22 Ноября 24, 16:58
Новости, Общество
12 Февраля 2018, 15:48

Кошачий остров Столобный: 125 монастырских котов матушки Натальи

Автор Юлия Островская

В зимней Ниловой пустыни тихо. Паломников, даже учитывая воскресный день, здесь практически нет. На фоне звона колоколов отчётливо слышится многократное кошачье "Мяяяу". Это матушка Наталья шагает по двору в неизменном окружении своих подопечных хвостатых – четверо путаются в ногах, кошка Мерсишка по обыкновению восседает на плече. Котов на небольшом острове Столобный, где расположен Нило-Столобенский мужской монастырь, согласно специально проведенной котопереписи, целых 125. Забота о хвостатых лежит на плечах единственной матушки. 

Каждое утро матушки Натальи начинается с готовки завтрака кошачьей ораве. Монастырь мужской, и постоянных помощников у неё нет – в женские кельи мужчинам заходить нельзя. Зимой с питанием особенно туго, потому что не сезон и сердобольные паломники почти не приезжают. В ход идут каши с отходами рыбного завода, которые продают Наталье по сходной цене, и молоко. Но и этого часто не хватает, чтобы досыта накормить всех.

*По просьбе матушки мы не фотографировали лицо

Кормит подопечных матушка Наталья дважды в день. На завтрак и ужин к мискам бегут заранее – мало ли не достанется. В обед коты выпрашивают еду у монахов рядом с трапезной. 

Узнав о трудном кошачьем положении, Инициативная группа по защите животных объявила сбор помощи в поддержку монастырским котам. В течение двух недель неравнодушные люди собрали несколько десятков килограммов корма, наполнителя и лекарства. В воскресенье 11 февраля руководитель группы Николай Морозов вместе с корреспондентом ТИА собранное доставили до пункта назначения.

Встречала нас вся кошачья шайка-лейка в сборе с громким приветственным "мяяяу". Толстый (и кажется, главный в стае) Рыжик не давал отнести в кладовую пакеты, пока о каждый не почесался щечками: 

Два кота чуть не уехали с нами обратно, забравшись понюхать незнакомый салон. 

От мирских сородичей монастырские коты ровно ничем не отличаются. Такие же любители погладиться, почесаться, поесть от пуза и гулять сами по себе (благо покидать обитель можно без благословения).

- Один так ушёл зимой из подворья, почти месяц не было, я переживала очень, - рассказывает матушка. – А через месяц явился с отмороженными ушами.

Клички хвостатым на острове даются по месту, где нашли, отличительным чертам характера или особенностям окраса. К примеру, на подворье монастыря живут кошка Заплатка (с рыжим пятном на глазу, похожем на заплатку), коты Камазики (нашли котятами в Камазе), невероятно ласковая кошка Мерсишка, кот Чушка или Чумик – чудом выживший во время прошлогодней эпидемии панлейкопении, рыжий кот Рыжик – вплоть до кастрации знатный драчун и задира, похожие друг на друга кот Брат 1 и Брат 2. Со временем клички забываются и прирастают новые. Есть животные-инвалиды – с врожденной хромотой, без глаза, без лап.

Сейчас в подворье живут около 70 котов, а в домике на берегу озера ещё 55. Цифры взяты не с потолка - матушка Наталья недавно провела "котоперепись". Конечно, на острове столько кошек было не всегда. Животных подкидывают, привозят хозяева, потому что надоели, иногда хвостатые приходят к матушке сами в надежде найти здесь спасение. И находят.

- Самое неприятное, когда домашних подкидывают, - рассказывает матушка. – Им очень тяжело адаптироваться здесь. Были домашние, любимые, единственные, а тут привезли непонятно куда к нескольким десяткам чужих котов. Для животных это всегда огромный стресс.

Недавно двух хозяйских котов, от которых решили избавиться с формулировкой "потому что надоели" удалось пристроить. А вот подкинутая по той же причине домашняя кошка не смогла адаптироваться: несколько недель прожила в подвале монастыря, и до сих пор никого к себе не подпускает – шипит и отмахивается лапами.

А ещё бывают эпидемии инфекций. В прошлом году от кошачьей чумы погибли несколько котов.

- Мы два месяца в постоянном стрессе жили, коты на капельницах и лекарствах, -  говорит матушка. - Но все равно большинство погибли, кто-то раньше, кто-то – позже. Даже экстренная вакцинация не помогла. Один вот Чумик выжил. Люди не понимают этого – кошачью чумку даже на ногах легко принести и всех заразить, а коты остаются носителями и легко заражают других. Мы очень боимся, что новых подкинут. Это же верная смерть.

Лечить монастырских котов помогают частные осташковские ветеринары. На стерилизацию кошек делают скидки.

- Кошки все стерилизованы в обязательном порядке, - рассказывает матушка. – Диких, которые сами в руки не даются, ловлю сачком. Несколько сачков они уже порвали (улыбается).

Наталья говорит, что человеческих рук на котов не хватает. Помимо животных она выполняет послушания, поэтому времени всех погладить и сказать добрые слова (уж кто-то, а кошки все понимают), нет. Не говоря уже о возможности отлучиться от монастыря.

- Я уеду, а коты брошенные останутся.

Обетов коты не принимали, поэтому иногда уходят "в мир". Берут кошек, правда, неохотно, рассказывает матушка. Либо породистых просят, либо "чтобы рыжий и без белого пятнышка".

В планах у Натальи – организовать отдельные домики для котов, в том числе, оборудовать карантинный блок. Для всего этого, конечно, нужна помощь, и, в первую очередь, руками. Если вы можете оказать посильную помощь, или забрать понравившегося кота, телефон матушки: 8-961-143-33-53.

Как рассказал Николай Морозов, Инициативная группа продолжит благотворительные сборы в поддержку монастырских котов в Твери. За новостями и датами сборов можно следить в группе помощи. 

Приезжающим в Нилову пустынь помочь котам можно вот здесь. Для сбора помощи установлен специальный ящик:

Кроме того, желающие могут приехать в монастырь на несколько дней и ухаживать за котами в качестве выполнения послушания. В общем, помочь котам можно по-разному. Главное, не подкидывать новых. 

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх