В то время как в Твери собирают деньги на все дороги России, хакеры пытаются уничтожить систему "Платон"
26 января в Твери пока в тестовом режиме заработал единственный в России Центр автоматической фиксации административных правонарушений - ЦАФАП. Планируется, что уже летом 2017 года штрафовать большегрузы тяжелее 12 тонн, которые не оплатили проезд по системе «Платон», будут не гаишники, а инспекторы Ространснадзора. Формировать и подписывать протоколы о нарушениях инспекторы будут в новом ЦАФАП. Центр технически готов к работе, не готова пока законодательная база.
26 января в Тверь приехали руководители разных структур, чтобы посмотреть, как работает «Платон» и чего ждать от ЦАФАП.
С 15 ноября 2015 года в России введена система взимания платы «Платон». По этой системе водители большегрузов, чей транспорт имеет разрешенную максимальную массу выше 12 тонн, платят 1,53 рубля за один километр пути. Тогда же в Твери был открыт центр мониторинга и обработки данных, куда со всей России поступает информация обо всех неплательщиках нового налога.
Технический директор оператора системы «Платон» Андрей Матюхин рассказал, что сейчас на федеральных автодорогах России установлено 194 рамки стационарного контроля, которые фиксируют все проезды большегрузов массой выше 12 тонн и передают информацию о них в центр мониторинга.
- К середине лета на российских федеральных дорогах будет установлена 481 рамка, контролем будут охвачены все дороги. Система заработает в полную силу.
Сегодня всю информацию о неплательщиках налога «Платон» центр мониторинга передает в госавтоинспекции. В свою очередь инспекторы ГАИ составляют протоколы, и эти «письма счастья» отправляют водителям-неплательщикам.
Новый ЦАФАП создан для того, чтобы упростить систему обработки данных о нарушителях и передать обязанности по составлению протоколов инспекторам Ространснадзора.
- ЦАФАП состоит из двух отделов. В первом сотрудники ЦАФАП будут обрабатывать информацию о нарушениях и составлять протоколы. Во втором отделе будут трудиться 10 инспекторов Ространснадзора, они электронной подписью будут подписывать пакеты протоколов и перенаправлять их на почту. В каждом пакете по 500 протоколов, подписывается сразу весь пакет, но в итоге подписан будет каждый протокол. Почта уже будет распечатывать протоколы, раскладывать их по конвертам и заказным письмом отправлять адресатам, - рассказал Андрей Матюхин.
ЦАФАП пока работает в тестовом режиме, а протоколы продолжают выписывать гаишники, так как пока нет закона, который передаст обязанности Ространснадзору.
- К концу июля 2017 года планируется передать эти полномочия, примерно к этому времени будет готова и законодательная база, - рассказал журналистам замминистра транспорта России Евгений Дитрих.
Он также рассказал, что сейчас обсуждается, когда и насколько в 2017 году будет поднята плата по системе «Платон».
- Вопрос еще не решенный, но вероятнее всего это будет однократное повышение. К обсуждению вопроса будут привлекаться представители перевозчиков. Ожидается, что с началом работы ЦАФАП собираемость штрафов повысится на 15 % и дойдет до уровня 98%.
Председатель комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичев возлагает на ЦАФАП и «Платон» еще большие надежды:
- Как известно в России две проблемы. К 2025 году, благодаря системе «Платон» и новому ЦАФАП мы уберем одну из них – приведем дороги к нормативам. Без системы «Платон» никак было не обойтись. Дороги рушатся и их нужно на что-то содержать. Долго думали, где брать деньги. Нужно было либо акцизы на бензин поднимать, либо что-то еще. Решили, что платить должен тот, кто эти дороги разрушает.
Заместитель руководителя Ространснадзора России Асланбек Ахохов сказал, что Ространснадзор готов подхватить у гаишников работу и успешно ее выполнять.
- По статистике, в России всего 10% водителей – неплательщиков, рассказал Асланбек Ахохов.
Генеральный директор оператора системы "Платон" Антон Замков рассказал, что практически каждую неделю систему "Платон" взламывают хакеры:
- Мы постоянно боремся с атаками на систему, последняя атака была 12 января. Хакеры пытаются уничтожить данные в системе, но пока мы успешно справляемся с этими атаками.
По словам руководителей разных ведомств, все деньги, собранные "Платоном", уже идут и пойдут дальше на ремонт дорог и мостов. За время существования системы «Платон» в России собрано 19 млрд. 755 млн. 321 тыс. рублей.