О традициях казаков, их переселении в Верхневолжские земли, а также об истории своего рода рассказывает атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков
В редакцию ТИА атаман Альберт Меньшиков пришел в казачьей форме, с погонами на плечах, орденами и медалями на груди. Он рассказал, что среди них есть как государственные и ведомственные, так и свои казачьи, которыми награждают по приказу атамана Центрального казачьего войска обычно на годовом Большом Круге – особой точке «отсчета и отчета». На Большой Круг в Москву приезжают ежегодно в ноябре представители всех 18 субъектов ЦФО. Там обсуждают итоги года, отчитываются о проделанной работе, ставят задачи на предстоящий год.
- Также в областях проводят свои годовые Большие Круги. Тверские казаки, например, собираются в феврале. Обычно Круг отсчитывается с того момента, когда образовано конкретное казачье общество, - объясняет Альберт Геннадьевич.
По словам атамана, казак – это, прежде всего, воин, прошедший боевую подготовку и готовый служить либо уже отслуживший. Такой казак имеет право носить казачью форму, погоны в зависимости от чина, до которого «дослужился», а также кокарду. Чины в казачестве, а также сроки их присвоения определены указом президента РФ.
Сейчас казаки в «боевой готовности» вписываются в специальный государственный реестр казачьих обществ России. По закону в стране есть целых 15 направлений службы для казаков. Среди них: и охрана общественного порядка, а также лесов и границ, и военно-патриотическое воспитание молодежи, и пожарная и экологическая безопасность, и даже борьба с терроризмом.
Как известно, про казаков иногда можно услышать мнение, что они «ряженые с медалями и орденами, которые сами придумали и сами себе вручили». Об этом Альберт Меньшиков говорит как об очень больном вопросе:
- После всех гонений и репрессий, когда даже слово «казак» было запрещено, в 90-х годах началось восстановление казачества, и к нам присоединилось очень много «лишних» людей. Это были те, кто служил в армии, милиции и других силовых структурах. А потом, когда эти люди поняли, что у нас не будет каких-то лёгких денег, которые будут просто так раздавать, они попросту отсеялись. И вот, видимо, из-за этого нас порой не воспринимают всерьез.
Атаман пояснил, что в казачество можно вступить, не будучи потомственным казаком. Главное условие – разделять казачьи взгляды и идеи. Для этого нужно написать прошение в казачье общество, а если еще кто-то из казаков поручится за вступающего, то его без проблем примут в свои ряды, правда, поначалу с испытательным сроком. Кстати, внук такого новоиспеченного казака уже будет по праву считаться казаком потомственным.
Альберт Геннадьевич не отрицает, что «ряженые казаки» все же есть, но объясняет, что такие персонажи в официальных казачьих обществах не состоят.
- Этих псевдо-казаков иногда можно даже увидеть по телевизору. Они ходят с кучей наград, никто и не знает, что они значат. Такие награды не заслуживаются, а покупаются. Сейчас ведь легко – сделал заказ, и тебе изготовили любую «медаль». Мы с этим боремся.
Атаманом Альберт Меньшиков стал в феврале 2017 года. Он рассказал о казачьих «выборах».
- Есть у нас в уставе критерии, согласно которым атаманом может быть гражданин Российской Федерации, казак, не моложе 30 лет, пользующийся доверием и уважением других казаков, обладающий организаторскими способностями, высокой нравственностью, имеющий опыт управленческой работы и получивший благословение Православной Церкви. То есть просто так атаманом не стать, да и казаки абы кого не выберут.
Процедура выбора атамана, как и награждение особо отличившихся казаков, происходит на Большом Круге. Голосовать могут только казаки станичного общества, которым при регистрации вручают мандаты и, соответственно, право голоса. Остальные гости просто присутствуют без права голоса. Женщины же, по традиции, во время выбора атамана из зала должны удаляться. Однако, как пояснил Альберт Геннадьевич, сейчас эта традиция не всегда соблюдается.
- Когда меня выбирали, я помню, в зале сидели женщины, - говорит атаман.
