электронной техники - узбека.
              Понятно, что основная масса - это кишлачные неучи на лопате. Но попадаются и весьма квалифицированные.

              • Alx
                17:39 21 Мая 2018
                0 0
                Я видел узбека-программиста. Скоро придет и их время.

  • 16:56 21 Мая 2018
    1 1
    Ларин должен быть следующим, сразу после чхатвала.

  • 17:35 21 Мая 2018
    3 0
    В Твери не дефицит рабочих кадров. Научитесь брать на работу людей по резюме а не по блату.Может быть тогда ситуация улучшится .Когда каждый твой знакомый по знакомству устроился то заставляет задуматься а не суки ли вы ооошечки ?

    • Alx
      17:38 21 Мая 2018
      0 4
      Может ОООшечки просто уже наелись с работниками-дебилами с улицы?

      • 02:14 22 Мая 2018
        1 0
        А зачем тогда вы пишите вакансии если серавно берете по блату всегда?не тупые не? особенно выпал когда последний раз приходил, цацка спросила почему вы на вышку не пойдете?Захотелось плюнуть в лицо и сказать - а какого хера вы меня тогда звали ?вы же видели все в резюме? зачем людей приглашаете если возьмете по блату серавно?зарплату свою отрабатываете?тьфу аж смотреть противно на все это

    • 22:23 21 Мая 2018
      0 0
      butthead прав

  • 17:49 21 Мая 2018
    1 0
    Вот выучили меня по договору и я теперь раб на три года!!! Зачем мне это нужно?! Да и сам выучился а предприятие такое одно и что мне делать опять в рабство?! Когда в городе сплошная монополия, трудно выбирать промышленную профессию, плюсом ко всему без высшего образования по карьерной лестнице не подняться. а за частую "Тверские" Промышленный предприятия платят серую зарплату и вообще по бумагам занимаются не тем чем занимаются в натуральную.
    Вот в Твери есть мусоро-сортировочный-перерабатывающий завод. Кто про него знает? Говорят там дефицит кадров! Но почему же, да потому что зарплата серая и вредность не платят.

    • 18:08 21 Мая 2018
      2 0
      ты в серьез считаешь что вышка тебе поможет подняться по карьерной лестнице когда все устроено по блату? рили?

      • 18:23 21 Мая 2018
        1 0
        Тверьлужамочи перешло от отца к сыну, который внезапно оказался не гребацца пивоваром и дружинником, руденя его задери! (Интересно, почему автозамена на Андроиде предлагает заменить руденю на "иудеев"? Видимо, Гугель что-то знает...)

    • 18:18 21 Мая 2018
      4 0
      Хоть и рыбку съесть и на уд срамной присесть. Чтобы вкалывали как при совке по договорам и распределению, а взамен - капиталистический кукишъ с маслом: за всё плати из собственного кармана и полностью сам заботься о себе. Никаких социальных гарантий, взамен которых дармовой труд, субботники, гнусное воллонтёрство, недожитие до пенсии, детская топорная расчленёнка с инцестом и заполонивший всё биомусор, как причина всего этого и другого. Как жить, $/\@? © Егорка Терентьев.

  • 20:20 21 Мая 2018
    4 0
    Новое крепостное право не за горами. Ну а как людей удержать, если платить не хочется? А если не платить, то как наказывать? Физически. Вперёд в каменный век! В руководстве зачастую по зад деревянные, технически неграмотные руководители, от которых легче просто уйти, чем добиваться какой-то логики, не говоря про справедливость.
    Людям платить надо, что бы уверенность была и не будет демографических ям, ну а раз это всё длится и длится как будто понять не могу горе руководители, то вывод в том, что это геноцид длящийся не первое десятилетие. Сомневаюсь что в правительстве все дураки и не могут никак приподнять страну. Цели у них совсем другие просто.

  • 22:30 21 Мая 2018
    0 0
    лучше сходить к пластическому хирургу, привести лица в порядок, отмыть общественные туалеты, на круглый стол пригласить идеальных работников с биографией, и рассказом, о тихом семейном счастье. тогда, может быть кто и останется.

  • 11:21 22 Мая 2018
    3 0
    "Нам нужны высококвалифицированные трудоголики, гораздые за копейки работать сварщиками."
    Так много букав можно было не писать.

вверх