https://tvernews.ru/news/222637

Как в Твери навести порядок с маршрутками: ввести частным перевозчикам систему оплаты труда, как в МУПах

TIA, 28 Июня 2017, 12:00
, 58
<p></p>

В последние годы общественный транспорт Твери претерпевает изменения – как однозначно положительные, так и не очень. Глобальной переделке подверглась трамвайная сеть, пропали дублирующие маршруты автобусов и троллейбусов, различные транспортные предприятия объединились в одно, и вишенкой на торте стало введение электронной системы оплаты проезда на всех видах транспорта, за исключением маршруток. Пошло ли это на пользу городу, а главное – стоит ли продолжать? Над этими вопросами важно задуматься всем жителям Твери.

Сегодня в Твери существует определённая конкуренция между муниципальным и частным пассажирским транспортом. В этом нет ничего удивительного: город растёт, появляются новые районы, да и муниципальные транспортные предприятия переживали не лучшие годы, что и позволило маршрутным такси занять свою нишу. Сейчас администрация Твери заинтересована в развитии муниципального общественного транспорта, но концепция предусматривает сохранение частных перевозчиков.

Тем не менее, сейчас, когда МУП «ПАТП-1» объединило под одним флагом все виды тверского транспорта, многое изменилось. По словам директора «ПАТП-1» Артура Сычёва, управлять предприятием стало проще, оно стало эффективнее. За счёт того, что исчезла ненужная конкуренция между трамваями, троллейбусами и автобусами, а административный состав сократился, значительно выросла выручка. Пассажиропоток в муниципальном транспорте, в свою очередь, за последний год увеличился на 20 %!

А вот к маршрутным такси и у городских властей, и у обычных пассажиров возникает всё больше претензий. Частные перевозчики, как ни прискорбно, меньше заботятся и о чистоте и техническом состоянии транспорта, и об опыте водителей. В результате оказывается, что по их вине происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, в которых жители Твери получают и стресс, и, время от времени, даже травмы. В некоторой степени сама система оплаты труда вынуждает водителей маршруток набирать полные автобусы, а затем гнать и нарушать правила: водитель должен отдать деньги частнику за топливо и аренду машины, а заработать за счёт количества пассажиров. Казалось бы – тверичанам стоит срочно пересесть на муниципальный транспорт, но некоторые этого сделать не могут: в их края ходят только маршрутки.

Можно ли примирить эти две стороны? Практика показывает, что соседство муниципальщиков и частников может сохраняться вечно, если у них будут общие приоритеты - качество и безопасность услуг. По мнению Павла Парамонова, директора Института регионального развития, члена общественной палаты Твери, лидера движения «Чего хочет Тверь?», водители муниципального транспортного предприятия более дисциплинированы. Частным перевозчикам нужна система оплаты труда, как в муниципальных предприятиях, чтобы зарплата сотрудника не зависела от его наполненности и выручки.

- В мире не существует как таковой разницы между муниципальными и частными перевозчиками: их главная общая задача – довезти человека из одной точки в другую с комфортом и за установленное время. Мировой опыт показывает, что эти требования удаётся соблюсти и частным компаниям. С маршрутками помогут справиться жёстко регламентированные, понятные и прозрачные контракты – если ты нарушаешь правила, то контракт больше не получишь. В Европе общественный транспорт, как правило, это частные компании, которые действуют под жёстким надзором муниципалитета. С моей точки зрения, это управляемый процесс. Непонятно только, что произойдёт быстрее – мы сумеем приструнить и довести до цивилизованного уровня частных маршрутчиков или весь рынок заберёт ПАТП? Возможно, второй вариант даже лучше.

По меткому замечанию Сычёва, невозможно заполнить весь город маршрутами от каждого дома до каждого. Но реально сделать, чтобы из одного конца города до другого можно было бы добраться максимум с одной пересадкой, заплатив за это не более чем один раз - а с этим справляется новая удобная карта «Иволга». Стоит отметить, что, в отличие от частных перевозчиков, муниципальный транспорт выполняет важную социальную функцию, обслуживая льготные категории граждан. Пока в электронную карту не включён ЕСПБ, но это дело времени.

