25 Апреля 24, 04:43
Новости, Общество
17 Июля 2017, 10:47

Зачем жителям Твери «переводчики» и почему публичные слушания не работают

Публичные слушания – это одна из форм волеизъявления гражданского общества, причём узаконенная. Любой проект бюджет, внесения изменений в Устав города, проект развития и застройки обязан обсуждаться с горожанами. Однако то ли в Твери с волеизъявлением не все гладко, то ли с гражданским обществом что-то не так, потому что процедура публичных слушаний, как правило, не работает и носит формальный характер, а изменения, предложенные публикой, просто «принимаются к сведению». Почему так происходит, стоит ли вообще ходить на публичные слушания и что делать, чтобы вас услышали – в материале ТИА.

Сергей Аксёнов, председатель постоянного комитета по регламенту и местному самоуправлению Тверской городской Думы объясняет, что по закону процедуру публичных слушаний должны проходить муниципальные нормативные правовые акты (в частности, Устав города и бюджет), изменения в области градостроительства (генеральный план города, правила застройки и землепользования, изменения зон застройки) и благоустройства. То есть слушания должны проводиться по самым важным вопросам развития города. Правда, результат обсуждения носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления. То есть предложенные горожанами правки и изменения могут принять, а могут и нет.

И, как правило, не принимают. И важный рычаг на изменения жизни в городе для его жителей становится пустой формальностью.

Руководитель проекта «Чего хочет Тверь» Павел Парамонов объясняет это тем, что, во-первых, жители Твери в принципе мало интересуются тем, что происходит в городе, а во-вторых, в регионе нет экспертных сообществ, которые могли бы разъяснять суть вопросов, которые выносятся на публичные слушания. Простому обывателю, сами посудите, сложно разобраться в тонкостях застройки Твери, а тем более распределения средств на «социалку».

- То, что большинство горожан индифферентно к изменениям в городской жизни, это факт. Они могут материться, ругать власть, но делать что-то, чтобы ситуацию изменить, не будут. Людей не интересует проблема, пока она не коснется их самих: не начнут строить многоэтажку напротив окна, или не вырубят деревья.

С другой стороны, в Тверской области нет экспертных сообществ и институтов, которые могли бы быть своеобразными «переводчиками» сути сложных документов и  изменений в них. Любому человеку довольно трудно разобраться в изменениях в генплане города или в бюджете (не каждый депутат-то сильно разбирается в бюджетном праве). В развитых странах есть множество институтов – некоммерческих и коммерческих организаций — которые переводят на доступный язык изменения, которые грядут. И любой человек, который придет на публичные слушания, может проголосовать с пониманием.

Поэтому практически никаких изменений в выносимые на слушания документы, по итогам не вносится. По мнению Павла Парамонова, чтобы горожане в принципе проявляли активность, власть должна готовиться к публичным слушаниям загодя: предлагать варианты, разъяснять суть, в том числе, через экспертные сообщества. Чтобы хотя бы не повторилось проблемы с застройкой Бобачёвской рощи.  

Ну а если говорить о ситуации шире, то по мнению эксперта, публичных слушаний, конечно, недостаточно для волеизъявления граждан и включения их в процесс управления городской жизнью. По-хорошему, о том,  как распределяются бюджетные деньги, люди должны знать и понимать заранее – на дороги на Соминке, дворы в Южном, детские сады в Центральном районе и уборку улиц в Московском. Или как по генплану будет развиваться территория. Только тогда горожанам станет интересно, и начнут возникать конкретные вопросы к власти.  

- Городу нужны локальные сообщества, которые будут понимать, что происходит на их территории и что им нужно: дорога, парк или контейнеры для раздельного сбора мусора. Только тогда публичные слушания будут собирать стадионы, и люди будут задавать вопросы. Для этого и задумывался проект "Чего хочет Тверь". 

Следующим шагом, по мнению Павла Парамонова, может стать партисипаторное бюджетирование, которое позволит расширить рамки участия тверичан в распределении бюджетных средств. Если по-простому, то жителям города дают 5% бюджетных денег и они сами решают, как их потратить. Такая практика давно и успешно работает в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и других городах.  

«Если всё это воплотить в жизнь в Твери, то публичные слушания станут рабочей квалифицированной площадкой, где действительно выносятся компромиссные и консолидированные решения, а пока это, к сожалению, формальный механизм», - уверен Павел Парамонов. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх