Жители Лихославля могут остаться без автобусов до Твери
Прокуратура Лихославльского района обратилась в суд с требованием запретить заказные автобусные перевозки. В случае удовлетворения иска, жителей и гостей района лишат почти двадцати автобусных рейсов. Для города, где проживает почти 12 тысяч человек, останется единственный рейс в день.
Предприниматели, осуществляющие перевозки по заказу не согласны с позицией ведомства. В недоумении находятся и граждане, которые уже собирают подписи в поддержку заказных перевозок.
Федеральный закон: дорегулировались?
Ни для кого не секрет, что действующая региональная маршрутная сеть сложилась еще в СССР, когда рабочие места были преимущественно в месте проживания, исправно работали районные поликлиники и другие объекты социального значения. В те годы пассажиропоток был существенно ниже, чем сейчас, однако кризис в экономике страны заставил большинство граждан, предпринимателей и организаций поменять сложившийся уклад и ритм жизни.
Адаптироваться к переменам смогли не все. Не готовы оказались и некоторые представители исполнительной власти, уполномоченные решать вопросы по созданию условий транспортной доступности для населения Тверской области.
Неспособность реагировать на изменения, которые преподносит 21-й век, привела к тому, что в районах до настоящего времени повсеместно сохранилось расписание автобусов, установленное в Советском Союзе, а обследование пассажиропотоков не проводилось почти в течении 15 лет.
Сказалась позиция региональной власти и на муниципальных предприятиях. За последнее десятилетие из-за экономически необоснованного, заниженного по политическим причинам тарифа на проезд, при отсутствии надлежащих компенсаций и при постоянном росте стоимости топлива, запчастей и комплектующих, муниципальные предприятия резко сократили объемы перевозок, а некоторые и вовсе прекратили деятельность. Не обошла эта участь и муниципальное автотранспортное предприятие г. Лихославля.
Решить накопившиеся в транспортной отрасли проблемы был призван федеральный закон № 220-ФЗ, который касается организации регулярных перевозок. Он среди прочего устанавливает порядок прекращения перевозок. В соответствии с документом перевозчик при отказе от работы на маршруте обязан уведомить органы исполнительной власти не менее чем за 90 дней до приостановления деятельности, что дает возможность найти замену транспортному предприятию.
Нормы федерального закона призваны обеспечить бесперебойное транспортное обслуживание населения, однако положения повсеместно нарушаются. Перевозчики просто прекращают обслуживать маршрут, никого не уведомляя об этом. Заставить муниципальные предприятия вернуться к работе невозможно, так как автопарк МУПов изношен, а отсутствие денег не позволяет ни заправить автобусы, ни выплатить зарплату рабочим.
В итоге в течение 90 дней органы власти не могут провести конкурсы и найти нового перевозчика. Люди остаются без транспортного обслуживания, один на один с вытекающими из этой ситуации проблемами.
Прощай, прямой маршрут?
Ситуация выглядит тупиковой, однако федеральное законодательство позволяет найти выход. Основополагающие документы в сфере общественного транспорта – «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» и «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом» предусматривают возможность организации пассажирских перевозок по заказу.
В Тверском регионе такая услуга широко распространена. Связано это прежде всего с тем, что при заказных перевозках количество рейсов и время отправления автобусов определяются исходя из потребности пассажиров. При этом нет необходимости проходить длительные процедуры согласования в муниципальных и региональных органах власти. А значит даже при незначительных изменениях пассажиропотока, перевозчики могут моментально реагировать на ситуацию, корректируя в интересах населения объемы перевозок.
Другая причина популярности заказных перевозок в том, что они позволяют заполнить пробелы в транспортном обслуживании, при прекращении регулярных рейсов.
В Тверской области именно заказные перевозки стали надежной и своевременной альтернативой после отмены регулярных рейсов в Лесное, Максатиху и Лихославль.
Однако в последнем городе вопреки логике предприятиям, осуществляющим заказные перевозки, практически объявили войну. Прокурор Лихославльского района по обращению министерства транспорта Тверской области обратился в суд с заявлением о запрете перевозок пассажиров и багажа по заказу и признании деятельности незаконной.
Результат таких судебных разбирательств, как правило, предсказуем - в пользу прокуратуры. А значит, в ближайшее время жители и гости Лихославля лишаться почти двадцати автобусных рейсов в день. До областной столицы будет курсировать лишь один автобус в день.
Есть ли выход?
После отмены заказных автобусов представители официальных структур смогут отрапортовать об успешно проведенных мероприятиях, а может быть даже получат премии и поощрения по службе. Однако люди, те, в чьих интересах должны работать вышеупомянутые ведомства, останутся без комфортного транспортного сообщения. Так с какой же целью ведется борьба с заказными перевозками?
Представители исполнительной власти и контрольно-надзорных органов бросаются терминами не предусмотренными российским законодательством, используя, например, такое понятие как «регулярные перевозки под видом заказных». Это словосочетание не имеет официального толкования, но вот употребление неустоявшихся терминов и категорий оценочного характера, с точки зрения законодательства, является фактором, свидетельствующим о коррупции.
Пока работа в отрасли будет строиться исходя из личностных интересов отдельных людей, едва ли стоит ожидать развития автотранспортной системы региона.
Формирование современной комфортной системы пассажирских перевозок возможно только в том случае, если региональные органы власти перестанут вести борьбу против населения и вернутся к исполнению своих прямых обязанностей. В этом случае за счет создания привлекательных условий работы на маршрутах и появления конкурентной среды удастся обеспечить качественное транспортное обслуживание населения, которое не зависит от вида деятельности перевозчиков, и тем более их организационно-правовой формы (МУП, ГУП, ОАО, ИП).
Ну а пока пассажиры вынуждены защищать свои интересы самостоятельно и писать письма президенту, председателю Госдумы и генеральному прокурору РФ с просьбой не лишать их транспортного сообщения.
В Лихославльском районе собрано уже более тысячи подписей в поддержку заказных перевозок.
На правах рекламы