Артур Сычёв замечает, что сейчас «ПАТП-1» неспособно на 100 % обеспечить потребности жителей Твери. Подвижной состав возрастной, автобусы, троллейбусы и трамваи ходят регулярно, но жители хотят больше единиц на маршрутах и более расширенную транспортную сеть. Какие же положительные изменения происходят с муниципальным транспортом здесь и сейчас? Какие есть возможности для этого? Существует федеральная поддержка заводов, которая позволяет снизить цену новых единиц для транспортных предприятий, благодаря софинансированию со стороны области ПАТП уже в этом году приобретёт 40 автобусов на газовом топливе и увеличит выпуск на 50 %. В планах предприятия - увеличить парк троллейбусов и приобрести троллейбусы с возможностью автономного хода. Это позволит сэкономить на развитии контактной сети и продолжить линии в отдалённые районы. Кроме того, на предприятии возрождают учебный центр для водителей различных видов транспорта, дело осталось за получением лицензии.

- Я думаю, что плавное реформирование общественного транспорта в Твери уже происходит, - считает Павел Парамонов. – Как обычно, многое зависит от людей, а сегодня «ПАТП-1» возглавляют профессионалы, заинтересованные в том, чтобы добиться результатов – это, по-моему, очевидно. Это важный момент – наличие правильного человека на правильном месте. В Твери, думаю, будут внедряться новые системы, и через какое-то время мы выйдем на новый уровень. Движение есть, и оно будет продолжаться.

Теме развития общественного транспорта посвящен один из проектов движения «Чего хочет Тверь?»: на сайте можно оставить свои предложения. 29 июня все активные горожане смогут обсудить перспективы пассажирского транспорта на встрече, которая пройдёт на территории троллейбусного парка (набережная Лазури, 9А) в 17:00.

0
Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (58)


  • 12:07 28 Июня 2017
    23 0
    Раз в неделю эта фотография - не слишком часто?

    • 12:10 28 Июня 2017
      12 0
      Если бы раз в неделю...
      https://tvernews.ru/search?searchstr=Чего+хочет+Тверь

    • 12:47 28 Июня 2017
      11 0
      Пиар ни кто не отменял.

    • 15:08 28 Июня 2017
      8 0
      Почему популистские бредни этого субъекта публикуются не на правах рекламы, ну или пусть он сам в народных новостях пишет. Или его так кто то виртуозно подставляет, потому что с каждым таким посланием отвращение к нему всё больше, да и настроение портится. Сегодня ещё радио КП подключилось. Хорошо ведущий опытный, как бы и задание выполнил, и в тень чувака задвинул.

    • 15:31 28 Июня 2017
      6 0
      "На правах рекламы" не указывают.

  • 12:08 28 Июня 2017
    9 0
    А чего ж с опозданием?
    "Для обсуждения мы пригласили экспертов:
    Инициатора такого диалога, директора Института регионального развития, члена общественной палаты Твери, лидера движения «Чего хочет Тверь» Павла Парамонова…"
    http://www.tver.kp.ru/daily/26695/3719657/

  • 12:09 28 Июня 2017
    19 0
    У меня конкретный узкий вопрос - вот к примеру 33-й маршрут. По нему курсирует автобус № 33 с большим интервалом, а в промежутках лётают маршрутки 33 К. Довольно востребованный маршрут. Почему нельзя его полностью закрыть муниципальными автобусами № 33, без "К" и их экстрим-водителей?

    • 20:10 28 Июня 2017
      8 0
      Потому, что в таком случае вся выручка с маршрута будет падать в ПАТП-1, а не в карманы уважаемых людей.

      • Alx
        01:20 29 Июня 2017
        1 0
        А ПАТП-1 это не карман уважаемых людей?

  • 12:14 28 Июня 2017
    7 0
    29 июня все активные горожане смогут обсудить перспективы пассажирского транспорта на встрече, которая пройдёт на территории троллейбусного парка (набережная Лазури, 9А) в 17:00
    ============
    Судя по отчету с прошлой встречи, нет смысла тратить время на ИБД,

  • 12:37 28 Июня 2017
    16 2
    " Частным перевозчикам нужна система оплаты труда, как в муниципальных предприятиях, чтобы зарплата сотрудника не зависела от его наполненности и выручки." Что за бред. Частник сам купил подвижной состав и обслуживает его за свой счет, а МУП ПАТП-1 получает деньги из бюджета, т.е. мы платим за проезд плюс город добавляет из налогов которые собрали с нас. Если убрать дотации и вливания в МУПы денег с стороны администрации они все УБЫТОЧНЫЕ. Зачем платить за плохие услуги втридорога, хватит кормить бездарей.

