22 Ноября 24, 17:09
Новости, Интервью
05 Февраля 2018, 11:01

Как всё устроено: тверской таксист о пассажирах, шансоне, вежливых наркоманах и "глазах на затылке"

"Я называю мужику стоимость поездки. Он улыбается, «Щас-щас» говорит, засовывает руку за пазуху и достаёт оттуда огромный нож. Кричу диспетчеру в рацию: «Шестёрочки! Шестёрочки!». Если бы я был тогда пристёгнут, сегодня бы с вами тут не сидел и чай не пил. С тех пор я за рулем в принципе никогда не пристёгиваюсь, в рукаве всегда средства защиты, а на затылке вырос "третий глаз".

Позывной «Шестёрочки!» на языке таксистов означает сигнал SOS. Герою нашего анонимного интервью повезло – на крик примчались тогда не только свои, но и чужие таксисты с пассажирами, потому что на его месте  мог оказаться каждый. Об опасностях и тонкостях профессии, зарплатах, тверских наркоманах и проститутках, музыке, любви и вере в Бога корреспонденту ТИА рассказал водитель одного из самых популярных такси города.  Записала Юлия Островская. Стилистика речи рассказчика максимально сохранена.

Диспетчеры, деньги и «ГЫРГЫРГЫР»

Я водитель такси по призванию и с приличным стажем. Сейчас подрабатываю в двух тверских такси, и только в свободное от основной работы время. Время такое, что в одном такси работать не выгодно, а без постоянной езды я уже не могу: руль для меня – это наркотик.

На своей личной машине в такси работать куда выгоднее, чем на арендованной. Но это при условии, что ты аккуратно ездишь, конечно. Арендованная стоит 500-1500 рублей в сутки и отдать это нужно вне зависимости от того, сколько денег ты заработаешь. В современном такси взаимодействия с диспетчером и владельцем практически нет. В моем смартфоне есть специальная программа с картой города и вызовами, я кладу на неё деньги и из них автоматически высчитываются 10 % с каждой поездки. А диспетчеру звоню только, если клиент не вышел и заказ нужно отменить. При этом если у тебя есть лицензия, а машина брендированная (обклеена логотипами фирмы), то и заказов больше будет, да и выгоднее они. Но это не про меня – у меня, во-первых, машина красного цвета (в Твери в такси официально могут работать только белые и желтые машины), а во-вторых, наклейками её портить не хочу.

Это сейчас так, а года три назад было совсем по-другому: мы работали с тангетками (микрофоны для рации – прим. ред.) и на хлыстах (антенны). Сами считали время ожидания пассажира и, как умели, выстраивали отношения с диспетчерами. При хороших отношениях они заказы получше отдавали – за город или в другой город. А хорошие отношения – это бесплатный подвоз от дома до работы и наоборот. Они ж тоже люди, им до диспетчерской как-то надо добираться. Человеческий фактор в такси тогда был куда сильнее, чем сейчас. С диспетчерами старались дружить, бывали даже любовные истории – когда постоянно вместе, это не удивительно.

Диспетчер кричит в рацию: «Ребята, кто берет заказ такой-то?». И все по очереди называют время, за которое смогут доехать: минуту, две, пять, десять. У кого времени меньше, тот и заказ получает.

Но мы на хитрости шли, конечно. Я, например, ставил себе усилитель, чтобы заглушить других таксистов поблизости: меня диспетчер хорошо слышит, а у них только «гыргыргыр». Я даже специально ездил к мастеру, чтобы он настроил мне все правильно. А что делать? Время было такое, надо было зарабатывать. Тем более, такси для меня тогда основной работой было.

Раньше диспетчерам мы отдавали по 10 -15 копеек за заказ, теперь не знаю – все программа считает. Но если, конечно, тебе какой-то выгодный заказ подкидывали, то мы несли шоколадки и денег сверху давали. Нормальные человеческие отношения.

Чтобы вы понимали, сейчас в Твери нет такси. Только диспетчерские службы с колл-центрами в других городах, которые понятия не имеют, где в Твери площадь Пушкина, а где Свободный переулок.

А вообще работа в такси очень сближает. У нас и ребята, и девушки работают. И мы всегда друг другу на выручку приходим – сегодня ты поможешь, а завтра самому помощь потребуется.

«Шестёрочки! Убивают!»

Был у меня случай такой года четыре назад, когда на волоске от смерти оказался. Взял вечером двух мужиков-пассажиров и повёз в Никольское. Одного высадил по дороге, остался второй. Я смотрю на него – а он неадекватный, пытался из машины выпрыгнуть на ходу, вёл себя очень странно.

