Время фрейлин: как жители разрушающегося дома на Советской вернулись в 18 век
Некогда красивейший дом с аркой на ул. Советской, под номером 7, построенный в конце 18-го века вместе с Императорским дворцом, разбомбленный в Великую Отечественную и восстановленный пленными немцами, сегодня стоит без газа и с обрушившейся стеной. Денег на ремонт пока нет, и когда будут – не известно. О любимом доме, с которым связана история города, и, между прочим, одном из самых старых в Твери, рассказала старшая по дому Екатерина Малышева (правда, рассказчица не захотела фотографироваться).
Мы разглядываем упавшую стену во дворе дома.
– Фактически мы стоим на старом погосте, - говорит Екатерина Геннадьевна. - У нас вся Россия на кладбищах построена.
С левой стороны дома, граничащей с библиотекой имени Горького, когда-то стояла деревянная церковь Знамения Божией Матери. Вокруг нее было кладбище. Как рассказывает старшая по дому, бетонные столбы ограды библиотеки – это сохранившаяся ограда церковного погоста.
- Мы в городе с такой историей живём, а истории этой не знаем, - сетует Екатерина Геннадьевна.
Дом № 7 по Советской (ранее – Миллионной), в котором она прожила всю свою жизнь, был построен в конце 18-го века по проекту архитекторов Путевого дворца - Никитина и Казакова. И изначально предназначался для фрейлин Екатерины II. В подвалах до сих пор остались старинные крюки, на которые подвешивали мясные туши. Раньше в подвалах хранили съестные запасы.
Фото с сайта "Тверские своды"
Дом несколько раз перестраивался. В 19 веке он стал гостиницей, где останавливался драматург Александр Островский, о чем свидетельствует памятная табличка.
В Великую Отечественную дом основательно пострадал от бомбежек, и после войны пленные немцы восстанавливали здание. Правда, вместо двух этажей построили три. Поэтому и высота потолков в доме разная: на первых двух этажах – почти по 4 метра, на третьем потолки ниже.
Фото с сайта "Тверские своды"
- Моя семья въехала в дом в 1947-м. Дедушка как раз вернулся из Германии после войны. В этом доме в основном жили военные, которые вернулись на родину. Три генерала жили, остальные – полковники и подполковники. До сих пор в доме живут их дети и внуки.
Капитальный ремонт "Дом фрейлин" видел последний раз в 1979 году – тогда провели горячую воду и за счет кухонь организовали ванные.
- Я помню, как меня маленькую мыли на кухне в огрооомной ванной. Ну, по крайне мере, мне она казалась огромной. Но сделали ремонт, как всё в России – кое-как. Зато директор жилищной компании построил себе три коттеджа, - говорит старшая по дому.
Несущие стены в доме – шириной в метр. Раньше в них были печи. Цепочка на стене - с военных времен:
Ступеньки в доме – мраморные, местные жители до сих пор точат о них ножи – как учили бабушки.
В советское время дом постоянно подкрашивали. Сами жители следили за порядком во дворе. У каждого подъезда – свой палисадник с пионами, в дворе дети играли в "классики" и зарывали "секретики", бабушки на лавочках блюли порядок и смотрели за внуками.
Со временем первый этаж и подвалы дома заняли книжный магазин и бар. А "Дом фрейлин" потихоньку начал рушиться.
Первую трещину дом «заработал», когда магазин начал проводить коммуникации и, видимо, задел фундамент, как говорит старшая по дому. Стена поплыла, а деревянные подпорки долго не продержались. Днем 27 марта обрушилась часть стены .
Газовщики отключили газ, чтобы избежать ещё более серьезных последствий. Подключат, как говорит Екатерина Малышева, только после ремонта стены. А стену отремонтируют после того, как составят смету и найдут деньги на ремонт. Усложняется ситуация тем, что дом признан объектом историко-культурного наследия. Пока всё это случится, старики – а их в доме подавляющее большинство – не могут погреть себе чай.
- У меня, например, нет ни электрического чайника, ни микроволновки, ни мультиварки. И, уверена, у большинства стариков нет. Так и живём. Такое ощущение, что во время фрейлин. Можно выходить во двор, разжигать костер и готовить тёплую еду.
В финале нашей встречи Екатерина Геннадьевна рассказала анекдот, который не анекдот:
- Недавно тут проходила туристическая группа. Один мужчина спросил у гида: «Этот дом со времени постройки не красили?». Я ответила вместо нее: «Конечно, не красили». Вот мы в самом центре города, а выглядим так некрасиво.