    • Alx
      01:21 29 Июня 2017
      2 0
      Они убыточны со всеми дотациями и вливаниями.

    • 10:04 29 Июня 2017
      0 1
      Пассажирский транспорт убыточен только 1 случае - бесплатно (именно бесплатно) возит льготников, всё остальное - это полный бред!
      Есть нормальные расчёты и отчёты, что доказывается многолетней работой пассажирского транспорта во всём мире. Убыточным может быть только такой транспорт, где неправильно рассчитывается стоимость билета, чего давно не было!
      Обычно закладывается норма прибыли 20-30%, с учётом 7 летнего срока амортизации (т.е эксплуатации автобуса до его замены новым)! По троллейбусам, трамваям и остальному пассажирскому транспорту - немного разные нормы амортизации.

  • 12:42 28 Июня 2017
    19 0
    что обсуждать то?
    Те, кому за это зарплату платят, пусть обсуждают.
    Недавно вопрос по ОТ поднимался, почему в самые востребованные часы троллейбусы и автобусы идут в "парк"! Попробуйте уехать около 20-00 из Южного на троллейбусе №3. В парк они едут. понимаете ли...
    Какой сдвинутый на всю голову логист продумал эту схему движения?

    • 14:04 28 Июня 2017
      8 0
      Вот да. Из той же Чайки в это время все уже давно в парке)) как-то спрашивали на эту тему кондуктора (где-то в половину седьмого, будний день), она прокричала в ответ: "Что нам, до восьми вечера работать?!"
      Людей, конечно, жалко. По 12 часов пассажиров разной степени адекватности возить - не позавидуешь. Но... можно же что-то придумать?

    • 10:08 29 Июня 2017
      2 0
      Не логисты придумывают график работы водителей (а соответственно пассажирского транспорта), хотя раньше например трамваи и остальной транспорт в парк не гоняли - водители менялись на конечных или других остановках.

      • 16:05 29 Июня 2017
        0 0
        Раньше водители Автобусов менялись и ездили на обед к центральному рынку, но потом отдел имущества администрации города забрал это здание отдал администрации рынка Орион, но те просто опечатали это здание и повесили объявление что прием видеть по официальному юридическому адресу где-то на Комминтерна.

      • 16:14 29 Июня 2017
        1 0
        с 1 мая 2017 года 40 автобусов ездят на "обед" не через речной на "Исаевский ручей", а в троллейбусный парк на 15- лет октября.


        Маршрутки не соблюдают режим труда и отдыха водителей.

        А муниципальный транспорт вынужден соблюдать все законодательные нормы по охране труда. И платить все штрафы в надзорные органы за то если водителя муниципального транспорта будет переработка по максимально допустимым часам нахождения за рулем транспортного средства.

  • NPC
    12:50 28 Июня 2017
    11 2
    Самая большая проблема тверского муниципального ОТ это недофинансирование. Причем если на постепенное обновление транспорта средства еще как то можно найти, то на обновление транспорта для перевода маршрутной сети на новый этап денег нет.
    По сути городу позарез нужен какой нибудь федеральный грант на покупку ОТ на 1 - 1,5 лярда рублей. Проведя массовую замену ОТ на новый подвижной состав можно будет думать о реальном развитии ОТ в городе.
    Сейчас когда идет борьба за выпуск на маршрут необходимого числа подвижного состава о развитии думать сложно.

    • 12:57 28 Июня 2017
      4 1
      У Вас руководящий состав есть? Всякие менеджеры и управленцы?
      Вот пущай и пишут гранты, почему все этим занимаются, ваши нет?
      Если откажутся - выгоните за ненадобностью, толку от них и так ноль.

    • 13:00 28 Июня 2017
      5 1
      Самый главный вопрос за чей счёт? Сможет ли МУП окупить эти вложения? Если нет кто ответит?

      • NPC
        13:06 28 Июня 2017
        6 1
        Если не сложно посмотрите насколько московское метро и другой транспорт.........несамодостаточны.

        • 15:07 28 Июня 2017
          3 1
          Мы не Москва, какой результат вы расчитываете получить?

      • 13:12 28 Июня 2017
        8 1
        У МУП свой геморрой, может хватит уже играть в игры - "я начальник - ты рабочий" Оттопыривать жопу и пальчиком указывать?
        Гоните поганой метлой весь этот шлак, засевший у теплой кормушки.
        Они ведь ни черта не делают, процентов 80 из этих.
        Если есть люди реально понимающие суть предприятия, оставьте в управлении их, дайте им зарплату ненужных тунеядцев, пусть они будут получать 200000-300000, зато будет РАБОТА, будет ДЕЛО!

        • 16:17 29 Июня 2017
          1 0
          вот за последние 2 года и стали заниматься сохранением и развитием муниципального транспорта, с учетом того что бывший состав администрации города и области только его уничтожали и лоббировали интересы маршруток

    • 14:38 28 Июня 2017
      4 2
      фигасе! оказывается у нас ПАТП недофинансируется? Т.е., то что за 2015 год им пол ярда выдали, а в 2016 году примерно такую же сумму - это им мало? Т.е. надо вбухивать и вбухивать туда еще больше денег, и может когда-нибудь ПАТП наконец то наладит нормальную работу ОТ? А в то же время маршрутчики у города денег вообще не просят...

    • 10:10 29 Июня 2017
      3 1
      Недофинансирование не самого транспорта, а только перевозки льготников!
      Если оплачивать льготников полностью выдавая им карты "Иволга" на определённые сумму транспортники при отсутствии незаконно катающихся в 80% случаях "маршрутных такси" будут прибыльными и смогут сами покупать себе транспорт!

  • 12:59 28 Июня 2017
    8 1
    То есть ПАТП-1 соблюдает чистоту? Ну-ну, поверил. Не, в общем и целом вполне себе, но где-то в середине-конце мая ехал я на 36 автобусе что ли, захотелось стекло протереть, хорошо что рукой, отстирывать куртку от этой черной грязи было бы, я думаю, несколько проблематично. А в остальном тема ОТ в Твери измусолена уже настолько и выходов из ситуации нарисовано столько, что очередное совещание толку не принесет, дела делать надо, а не языками чесать. Хотя тема для пиара товарища Парамонова действительно живая и затрагивает приличную часть населения города.

    • 15:19 28 Июня 2017
      7 1
      Следующая тема пиара, этого хвастунишки будет про Западный мост, но он скажет, что подумал и решил, что надо два.

  • 13:34 28 Июня 2017
    9 2
    вся проблема в том, что у власти нет концепции развития ОТ, нет даже общего понимания куда двигаться? Сегодняшние трамваи и троллейбусы в городе - примерно тоже самое что при Брежневе было по качеству, они медленны, неудобны, ходят нерегулярно - они не конкуренты маршруткам, любой нормальный чел выберет маршрутку, а не эти устаревшие ведра...

    • 17:00 29 Июня 2017
      1 0
      Естественно маршрутка по вашему самый лучший и безопасный и безаварийный вид транспорта?

  • 13:47 28 Июня 2017
    7 2
    1986 год
    число троллейбусов в Калинине - 130 шт.
    общее число перевезеных пассажиров - 49,6 млн. чел.
    себестоимость поездки - 6,4 коп. (если в теперешних деньгах - 11,58 руб. - я умножаю на 181)
    число вагонов трамвая - 258 шт.
    число перевезенных пассажиров - 120,4 млн. чел.
    себестоимость поездки - 5,67 коп. ( сейчас 10,26 руб.)
    Т.е. сейчас при стоимости поездки 20 руб. получается рентабельность общественного транспорта просто зашкаливает. Может быть расчеты и грубые, и электричество сейчас стоит дороже, чем при СССР, но все таки говорить о том, что общественный транспорт убыточен - это вранье, управление неумелое.
    Чтобы созродить общественный транспорт надо сделать очень много, я предлагаю:
    1. Обратиться к Президенту с просьбой передать акции Тверского вагонзавода, принадлежащие Роскомимуществу в собственность Тверской области, как это сделал Кадыров с нефтеперерабатывающим заводом (другого законного способа я не нашла в законодательстве, только попросить). Потом разогнать все руководство завода, ликвидировать все фирмы-прокладки, через которые совершаются все поставки, и себестоимость производства сразу сократится раза в два не меньше. Произвести на вагонном трамваи и троллейбусы для Твери, а может быть и троллейбусы для районных городов.
    2. Обнародовать всю бухгалтерию муниципальных предприятий, сделать возможным для любого гражданина увидеть, куда идут деньги, выделяемые МУПам или ими зарабатываемые в режиме онлайн. Никакой коммерческой тайны это не раскроет, все кому надо и так все знают. Это позволит жестко контролировать все расходы МУПов и вы увидите, как быстро они станут доходными.
    3. Не вмешиваться в частный бизнес, низкое качество услуг маршруток можно победить только наличием хорошо организованной сети общественного транспорта. Как только наладится структура общественного транспорта, маршруточники сами придут с просьбой включить их в схему. Роль маршруток должна сводится только к подвозу пассажиров до места пересадки на общественный транспорт и включение их общую систему оплаты "Иволга" позволит и предпринимателям сохранить свой бизнес и будет удобно пассажирам в первую очередь.

    • 18:45 28 Июня 2017
      2 0
      Так вам ТМХ и отдал свои акции...

    • 19:56 28 Июня 2017
      0 0
      Акции Роскомимуществом ещё в 2012 году переданы Уралвагонзаводу за результаты на выборах Президента! А с остальным я согласен.

      • 20:03 28 Июня 2017
        3 0
        Ну они же переданы в управление, а не проданы, пусть нам передадут, а вообще интересно, куда делись акции работников завода.

    • 10:20 29 Июня 2017
      1 0
      Чувствуется подход профессионала!
      Только несколько уточнений:
      1. Убрать из города все незаконно работающие маршрутки! Остальные пусть ездят.
      2. Не давать маршрутные карты маршруткам, если маршрут повторяет маршрут настоящего общественного транспорта;
      Но к сожалению об этом и всеми вашим правильными рассуждениями даже мечтать не приходится - у губернатора на уме только гипер-проекты Тверь-
      Сити и Тверь-Экспо, хотя бизнес из Тверской области больше уходит, чем приходит и выставлять то там будет нечего!
      Ни общественный транспорт, ни дороги у губернатора никак не на 1 месте, а скорее всего на последнем - кто голосовал за этого варяга - непонятно - он только выполняет команды из центра и всё - очередной никчёмный губернатор.
      2-х головое руководство города самоустранилось от всех проблем - чем занимаются вообще непонятно!
      А "герой" статьи г-н Парамонов никогда транспортом не занимался, образования транспортного в принципе не имеет, а всё лезет - похоже собрался в городскую думу осенью, поэтому и пиарит себя везде по любой проблеме, что ему подсказали его советники!

    • 18:07 29 Июня 2017
      0 0
      в 1986 году не было такого количества маршруток, которые отнимали платеже способных пассажиров.
      Маршрутчики могут себе позволить отказаться возить по ЕСПБ, а муниципальный транспорт нет.

      Администрация области много лет не могла привести в порядок систему расчетов по еспб. С 2015 года по судебной практике без электронного учета невозможно отсудить полную компенсацию по перевезенным по еспб пассажирам.

    • 19:42 01 Июля 2017
      0 0
      Ди....ка, слава Кадырову?????

  • 13:47 28 Июня 2017
    1 1
    А где вы видели чтобы общественный транспорт был на самоокупаемости, без дотаций? Покажите мне эту страну!!!! И только в бывшем СССР, в том числе и России решили сделать общественный транспорт на самоокупаемости, это маршрутки. Причем им не надо доплачивать, они сами кормят чиновников. Эксперимент удался, остальное все побочные явления, и ни чего с этим ни сделать. Мы же всегда идем своим путем, с начало рушим, потом пытаемся восстановить.

    • 14:02 28 Июня 2017
      3 0
      в любой развивающейся стране есть маршрутки, а в странах типо Египта или Туниса эти маршрутки еще и похлеще наших - там маршрутчики вообще дерутся за пассажира в прямом смысле. И все они на самоокупаемости, никто им бабки не платит. В Европе все конечно строже, там общественный транспорт контролируется серьезно, но даже если перевозками занимаются сами муниципалы, то уж поверьте, что такое бабло как у нас за подобное качество услуг ни один муниципалитет бы не заплатил.

      • 14:14 28 Июня 2017
        1 1
        Кто-то спорит?
        Мы бьемся за возможность вовремя приехать на работу или ещё куда.
        Комфорт... да хрен с ним,
        Вы помните наверное правила перевозки пассажиров для маршруток?
        Там, если не ошибаюсь, был пункт - интернет.
        Один раз я им воспользовался в восьмерке. Где это всё?