Знаете, когда я только пришёл в такси работать, меня «деды» учили: ты обязан отвезти пассажира из точки А в точку Б. На себя плевать. Вот такая философия таксизма. Я ей и следовал всегда. Двери заблокировал и дальше поехал. Думаю, быстрее бы довезти и обратно.

Привез на место, а он вместо денег достал нож. Хорошо, я быстро сообразил, кричу диспетчеру в рацию: «Шестёрочки! Шестёрочки!». Если бы я был тогда пристёгнут, сегодня бы с вами тут не сидел и чай не пил.

Диспетчер у нас прожжённая была: она по всем частотам начала кричать о помощи «Наших бьют!». Тогда все таксисты съехались меня спасать – даже чужие с пассажирами прилетели. Кто с битами, кто с арматурой. Мы его тогда все вместе «с миром отпустили».

С тех пор без средств защиты я не езжу, никогда не пристегиваюсь (заметьте, так делают почти все таксисты), ну и в багажнике бита всегда лежит. У каждого таксиста с собой от заточки до травмата в машине. А ещё "третий глаз" на затылке вырастает. Ты всегда чувствуешь, что происходит на пассажирском сидении сзади – могут и удавку накинуть, и нож в ребро воткнуть. От этого никто не застрахован.

У меня в машине иконки приклеены. Я верующий человек. И вера меня не раз спасала в опасных ситуациях.

Бегуны в дорогих костюмах и самые вежливые наркоманы

Это парадокс, но чаще всего за такси не платят пассажиры в самых дорогих костюмах. Я в них хорошо разбираюсь. Довез до места. Озвучиваешь ему стоимость поездки, а он как драпу даст – в своем дорогом костюме и вкусно пахнущем элитным парфюмом, только пятки сверкают.

А кто всегда платит и в принципе ведёт себя очень вежливо, так это ...тверские наркоманы. Вот нет лучше пассажиров. В машину никогда не сядут, пока ноги не отряхнут. Поздороваются: «Шеф, добрый вечер». Потом попросят: «Братиша, Гуфика поставь» и залипают. Проснутся, поблагодарят и чаевые обязательно оставят. Особенно культурные наркоманы на Элеваторе живут. Не спрашивайте, почему. Я сам в шоке.

За столько лет работы ты волей-неволей начинаешь разбираться в людях: кто они, что, под чем, важно также, где ты забираешь пассажира. Вот на Элеваторе, например, много наркоманов. Ну чем там ещё заняться? И в Крупском много нариков. Конечно, у них часто не бывает денег. Тогда в залог оставляют какую-нибудь ценную вещь, а потом её выкупают: обязательно сами приезжают на такси и денег ещё сверху подкидывают за то, что не продал.

С «закладками» один раз в жизни встречался и то уехал от греха подальше. Я не знаю, как точно происходит эта процедура. Как мне объясняли, они куда-то кладут деньги, им приходит смс с координатами. Они едут искать закладку по gps-навигатору и маршрут указывают сами. А потом в канавах роются – всё же спрятано. Люди, в общем, не адекватные.

Часто вожу клиентов по проституткам. Их как было много, так и осталось. По всем районам мамки, в банях и саунах специально обученные сотрудники, знающие «нужные» телефоны и получающие за рекомендации свой процент. В общем, всё как у всех там устроено.

Таксист – психолог: подбор музыки для пассажира и участие в личных проблемах

Со временем таксист превращается в хорошего психолога. Бывает, девушки плачут. Начинаешь их успокаивать, добрые слова говорить. Они потом искренне благодарны, а я рад. Как-то вёз девушку на сдачу экзаменов в медицинский колледж. Так она так нервничала, что я её всю дорогу успокаивал. А потом кулачки даже держал. Мы потом увиделись – она радостная сказала, что сдала. Может, мои кулачки и помогли.

А за постоянных пассажиров переживаешь, как за родных. Постоянные – это у которых есть мой личный телефон, и они мне напрямую звонят, а не в службу такси.

Есть у меня в «постоянных» золотая молодежь: они из Заволжья до «Щастья» на привокзалке ездили за тысячу рублей. Забирал их просто ни в каком состоянии. Но они всегда были уверены, что довезу в целости и сохранности, поэтому и платили так хорошо. Да и что такое 1000 рублей для них?! Они в таких коттеджах живут, что закачаешься.

Если человек не хочет разговаривать, я, конечно, приставать не буду. Тем более, с утра. Утром многие не в лучшем расположении духа.

