Тверской зоозащитник о сильных женщинах с сорока кошками, семейных разборках из-за животных и городских живодёрах
Передо мной – интересный и успешный молодой мужчина со сложившейся личной жизнью и бизнесом, который в свое свободное, а часто несвободное время, вытаскивает из подвалов, гаражей, помоек и частенько из-под колес машин бездомных четвероногих, лечит их и пристраивает в добрые руки. О том, как он попал в тверскую зоозащиту, зачем ему вообще это нужно, как всё устроено в общественном движении, стоит ли оправдывать волонтёров, которые любят животных больше, чем людей, и развенчании мифа о "сильных женщинах" с 40 кошками – в анонимном интервью ТИА.
Записала Юлия Островская, проиллюстрировал Владимир Орехов. Стилистика речи рассказчика максимально сохранена.
Как я сюда попал
Совершенно случайно года четыре назад. Просто такое стечение обстоятельств получилось: я ехал на машине, подобрал сбитую кошку ещё живую, положил в багажник, повез к ветеринару. Долго и нудно лечил за свой счет.
До этого я никогда не имел дела с зоозащитниками. Стал копать информацию, вышел на них, волонтеры мне помогли, что-то подсказали, проконсультировали. Потом я подумал, а почему бы мне этим не заняться. Сострадающих и сопереживающих много, а реально действующих – очень мало. Это я ещё тогда понял. К сожалению, кошка не выжила. А я остался в зоозащите.
Конечно, как и все, я с детства любил животных. Мы жили в квартире, и завести питомца возможности не было. Тогда я принёс мышонка в ладошках домой и сказал маме, что у нас теперь будет домашнее животное. Мама до сих пор вспоминает и смеётся. Потом мы нашли потерявшегося спаниеля, и вариантов не взять уже не было.
«В зоозащите только девушки»
«А вообще смешно: миф о женщине после 40 с котами есть, а о мужчине после 40 с бутылкой водки – нет (хотя последнее, наверно, распространено больше и даже не миф). Кому-то – коты, кому-то – бутылка водки. Уж мне ли не знать – сам не пью»
Тверская зоозащита – это вообще очень разношёрстная компания из разных социальных слоёв, с разными доходами, интересами, политическими взглядами и взглядами на жизнь в целом. Но мужчин, помогающих животным, в разы меньше, чем представительниц прекрасного пола. И это логично: женщины более чувствительны, более эмоциональны и восприимчивы к чужим бедам. По своей природе они не могут пройти мимо нуждающихся в помощи животных. Так и должно быть, скорее всего. То, что это женщины с несложившейся личной жизнью и карьерой, пытающиеся себя таким образом реализовать, - абсолютный миф, не более. Вполне вероятно, что такие прецеденты есть, но это единичные случаи.
А вообще смешно: миф о женщине после 40 с котами есть, а о мужчине после 40 с бутылкой водки – нет (хотя последнее, наверно, распространено больше и даже не миф). Кому-то – коты, кому-то – бутылка водки. Уж мне ли не знать – сам не пью (смеётся).
Идеальный волонтёр и два кота вместо борща как причина развода
Мне сложно ответить на вопрос, каким должен быть идеальный волонтёр, но я попробую. Главные качества, как мне кажется – это желание помогать, доброта, ответственность, некое чувство меры, которое не позволит "закопаться" в животных. Хотя любое чувство меры зоозащитника пересиливает умирающее в муках животное. Ты бросаешь все дела и мчишься на другой конец города.
У меня были животные, которых, наверное, не надо было тянуть. Но тянули же, и вытянули. Вот был такой кот – с выпавшим глазом, весь в опарышах, забился под контейнер на рынке. Пришлось своих сотрудников просить помочь. Они, конечно, протестуют иногда: говорят, мол, не могут в глаза умирающим животным смотреть, но всё равно выручают. А кота забрал харизматичный байкер. Так и живут – байкер и кот.
Про ответственность зоозащитника – отдельный разговор. Были случаи, когда люди приходили в ветклиники, представлялись волонтерами, оставляли там найденное животное и больше не возвращались. Или передержки больных животных, после которых начинаешь их заново перелечивать. А вообще (в зоозащите так же, как и везде), если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Хотя в то же время у нас «один в поле – не воин», все проблемы решаем только вместе, только сообща. Хороший волонтёр в идеале должен понимать специфику лечения животного: ведь есть врачи, которые хотят не вылечить, а нажиться – это факт. Ну и, конечно, уметь выстраивать диалог с людьми – такими же, как он, зоозащитниками, потенциальными хозяевами, ветврачами. Твое неправильное решение может привести к смерти животного, за которое ты взял на себя ответственность.
А ещё на личном примере могу сказать, что должен быть в жизни у зоозащитника некий противовес. Моя жена не занимается зоозащитой, и просит не показывать фото больных животных. И, думаю, это хорошо. Несмотря на конфликты (куда без них), она принимает мое занятие. А бывает в семьях так, что не принимают. Представьте, приходит домой мужик, а там вместо борща два кота сидят. Бывают и разводы на этой почве – несколько почти на моих глазах произошли.
Злые и сумасшедшие зоозащитники
Конечно, бывают конфликтные ситуации, когда человек чего-то не знает, не умеет. Он обращается к волонтерам, а ему отвечают, мягко говоря, несдержанно. Я стараюсь гасить такие конфликты и постоянно объясняю, что волонтёры должны нести «доброту и свет в массы» и по сто раз объяснять одни и те же истины людям, для которых эти истины новы: например, животных не надо кормить со стола, не участвующих в разведении нужно стерилизовать и так далее. Но сами представьте, когда вы талдычите одно и то же по несколько раз на дню, это рано или поздно начинает бесить.
Что касается «немного сумасшедших волонтёров», то они тоже есть. Они наберут по сорок животных, а потом начинаются проблемы, которые зачастую приходится решать нам. Закона, который бы запретил или регламентировал обращение с животными, в том числе, их количество, сейчас нет. Ну а как ты запретишь сердобольной старушке взять домой толпу кошек или собак? Никак. А таких примеров в Твери большое количество. Эта крайность мне тоже не очень сильно нравится, но свой мозг в их голову не положишь.
«Звонок ночью: мужика забирают по 228-й, огромного дога некуда деть…»
Я, если совсем честно, могу упустить из внимания информацию о найденных щенках, но не смогу пройти мимо сложного животного. Пожалуй, это моя «специализация» - «тяжелые» животные: подстреленные, попавшие под машину, в общем, те, которым нужна экстренная помощь здесь и сейчас. Это как-то само по себе пришло. Вообще, я кошатник, и кошки больше «цепляют глаз». Но сейчас все перемешалось, часто приходится и собакам помогать.
Был тут случай. Звонок ночью: мужика приняли по ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств - прим. ТИА). У него дома огромный дог, суперпородистый. Выше моего пояса. Человек уезжает надолго явно. Собаку деть некуда вот прямо сейчас. Договорились с приютом, забрали собаку, он в шоке, мы в шоке. В приюте теплый карантинный бокс наверху, в нижние он не влезает. Я его минут сорок уговаривал зайти. Сам туда залезал. Он на меня смотрит и не понимает, лапу дает, но лезть не хочет. Как загрузил этого телёнка наверх, сам не знаю. Он бы мне реально одним укусом руку переломал. Всё закончилось хорошо в итоге, если можно так сказать. Дога через сутки заводчик забрал.
А ещё была в моей жизни кошка. Её нашёл ребенок в поле. Скорее всего, она залезла под машину, водитель поехал, и голова кошки попала под колесо. У неё была раздроблена челюсть, сама по себе она была очень слабая. Но мы взялись. Сделали операцию в Москве. Она вообще не вставала, не ела сама – её кормили со шприца, - ходила под себя. Я её брал на работу днём и ухаживал там, а на ночь увозил на передержку. Сложное было лечение, правда. Кошка, к сожалению, полностью ослепла. Но это им не мешает. Сейчас она живёт у новых хозяев и дома замечательно ориентируется.
Эта кошка – лишь одна из сложных, практически без шансов на выживание животных, но выживших, личного «списка Шиндлера» зоозащитника. За его плечами десятки таких же умирающих и спасённых. Назвать точную цифру он не может: «У меня нет времени считать. Я как-то пытался, но сбился».
Я часто принимаю решение усыпить
Я считаю, что без эвтаназии в зоозащите никуда. Зачастую это необходимая мера. Меня часто просят приехать и принять объективное решение, чтобы «не брать грех на душу». Я приезжаю и принимаю. Но только по объективным показателям. Это как раз то, о чём говорил ветврач в анонимном интервью. Вот кота нашли недавно возле ж/д переезда с отрезанными лапами, гниющего. Тут без вариантов – эвтаназия. Не могу себе простить, когда мы только мучили найденного в лесу пса решением попробовать «полечить еще», хотя врач однозначно сказал - усыплять. Пёс умер в конвульсиях, и он не заслужил такой смерти. С этих пор я пообещал себе больше не пробовать «полечить еще».
Мы такие же, как все
«Это того стоит, когда ты берешься за животное, которое тебе под ноги попало на улице, грязное, больное, а потом смотришь его фото из новой семьи. Это вдохновляет. Наверное, поэтому-то я и занимаюсь зоозащитой»
Порой люди считают, что просто могут сообщить нам о найденном животном, мы с удовольствием приедем и заберем. Нет – мы такие же, как и человек, который животное нашёл. У нас есть семьи, работа, и мы тратим свои собственные деньги и время на помощь животным. И рассчитываем мы только на собственные силы и помощь неравнодушных людей. Никакой поддержки от государства у нас нет. И не будет, вероятно. У каждого зоозащитника куча своих проблем. Но мы всегда поддержим, поможем, чем сможем, однозначно.
Есть чёткое правило – мы не пристраиваем домашних животных. Если ваша нестерилизованная кошка принесла котят – это ваши проблемы, у нас на улице полно таких. Часто нас шантажируют – вот вы не пристроите, я кошку выкину, собаку привяжу в лесу и так далее.
Должен признать, что животных сейчас берут меньше – кризис на дворе, люди думают, как себя прокормить. Содержать четвероногих – огромная ответственность и приличные деньги.
