Про налоги на собак, ОСВВ и живодёров: тверские эксперты объяснили, почему закон о животных нужен прямо сейчас
Если коротко: потому что он защитит людей от животных, а животных от людей.
За круглым столом федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» обсудили тверские зоозащитники, депутаты, ветеринары и чиновники. На сегодняшний день в стране нет ни одного закона, который регламентировал бы отношения между владельцами и животными и защищал последних от жестокого обращения, а статья 245 УК РФ де-факто не работает. По информации министра внутренних дел РФ Владимир Колокольцева, каждый год в России количество только зарегистрированных случаев жестокого обращения с животными составляет 250-260 в год (на деле их в десятки раз больше) и по большей части остаётся безнаказанным. До суда доходят всего около 100. К реальному лишению свободы живодеров приговорить практически невозможно. Чтобы живодеры несли ответственность за совершенные преступления, а хозяева – за своих питомцев, необходим федеральный закон.
Проект закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными» принят только в первом чтении и пылится на полках Госдумы с 2011 года. «Ликбез» по запутанной и долгой истории законопроекта провёл Николай Морозов, руководитель Инициативной группы по защите животных Твери и координатор Всероссийской акции «Закон нужен сейчас».
- Ситуация с федеральным законом о животных в России довольно сложная. И причиной тому, в том числе, наследие Советского Союза, в котором в принципе не была сформирована хоть какая-то политика государства в отношении к животным. Когда в современной России все-таки пришли к этому вопросу, ни общество, ни власть оказались не готовыми.
В 1999 году закон «О защите животных от жестокого обращения» был принят в трех чтениях Госдумой и одобрен Советом Федерации. Однако 3 января 2000 года президент отклонил закон по причине того, что он был очень сырой и рамочный и противоречил ГК РФ. И отправил его на доработку, которая вылилась в 17 лет беззакония. Законопроект не стал никем дорабатываться и был спущен в архив.
На протяжении 10 лет ситуация вообще никак не менялась. Только в 2011 году в Госдуму был внесен сегодняшний проект закона «Об ответственном обращении с животными». Он прошел первое чтение и на данный момент работа по документу практически не продвинулась. Прошло множество рабочих групп, жарких споров с общественниками, зоозащитниками и лоббистами. Однако сегодня ситуация находится всё на том же уровне первого чтения, и судьба его не ясна. Зоозащитники боятся, что до конца года второе чтение закона не пройдёт. Сейчас у стен Госдумы представители зелёных устроили голодовку, чтобы закон вновь "не заволокитили".
Конечно, закон резонансный: он осложняет жизнь контактным зоопаркам, притравочным станциям, охотникам, циркам. Понятно, что он затрагивает много интересов и лоббисты саботируют его принятие, - добавил зоозащитник
Про налоги на животных, ОСВВ и нерадивых владельцев
По мнению большинства зоозащитников, редакция сегодняшнего законопроекта наиболее адекватная. Документ четко определяет понятийный аппарат: "волонтеры", "приюты", "домашнее животное", "животное без владельца". В частности, документ впервые вводит такое понятие, какжестокое обращение с животными (ни один нормативный акт в современном российском законодательстве не раскрывает данное понятие, формулировка ст. 245 УК РФ не отражает сути, и привлечь к ответственности живодеров практически невозможно).
Впервые закон регламентирует работу волонтерских организаций, вводит понятие общественных инспекторов, контролирующих соблюдение закона. То есть "помещает" зоозащитные организации в рамки правового поля.
Документ вводит перечень животных, содержание которых в жилых помещениях запрещено – медведи, крокодилы, леопарды и прочие (в Тверской области до сих пор на трассе в клетках сидят медведи и тигры)
Закон устанавливает требования к содержанию домашних животных в принципе.
Запрещает торговлю вне специально отведенных мест. «Вспомните центральный рынок с коробочниками: больные животные, не проданные и выброшенные на улицу – огромнейшая проблема».
Запрещает контактную притравку, за исключением служебного собаководства.
Регламентирует работу цирков и контактных зоопарков. Вспомните ситуацию с львенком в ТЦ «Рубин» и выставки тощих кошек.
Запрещает пропаганду жестокого обращения с животными.
