Трамваи и троллейбусы из бумаги: тверской «бумажный» моделист рассказал о любви к городскому транспорту и поделился секретами своего творчества
Миниатюрные трамваи, поезда и автобусы из бумаги и клея – работы тверского конструктора Яниса Витолса - завораживают и впечатляют. Модели выглядят настолько реалистично, что кажется, будто готовы прямо сейчас выехать на маршруты – только пассажиров не хватает.
Янис рассказал ТИА, что в его семье никто и никогда в транспортной сфере не работал, но это не помешало ему еще в детстве всем сердцем полюбить колеса, вагоны и рельсы и пронести эту любовь через года, воплотив ее как в профессии, так и в своем творческом увлечении.
- Когда я был маленьким, то смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!» в основном ради заключительной заставки, в которой был такой момент, когда детские кроватки выстраивались друг за другом, как поезд, и уезжали вдаль. И если я этому «поезду» не успевал помахать рукой и сказать: «Спокойной ночи, поездик!», то на весь остаток вечера был обеспечен скандал. Видимо, уже тогда я начал любить поезда, - улыбается Янис.
Свое раннее детство до 3-го класса Янис прожил в квартире на Горбатке, где из окна открывался живописный вид на трамвайное кольцо, автотрассу и железную дорогу – все вместе, по его словам, это выглядело как один большой живой макет.
- Подоконник в той квартире был большой, - вспоминает конструктор, - и там можно было сидеть и все это рассматривать, чем я тогда и занимался. И уже в детстве появилось желание построить какой-то свой город, пусть миниатюрный и вымышленный, но с настоящей своей транспортной системой. С годами это желание никуда не пропало, а лишь усилилось. Только если в совсем юные годы я был таким пассивным любителем транспорта, то с появлением в доме интернета, я узнал, что в городе есть еще такие же любители – кто-то моделист, кто-то просто интересуется историей, то есть я оказался не одинок в своем увлечении.
В Твери есть специальные клубы моделистов, правда, Янис в них не состоит, так как, просто не видит в этом смысла, ведь с коллегами по хобби он и так постоянно поддерживает связь: ему всегда есть, к кому обратиться за советом, критикой или просто пообщаться на взаимно интересные темы.
Янис работает конструктором на Тверском вагоностроительном заводе. Непосредственно вагонами он на работе не занимается, но проектирует оснастку для них. Профессия, как говорит Янис, немного помогает ему создании моделей - как минимум, мыслить конструктивно, хотя бумага и металл, по его словам, – вещи совершенно разные.
Для создания своих миниатюр моделист использует бумагу, клей и акриловые краски. При этом бумагу использует разную - плотную и не очень. Именно от толщины материала зависит технология изготовления миниатюры - тонкую бумагу, например, приходится проклеивать в несколько слоев.
- Перед моделированием я обязательно делаю чертеж. Самый эффективный способ – это обмеры, то есть подходить к реальному выбранному транспортному средству с рулеткой, обмеривать его со всех сторон, а затем уже чертить в масштабе. Раньше, кстати, чертил по старинке на бумаге, сейчас в программах – графических редакторах на компьютере все делаю. Это удобно и экономит время. Иногда, если нет возможности делать замеры, фотографирую прототип будущей миниатюры вблизи во всех необходимых проекциях, потом фотографии перевожу в нужный мне масштаб и делаю по ним чертеж, а затем «выкройку».
Янис пояснил, что, несмотря на то, что миниатюры делаются из бумаги, в руках они не мнутся, так как имеют достаточно жесткую конструкцию, за счет опоры бумажных деталей друг на друга.
В общей сложности на замеры, масштабирование, подготовку чертежей, создание выкройки, проклейку деталей и покраску готовой модели с учетом высыхания клея и краски у Яниса уходит от 1,5 месяцев и больше. Конечно, конструктор поясняет, что работу и другие дела никто не отменял, поэтому на хобби уделяется лишь свободное время.
При выборе прототипа, который потом возьмется за основу, конструктор смотрит, в первую очередь, на его геометрию, а точнее, на степень сложности ее моделирования. «За что-то, что мне не по силам, я пока не берусь», - говорит моделист. Так, например, особую сложность представляет моделирование самолетов и кораблей – их Янис еще не пробовал делать.
- Бывает, что случаются разные оплошности, например, небольшая погрешность при создании чертежа и выкройки в готовой модели может стать фатальной – будет видна, что называется, невооруженным глазом. Еще был случай, когда при покраске я приклеил на боковину миниатюры специальную клейкую ленту для тех участков, которые должны оставаться не закрашенными, а содрал ее потом вместе с верхним слоем бумаги – пришлось подклеивать и шлифовать. Теперь приспособился перед приклеиванием такой ленты смазывать поверхность маслом, оно защищает бумагу от повреждения.
Родные и близкие увлечение конструктора не разделяют, но, по его словам, «уже привыкли, помогать не помогают, но и не мешают, что, безусловно, радует». Коллекцию миниатюр Янис пока не собирает – все макеты он раздарил.
Увлекаясь моделированием транспортных миниатюр и интересуясь особенностями эксплуатации их реальных прототипов, Янис также изучил историю городского транспорта и даже некоторое время был волонтером в музее трамвайно-троллейбусного управления, а еще ездил по области по предприятиям – делал фотографии и писал статьи, в том числе исторические.
По поводу состояния городской транспортной системы в Твери, в частности трамваев, Янис вздыхает, но мужественно говорит: «Пока еще ездят, и то хорошо, будем надеяться, что останутся они у нас в городе». Кстати, мужчина не любит ездить в маршрутках, по возможности старается садиться в общественный транспорт - троллейбусы, автобусы или трамваи.
- Не очень аккуратно у нас ездят водители маршруток, да и вдобавок тесно в них как-то и неуютно, - объясняет моделист.