Сейчас в России по разным подсчетам живет около 6 миллионов казаков. В Тверской же области их более тысячи, а в Твери – более 300 человек. А если же посчитать их вместе с членами семьи – казачками и казачатами, то получится и того больше. Альберт Геннадьевич назвал Верхневолжье «нетрадиционным местом жительства казаков». Хоть и рассказал, что в этих землях они живут давно.
- В конце 18 века во время войны со Швецией по приказу императрицы Екатерины здесь был сформирован первый тверской ямской казачий полк – большую часть его составляли ямщики, но командовали ими казаки. Сначала полк был охранный, потом стал боевым. Что удивительно, им даже платили компенсацию за погибших в боях лошадей. Потом война с Наполеоном была, у нас тут тоже были сформированы конный полк и еще три пеших, в них во всех также были казаки. Это все говорит о том, что уже тогда казаки в Верхневолжье жили. Ну, а пришли они сюда еще раньше, - объясняет атаман.
У казаков, по его словам, очень много разнообразных традиций. Некоторые из них общие для всего казачества, другие же индивидуальны для той или иной местности. Например, когда у казачонка прорежется первый зуб, ему дарят нагайку, нож или даже пулю. В три года мальчиков уже на коня сажают – это тоже целый обряд.
- Казачья культура самобытна. Традиции стараемся сохранять даже в местах нетрадиционного проживания. Хотя это мешает, конечно, ведь нет уже такого уклада жизни, как раньше. Все работают, кто где. На мероприятия в основном по выходным собираемся. А раньше нас земля объединяла. Хотя кто-то и до сих пор своих коней содержит и детей обучает. Объединяет нас и православие – казак без веры не казак, - говорит Альберт Меньшиков, правда тут же уточняет:
- Среди казаков есть и мусульмане - на Кавказе, например, а еще староверы на Урале и в Сибири встречаются и даже буддисты – калмыки. В Пермском крае, кстати, сейчас даже есть хуторское общество мусульманских казаков – это татары.
При этом в жены казаки берут не только потомственных казачек, но и других девушек, правда, обязательно верующих. У православных же казаков важна не столько сама свадьба, сколько венчание в церкви.
- Казачество вообще исторически формировали представители разных народов – и скифы, которые исчезли уже в никуда, и татарские шайки разбойников, и бродники, и кавказцы, и калмыки, и казахи. Недаром у нас с казахами наименования похожи. Так что казаков объединил не этнос, а территория и общие идеи.
- Казак – это ведь не только когда на коне и с шашкой, - объясняет атаман, - известные казаки были и в Морфлоте – командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко – терский казак, – генерал-лейтенант инженерных войск Д.М. Карбышев, например, которого немцы заморозили – он сибирским казаком был. Конструктор-оружейник Ф.В. Токарев – донской казак. И в дореволюционной России в личной охране императора были только казаки.
Самобытность своей культуры казаки выражают и через песни и танцы. Например, всем известный танец с шашкой – фланкировка – это не просто искусство, а настоящее боевое искусство.
- Такие танцы, конечно, красиво смотреть со стороны, но на самом деле все эти движения успешно применяются в бою. Казаков, владеющих холодным оружием, на востоке даже японские самураи боялись, а ведь они со своими катанами считаются очень сильными бойцами. И они проигрывали казакам, представляете? Даже нагайка, казалось бы, - плетка для управления конем, а в умелых руках – серьезное оружие.
В Твери с 1982 года существует народный ансамбль казачьей песни и пляски «Тверь». В его репертуар входят традиционные народные песни. Ансамбль выступает как Твери, так и за пределами региона – артисты побывали с гастролями даже в Германии и Франции, где жили в семьях казаков.
Как пояснил Альберт Меньшиков, руководитель ансамбля Анатолий Беляков много ездил в экспедиции по хуторам и станицам на Дону и Кубани и таким образом собирал репертуар. Кстати, казачьи песни и танцы, как и другие традиции, формировались территориально, а потому все разные.
- У сибиряков, например, мелодии протяжные, как их долгие зимы, а у горцев песни и пляски залихватские – казачья лезгинка такая, даже с криками «Асса!», - рассказывает тверской атаман.
Кроме «Твери» есть и такие ансамбли как «Казачья душа» и «Даурия». Руководитель последнего, кстати, год назад занял третье место на фестивале «Забайкальскому краю любо!», где солируя, представлял тверское казачество.
Историю своего рода Альберт Меньшиков изучал долго и кропотливо. Он сокрушается, что из-за притеснения казаков многое оказалось утеряно.
- Раньше хранить какие-то награды своих дедов, а также их форму и шашки было очень страшно, ведь за это казаков могли просто ночью увезти, и их больше никто не видел. Поэтому многое потерялось с тех пор. Знаю, что часть фотографий и наград мать моя отнесла в музей на своей малой Родине – в Курганской области.
Я вообще долгое время в принципе не предполагал, что я казак. Дело в том, что, когда мне было 9 лет, мы приехали из Сибири сюда, в село Кушалино Рамешковского района, и с казаками меня в том возрасте особо ничего не связывало. Да, у меня были свои детские воспоминания, в которых и один и второй дед ездили всегда на лошадях. Потом, когда стал интересоваться своей историей, узнал, что еще в 17 веке с Дона уходило много казаков. И мои прапрапрадеды тоже ушли. По отцовской линии четыре прапрадеда были переселенцы – двое из тех братьев в Курганской области остались, еще двое – дошли до Омска и Хабаровска. Большая родня живет сейчас в Зауралье, Сибири и Дальнем Востоке.
Атаман рассказал, что переселившиеся в Сибирь казаки облюбовали в Курганской области реку Исеть – вдоль ее берега построили свои городки и укрепления, держали оборону от набегов с юга. Поселение свое они потом так и назвали – Исетская линия.
- Мои предки были довольно богатыми. Я вот знаю, что мою прабабушку Елену даже раскулачили – у нее был свой двухэтажный дом, прислуга. Дом этот, кстати, до сих пор сохранился, может быть, там даже из потомков кто-то живет. А прадед Герасим – его раскулачили и вообще в Сибирь сослали работать на лесозаготовках, и он там умер. Дед же мой Андрей потом с семьей в колхоз вступил, а перед войной его служить призвали. В начале войны он в Монголии находился, там набирали лошадей для Красной армии. А уже в декабре их перебросили воевать под Ржев. Он здесь был тяжело ранен, пролежал пять дней в снегу, его похоронная команда подобрала, и бабушка две похоронки получила, а он ей письма писал из госпиталя.
По материнской линии у Альберта Меньшикова также в роду были казаки, и они тоже переселились с Дона в Курганскую область. Как узнал атаман, поселились они на реке Исети семьями. В деревне было 3 фамилии – Патракеевы, Ярославцевы и Грачевы. Патракеевы и Ярославцевы были казачьи семьи, а Грачевы – крестьяне. Последних было больше всех, именно от их фамилии и произошло название деревни. Переселенцы строили свой быт, учились жить в суровых сибирских условиях.
- Они занимались земледелием, а также ходили в сосновые боры, заготавливали сосну, строгали, а затем плели пестери – корзинки такие, а еще коробы на сани, чтобы перевозить какие-то грузы. В зимнее время валенки валяли. Что за зиму сделают и продадут, на то и жили. Дед умер рано - в 29 лет, пришел раненый с войны – подорвался на мине. А его отец Петр в Первую мировую воевал - кавалер Георгиевского креста 4 степени и медалей. У деда Петра на Исети было 2 мельницы и большая пасека.
Эта река Исеть много внесла в судьбу моих предков. Она их разделила, потому что так получилось, что по одну ее сторону стояла Красная армия, а по другую – войска Колчака. И вот часть моих предков попала в Красную армию, а другая – в Белую. На родину из Белой их, конечно, тянуло, но прийти боялись.
Знаете, есть много поговорок таких казачьих – очень коротких, но емких. Одна из них говорит: «Плох тот казак, который не знает своей истории. Кстати, фамилия моя происходит от слова «меньшик» - это значит «младший сын».
Альберт Меньшиков по образованию юрист. Но 21 год из прожитых в Твери посвятил службе – служил и в милиции, и в МЧС. Неоднократно ездил на Северный Кавказ, где выполнял боевые задачи. Кроме того, он участвовал в поимке опасных преступников и ликвидациях последствий ЧС в регионе. У атамана растут два сына и внук.