Эта проблема ещё серьезнее, чем коробочники. Сейчас абсолютно безнаказанно действует в соцсетях и других интернет-ресурсах сообщество догхантеров, пропагандируя жестокость и насилие по отношению к животным. Подобная пропаганда, безусловно, приносит свои плоды
Закон регламентирует работу приютов. Сейчас подобную деятельность регламентируют лишь некоторые региональные законы.
Документ вводит понятие «ОСВВ» (отлов – стерилизация – вакцинация –возврат на прежнее место обитания), как способ регулирования численности безнадзорных животных. ОСВВ рождает много споров, но при грамотной реализации, безусловно, работает. И, конечно, экономит бюджетные деньги. Пример Нижнего Новгорода: с введенной программой ОСВВ численность безнадзорных животных удалось сократить за 2 года с 7 тыс. до 4,6 тыс.
«Мы не сможем забрать с улицы всех собак и не сможем построить приюты неограниченного содержания безнадзорных животных. Вариантов два – всех убить или искать альтернативные пути. И ОСВВ – это выход, на наш взгляд. Он решает проблему основного вида агрессии – половой. Однако к ОСВВ надо подходить с умом. Мы понимаем, что без эвтаназии агрессивных и не приручаемых не обойтись, но это не говорит, что повально всех собак нужно усыплять».
*Что касается Нижнего Новгорода, то сейчас законность ОСВВ под большим вопросом, потому что этот метод борьбы с безнадзорностью не закреплен на федеральном уровне.
Однако никакие вышеприведенные меры не будут работать от слова «совсем», если не будет регистрации животных. Собак и кошек постоянно разбрасывают по городу и подкидывают в приют, и без того переполненный, привязывают к деревьям в лесу. Закон регламентирует отношения владельца и домашних животных и устанавливает ответственность за безответственное отношение к ним. Хозяина каждого выброшенного на улицу зарегистрированного животного можно будет очень просто найти и привлечь к ответственности.
Сейчас для большинства владельцев животное – это вещь, как это в принципе прописано в Гражданском Кодексе. Хочу – заведу. Хочу – выброшу.
Наталья Полякова, ветеринарный врач приюта для собак, подтвердила, что хозяева не мудрствуя лукаво легко выбрасывают животных из машин прямо у ворот приют и с чистой совестью уезжают.
Про налоги: закон «Об ответственном обращении с животными НЕ ВВОДИТ никаких налогов на домашних животных. Все истерики по данному поводу родились на пустом месте.
Нецивилизованное общество
– Кто бывал за границей, видел, как гуманно относятся к животным в Европе, Турции. У нас же все наоборот, особенно Тверская область выделилась (имея в виду пункт передержки в Рамешках), - сказал депутат Тверской городской Думы и зоозащитник - Дмитрий Нечаев. - Есть такой постулат, что о степени цивилизованности общества судят по его отношению к детям, старикам и животным. Это «звенья одной цепи»: невозможно представить общество, действующее в парадигме морали, в котором, например, любят детей, но расстреливают и травят ядом собак.
Илья Холодов, депутат «Единой России», сам взявший из приюта двух собак, откровенно сказал, что власть уделяет недостаточное внимание вопросу жестокого обращения с животными, и, если бы не общественники и СМИ, о вопиющих случаях вряд ли бы кто-то узнал и тем более понес хоть какое-то наказание.
- Понятно, что закон достаточно сырой, и в бюджете средств на его реализацию нет. Поэтому мы должны не только обсудить и внести предложения в федеральный закон, но и подумать, что можем сделать конкретно в Твери. В том числе, правильно воспитывать молодежь.
Первые предложения – работать с подрастающим поколением. Ксения Ненахова, председатель Тверской Федерации Спортивно-Прикладного Собаководства, сказала, что готова проводить обучающие лекции и мастер-классы по воспитанию питомцев. Подключиться к проблеме уже сейчас пообещала Нелли Орлова, и.о. директора Тверского филиала РАНХиГС
Подобные круглые столы проходят по всей России. По итогам обсуждения участники вносят предложения и поправки к законопроекту, которые будут направлены в Госдуму. Сейчас же, по мнению зоозащиты, мы занимаемся борьбой с ветряными мельницами – каждый год суммы на отлов увеличиваются, количество потенциального отловленных животных растет. Толку от проводимых мер без закона – ноль. И чем быстрее он будет принят, тем быстрее в России будут установлены гуманные правила обращения людей с животными.