Как в Твери навести порядок с маршрутками: ввести частным перевозчикам систему оплаты труда, как в МУПах
В последние годы общественный транспорт Твери претерпевает изменения – как однозначно положительные, так и не очень. Глобальной переделке подверглась трамвайная сеть, пропали дублирующие маршруты автобусов и троллейбусов, различные транспортные предприятия объединились в одно, и вишенкой на торте стало введение электронной системы оплаты проезда на всех видах транспорта, за исключением маршруток. Пошло ли это на пользу городу, а главное – стоит ли продолжать? Над этими вопросами важно задуматься всем жителям Твери.
Сегодня в Твери существует определённая конкуренция между муниципальным и частным пассажирским транспортом. В этом нет ничего удивительного: город растёт, появляются новые районы, да и муниципальные транспортные предприятия переживали не лучшие годы, что и позволило маршрутным такси занять свою нишу. Сейчас администрация Твери заинтересована в развитии муниципального общественного транспорта, но концепция предусматривает сохранение частных перевозчиков.
Тем не менее, сейчас, когда МУП «ПАТП-1» объединило под одним флагом все виды тверского транспорта, многое изменилось. По словам директора «ПАТП-1» Артура Сычёва, управлять предприятием стало проще, оно стало эффективнее. За счёт того, что исчезла ненужная конкуренция между трамваями, троллейбусами и автобусами, а административный состав сократился, значительно выросла выручка. Пассажиропоток в муниципальном транспорте, в свою очередь, за последний год увеличился на 20 %!
А вот к маршрутным такси и у городских властей, и у обычных пассажиров возникает всё больше претензий. Частные перевозчики, как ни прискорбно, меньше заботятся и о чистоте и техническом состоянии транспорта, и об опыте водителей. В результате оказывается, что по их вине происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, в которых жители Твери получают и стресс, и, время от времени, даже травмы. В некоторой степени сама система оплаты труда вынуждает водителей маршруток набирать полные автобусы, а затем гнать и нарушать правила: водитель должен отдать деньги частнику за топливо и аренду машины, а заработать за счёт количества пассажиров. Казалось бы – тверичанам стоит срочно пересесть на муниципальный транспорт, но некоторые этого сделать не могут: в их края ходят только маршрутки.
Можно ли примирить эти две стороны? Практика показывает, что соседство муниципальщиков и частников может сохраняться вечно, если у них будут общие приоритеты - качество и безопасность услуг. По мнению Павла Парамонова, директора Института регионального развития, члена общественной палаты Твери, лидера движения «Чего хочет Тверь?», водители муниципального транспортного предприятия более дисциплинированы. Частным перевозчикам нужна система оплаты труда, как в муниципальных предприятиях, чтобы зарплата сотрудника не зависела от его наполненности и выручки.
- В мире не существует как таковой разницы между муниципальными и частными перевозчиками: их главная общая задача – довезти человека из одной точки в другую с комфортом и за установленное время. Мировой опыт показывает, что эти требования удаётся соблюсти и частным компаниям. С маршрутками помогут справиться жёстко регламентированные, понятные и прозрачные контракты – если ты нарушаешь правила, то контракт больше не получишь. В Европе общественный транспорт, как правило, это частные компании, которые действуют под жёстким надзором муниципалитета. С моей точки зрения, это управляемый процесс. Непонятно только, что произойдёт быстрее – мы сумеем приструнить и довести до цивилизованного уровня частных маршрутчиков или весь рынок заберёт ПАТП? Возможно, второй вариант даже лучше.
По меткому замечанию Сычёва, невозможно заполнить весь город маршрутами от каждого дома до каждого. Но реально сделать, чтобы из одного конца города до другого можно было бы добраться максимум с одной пересадкой, заплатив за это не более чем один раз - а с этим справляется новая удобная карта «Иволга». Стоит отметить, что, в отличие от частных перевозчиков, муниципальный транспорт выполняет важную социальную функцию, обслуживая льготные категории граждан. Пока в электронную карту не включён ЕСПБ, но это дело времени.
Артур Сычёв замечает, что сейчас «ПАТП-1» неспособно на 100 % обеспечить потребности жителей Твери. Подвижной состав возрастной, автобусы, троллейбусы и трамваи ходят регулярно, но жители хотят больше единиц на маршрутах и более расширенную транспортную сеть. Какие же положительные изменения происходят с муниципальным транспортом здесь и сейчас? Какие есть возможности для этого? Существует федеральная поддержка заводов, которая позволяет снизить цену новых единиц для транспортных предприятий, благодаря софинансированию со стороны области ПАТП уже в этом году приобретёт 40 автобусов на газовом топливе и увеличит выпуск на 50 %. В планах предприятия - увеличить парк троллейбусов и приобрести троллейбусы с возможностью автономного хода. Это позволит сэкономить на развитии контактной сети и продолжить линии в отдалённые районы. Кроме того, на предприятии возрождают учебный центр для водителей различных видов транспорта, дело осталось за получением лицензии.
- Я думаю, что плавное реформирование общественного транспорта в Твери уже происходит, - считает Павел Парамонов. – Как обычно, многое зависит от людей, а сегодня «ПАТП-1» возглавляют профессионалы, заинтересованные в том, чтобы добиться результатов – это, по-моему, очевидно. Это важный момент – наличие правильного человека на правильном месте. В Твери, думаю, будут внедряться новые системы, и через какое-то время мы выйдем на новый уровень. Движение есть, и оно будет продолжаться.
Теме развития общественного транспорта посвящен один из проектов движения «Чего хочет Тверь?»: на сайте можно оставить свои предложения. 29 июня все активные горожане смогут обсудить перспективы пассажирского транспорта на встрече, которая пройдёт на территории троллейбусного парка (набережная Лазури, 9А) в 17:00.