Но всё равно это того стоит, когда ты берешься за животное, которое тебе под ноги попало на улице, грязное, больное, а потом смотришь его фото из новой семьи. Это вдохновляет. Наверное, поэтому-то я и занимаюсь зоозащитой.
Я не могу сказать, что люблю животных больше, чем людей
«Сожжённый щенок, переломанная и вся в ранах от потушенных о неё же бычков собака, овчарка с выбитым глазом и сломанными лапами своим же (!) хозяином. В Хабаровск ходить не надо, у нас это сплошь и рядом»
Животное проще и понятнее, чем человек. Они более прямые. Одно дело, когда кот нассал на ноутбук – ты ему по жопе дашь, и он поймёт, что так делать нельзя. А если человек ведёт себя неправильно, его поведение объяснить сложно. Но сказать, что животных больше люблю, не могу.
Но могу понять и оправдать людей, которые говорят, что любят животных больше. Дело в том, что зоозащита постоянно находится на острие проблемы – они постоянно видят человеческую жестокость по отношению к четвероногим, часто вообще необъяснимую. Сожжённый щенок, переломанная и вся в ранах от потушенных о неё же бычков собака, овчарка с выбитым глазом и сломанными лапами своим же (!) хозяином. В Хабаровск ходить не надо, у нас это сплошь и рядом. Вот как на это реагировать? Как относиться к этому? Этих людей же никто не заставляет причинять страдания беззащитным животным?
Ты не хочешь кормить животных – не корми, не любишь – пройди мимо. Зачем в кота камнями кидаться? Зачем убивать, избивать, издеваться над тем, кто сдачи не даст?
Зоозащитники с этим сталкиваются чуть ли не каждый день, отсюда и рождается мнение, что животные лучше, чем люди.
Тверские реалии: неудовлетворительная ветеринария и платные добрые дела
МРТ для животных в Твери – это до сих пор запредельно. Нежелание многих врачей повышать квалификацию. Лечение на основании одного взгляда или какого-то внутреннего убеждения – это «нормально» для нашего города.
Есть врачи, которым мы доверяем, но общая тенденция не вызывает позитивного настроя.
Что касается передержек, которые необходимы животным с улицы вплоть до пристройства, то в Тверской области они стали платными. Это, вероятно, пришло к нам из Москвы. То есть, человек готов ухаживать за бездомным животным, но платно: собаки примерно 4 000 рублей плюс корм, а кошки – от 700-800 рублей в месяц до 2000-3000. Это есть, и никуда не денешься. Люди видят в этом лёгкий вид заработка вместо того, чтобы устроиться на работу и как-то устраивать свою жизнь. Я бы так не стал делать. Добрые дела за деньги – для меня лично это неприемлемо.
Тверской отлов - это массовое убийство
Что касается отлова, то он должен быть гуманным. В Твери это отнюдь не так. Ловцы травят собак прямо на улицах, животные погибают в мучениях. Причем погибают-то социализированные, которые сами к людям подходят. Поверьте, вот все агрессивные остались на улице – никому не надо их отлавливать, потому что себе дороже. Забрать свою потерявшуюся собаку после отлова в Твери невозможно. В общем, это муниципальные контракты, которые не исполняются. На конкурс выходит всем давно известная компания из Рамешек, у которой тоже ничего нет. Но они горазды убивать и на этом зарабатывать деньги.
Мы не выходим на отлов, потому что, во-первых, нет материальной базы, чтобы его качественно выполнять, во-вторых, нет человеческих ресурсов, которые могли бы заниматься этой деятельностью. Мы работаем, а в свободное от работы время лазаем по подвалам и тоже отлавливаем животных. Фактически ту же функцию выполняем, что и ловцы, но без неоправданных и ненужных смертей.
Чтобы избавиться от бездомных животных на улицах города, нужен целый комплекс мер, который начинается с закона об ответственном содержании животных, когда хозяин отвечает за выброшенную собаку, которая размножается в геометрической прогрессии, и заканчивается своевременным вывозом мусора в городе. Это отдельная тема для разговора, спорная и очень глубокая.
Многих сейчас почему ситуация устраивает? Потому что за них проблему решают: есть зоозащитники, есть сердобольные люди, которые подберут и пристроят выброшенную мной собаку. И Бог с ним. А попутно я буду кричать на каждом шагу, почему они не детям помогают и старикам? Вот поверьте: зоозащитник не пройдёт мимо чужой, в том числе, человеческой беды, а вот тот, кто кричит, никому не поможет. Ни людям, ни животным.
Интервью мы записывали в пятницу вечером. В общей сложности, проговорили часа три. Все это время моему собеседнику звонили по многочисленным собакам, кошкам, щенкам и котятам. И я спросила, неужели иногда не хочется взять и всё это бросить?
- Нет, не хочу. Не могу – слишком много на мне животных завязано.
Просто посмотрите на эти фото с разницей в несколько месяцев. Это спасённая тверскими зоозащитниками от рук "доброго хозяина" хаски - один из сотен случаев, который отвечает на главный вопрос, зачем вообще нужна зоозащита.