        • 14:34 28 Июня 2017
          1 1
          Да интернет этот скорее на троллейбусах и трамваях нужен - они еле-еле тащаться, пока едешь можно пол фильма посмотреть. Я на маршрутках очень редко езжу, на ОТ вообще принципиально не езжу. Кстати любая вай-файная сеть в общественном месте должна обеспечивать авторизацию пользователя (обычно по номеру телефона), если вай-фай не запаролен, или пароль нарисован на бумажке доске объявлений - то это нарушение закона, авторизация эта денег стОит, не очень больших, но для маршрутки думаю, что ощутимых...

          • 14:38 28 Июня 2017
            2 1
            Загнули.... На самом деле, закон приняли о авторизации, но правила то были!
            Куда они подевались? В ОТ , кстати, тоже.
            Где интернет я Вас спрашиваю?
            Где законы? И их соблюдение?

            • 14:52 28 Июня 2017
              4 2
              да ну нахер этот вай-фай, пока пройдешь авторизацию или этот пароль с бумажке вобьешь куча времени пройдет, легче мобильным интернетом воспользоваться... Главное, чтобы транспорт был новый , быстрый, чистый и ходил регулярно, а все остальное, включая интернет, иволгу эту, инфо-табло, объявление остановок, униформу контролеров и т.д. - все это вторично и не принципиально...

              А сейчас посмотришь на те же троллейбусы ,которые еле двигаются и тормозят еще больше движуху, постоянно рога у них отлетают, и думаешь - да никакой интернет не поможет завлечь пассажира в эту колымагу...

    • 15:14 28 Июня 2017
      2 2
      Слушайте ну тогда в чём проблема отдайте частнику, заодно деньги народные сбережем, направил на другие нужды, кто против то.

      • 20:07 29 Июня 2017
        0 0
        только вот частник считает что от провоза по ЕСПБ он может отказаться в любой момент как было например с 14 и 55 до введения 220фз. А муниципальный транспорт не может отказаться от провоза по еспб.

  • 14:44 28 Июня 2017
    6 0
    Не спорьте, берегите нервы! Скоро придёт во власть Павел Парамонов и всё изменится к лучшему. Свет, в конце тоннеля, уже виден! Надо учиться ждать этого дня, возможно всю жизнь...

    • 17:11 28 Июня 2017
      1 0
      А в какую власть хочет войти Парамонов (кем он хочет быть?)

      • 22:18 28 Июня 2017
        0 0
        А это мы уже скоро увидим :)

      • 10:23 29 Июня 2017
        0 0
        Да в городскую думу метит риэлтор....

  • 15:04 28 Июня 2017
    8 0
    Надо просто запретить оплачивать и принимать оплату проезда не по карте "Иволга". За случаи отказа анально карать с изъятием т/с и лишением прав и гражданства. Или маршрутчики поставят валидаторы и будут работать по-белому, или пойдут пешком на историческую родину.
    Но сначала надо допилить Иволгу до юзабельного состояния - чтобы она была удобнее пригоршни мелочи в кармане.

    • 15:13 28 Июня 2017
      3 0
      Нереальный вариант. Уточкам на что жить?

      • 15:51 28 Июня 2017
        2 0
        Кстати, этот, который тверез прав.
        После дня города 8 маршрутки на маршруте не было.
        что за хрень? Они могут праздник праздновать, но все водилы и прочие на крещение выходят на работу. Как это понимать? Праздник у мусульман - это хорошо, но транспорт города при чём?

        • 16:04 28 Июня 2017
          6 0
          Он прав полностью. Но для реализации этого власть не должна быть настолько коррумпирована.

  • 15:45 28 Июня 2017
    3 0
    Международная панорама -это хорошо. Для нас Казань и Витебск.

  • Alx
    01:27 29 Июня 2017
    2 0
    Монетизировать надо полностью льготный проезд. Как понимаю, проблема в том, что ПАТП возит льготников, а компенсацию получает через полгода.

    • 10:23 29 Июня 2017
      0 0
      И вообще не получает в 80% случаев!

  • 22:28 29 Июня 2017
    0 0
    А мне просто остое**нили лица азиацкой национальности за рулем в маршрютках э, поэтому стараюсь ездить на муниципальном транспорте. Как то с толерастией у меня не очень)

вверх