В машине у меня всегда флешка с разной музыкой. Для молодых я включаю электронщину или зажигательную попсу. Особенно если их в клуб везу. Для старшего поколения хорошо идет Михаил Круг. Для злых и раздраженных включаю классику. Сижу и переключаю на флешке песни. Обычно пассажиры просят остановить на понравившейся. Это такой признак, что таксисту на вас не наплевать – он старается. А вот если в такси просто радио играет, значит нет.

Я сам меломан, всегда музыку слушаю, чтобы настроение поднять. Ну и для меня очень важно, чтобы со мной было приятно ездить. Это, наверное, внутренняя потребность. Не все таксисты такие.

Заработок в такси и езда за «алтушки»

Зимой заработать можно больше, чем летом, тем более что фирмы предлагают дополнительные услуги – прикурить, вытащить из сугроба. Летом заказов много, если идет дождь. Заметьте - в плохую погоду вы за такси заплатите всегда на 20-30 рублей больше, чем в нормальную.

До кризиса, когда основным заработком было такси, зарабатывал тысяч 30 чистыми, не напрягаясь. Если напрягался – то 60 и больше. Сейчас сложнее – фирм очень много, некоторые сильно демпингуют, возя пассажиров буквально «за алтушки».

Раньше можно было накинуть за хорошее обслуживание двадцатку-тридцатку, пока на программы не перешли. Расположишь человека к себе, развеселишь – можно и побольше взять за поездку. А теперь сумма заранее известна. «Накидывают» сами пассажиры, если нужным посчитают. У нас это, как и у официантов, чаевыми называется. Особенно хорошо чаевые дают московские и питерские. Подвезешь их, назовешь стоимость в 190 рублей. А они «Да ладно, командир, ты чего?» и рублей 70 сверху накидывают. Там же другие цены совсем – в Москве проехать 500 метров стоит 1500 -2000 тысячи. Некоторые таксисты в Москву ездят работать – по 9 тысяч в сутки зарабатывают. Но это надо город хорошо знать, а я не знаю. Максимум до Шереметьева готов доехать.

А вообще живые деньги – это большой минус. Ты их просто не видишь. Заработал и тут же потратил.

Таксисты без лицензий и ментовские облавы

Лицензия – это, конечно, здорово. Но по закону в Тверской области это должны быть только машины белого и желтого цвета. И довольно свежие. Ты получаешь путевой лист и каждый день проходишь медосмотр. Такси с лицензией программа отдает приоритет в заказах. Ну и ездишь ты спокойно, не боясь ГИБДД.

Если запланирована контрольная закупка, нам, естественно, сообщают информаторы. И все таксисты без лицензии тихонечко сматываются по домам. Остаются только лицензированные. И у них начинается лафа. Зарабатывай – не хочу.

Контрольная закупка выглядит так: тебя останавливают ГИБДД с пассажиром. Ты, естественно, говоришь, что это твой родственник, сын, сват, брат или просто по доброте душевной человека подвез. Но если он отдает тебе деньги в руки – пиши пропало. Сразу же вкатывают штраф 50 тысяч за нелегальный извоз.

Яндекс такси не пройдёт

Вот вы заказываете такси Яндекс, и оно везет вас за смешные алтушки. После закрытия заявки водителю капает сверху ещё сколько-то рублей. Естественно, так будет не всегда. Это пока только раскручивается. На раскрутку в Твери компания выделила 5-6 миллионов. Ребята, которые этим занимаются здесь (я с ними лично разговаривал), не местные и сами рассказывают, что сейчас «сливки соберут», деньги заработают и свалят в другой регион. Если бы Яндекс такси здесь село, нет смысла работать другим такси. И если Убер появится – тоже. Но ему нет смысла, потому что город слишком маленький.

Таксисты у вокзала

Самые наглые. Их называют "бомбилами". За космические деньги возят пассажиров: до центра от вокзала за 500 рублей, до Химинститута – 2 000 рублей. Заметьте, как они работают: практически кидаются на людей, выходящих из вокзала, и разводят, как умеют.

Ну и крышуют их, конечно, правоохранительные органы, сами их предупреждают, чтобы уезжали в случае облавы, и в принципе не трогают.

Я люблю таксовать. Руль для меня – это наркотик. А когда за это ещё и деньги получаешь – что может быть лучше? Не люблю только нахальных пассажиров, которые думают, что я должен что-то, «раз за всё заплочено», а ещё наркоманов и пьяных за рулем терпеть не могу. Вот едет 18-летний паренек за рулем маршрутки и насвай в рот закидывает. Его останавливают ГАИ – а права у паренька 60-летнего мужчины. Он ведь людей везет! На себя плевать, так чужие жизни не гробь! Не раз видел, как таким табло мужики чистили. И правильно делали. В жизни все должно быть по-честному.

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх