https://tvernews.ru/news/216139

165 лет назад 1 ноября открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург – Москва

TIA, 01 Ноября 2016, 12:03
, 13

1 ноября 1851 года на линии Санкт-Петербург – Москва открылось регулярное движение. Это было знаковым событием в истории России XIX века. В отличие от Царскосельской железной дороги – в основном увеселительного назначения, новая магистраль положила начало мощной железнодорожной сети.

Однако решение о её строительстве было принято далеко не сразу. Идея создания магистрали поначалу считалась экономически невыгодной, были отклонены и несколько проектов зарубежных предпринимателей. Решающим фактором в пользу развития железных дорог в России стало изучение опыта Американских магистралей. Занимались проектом инженеры Института Корпуса инженеров путей сообщения Павел Мельников и Николай Крафт.

1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. 14 апреля 1843 года на карту была нанесена линия будущей железной дороги по прямому направлению, и началось ее строительство.

Железная дорога строилась в течение 8,5 лет. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут утра от Петербургской станции отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Время в пути - 21 час 45 минут. Средняя скорость состава - 37 км/час.

Ко дню открытия дорога располагала 164 паровозами, 2570 грузовыми и 74 пассажирскими вагонами, построенными на Александровском механическом заводе в Петербурге. На протяжении пути было построено 278 искусственных сооружений: 184 моста на каменных устоях с деревянными пролетными частями, 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов.

Петербурго-Московская магистраль на тот момент была самой протяженной в мире двухпутной железной дорогой - 644 км, и была во многом инновационной. Разработанные при её строительстве технические характеристики - ширина колеи, мощность верхнего строения, число главных путей, предельный уклон, минимальный радиус кривых, типы искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, водоснабжения, классификация станций, схемы тяговых плеч, принципы размещения раздельных пунктов и многое другое получили широкое распространение на других магистралях России.

Линия Петербург - Москва исторически является полигоном для испытаний новой техники и организации движения с высокими скоростями. Менее чем через два года после завершения строительства, 1 сентября 1853 года, по участку прошёл первый скоростной поезд, время в пути которого составило 10 часов 40 мин. Уже в 1901 году была достигнута скорость 110 км/час, 1913 год - 125 км/час. А спустя столетие, в 2009 году, был запущен первый в современной России высокоскоростной поезд «Сапсан», который способен развивать скорость до 250 км в час.

Сегодня по главному ходу Октябрьской железной дороги  ходит 61 пара пассажирских поездов, в том числе транзитные, и 55 пар пригородных.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (13)


  • 13:34 01 Ноября 2016
    6 0
    Купив конфеты и винишко,
    С собою прихватив колечко,
    К подруге Хортон наш Кротишка
    Поехал "зайцем" в электричке.
    Но контролёр там был суровый,
    И сильною рукой мужицкой
    Он выгнал нашу землеройку
    С вагона где-то на Кулицкой.
    Пришлось Кроту пешком переться
    Сквозь тьму по рельсам и по шпалам,
    Надеюсь я, что дама сердца
    Кротейку ждать не перестала!

    • 13:40 01 Ноября 2016
      6 0
      Мы оба были: я - на работе,
      он овощей хранил запас…
      Так, значит, встреча
      На том же ТИА, в тот же час…)))

  • 13:45 01 Ноября 2016
    8 0
    За 30 лет до Сапсана, когда про компьютеры только слышали Советский электропоезд ЭР-200 развивал такую же скорость, Демиховские и Торжокские электропоезда в принципе не уступают Ласточкам (внутренний тюнинг за такие бабки можно доработать). Суть Сапсаны и Ласточки позор страны, РЖД, и Якунина практически развалившего РЖД (железнодорожный Сердюков).

  • 14:33 01 Ноября 2016
    4 0
    ЭР200 ещё в 2006г. ходил 3ч 55 минут. А обычная собака за 2ч.2 минуты от Твери до Москвы доходила с 7 остановками в пути.
    Просто кое кому, в своё время, очень захотелось прогнуться перед немецкими "корешами" ( при том, что качество продукции сименса высокое, безусловно), на всяких там петербургских экономических форумах, и напозаключали кабальных контрактов на те же ласточки, которые, даже на уральском заводе, получаются раза в три дороже торжокско-демиховских. Ладно бы они были дороже процентов на 50 - это как раз бы и соответствовало более высокому комфорту. Ан нет. Но... Контракт "аристократы" подписали - вот теперь и пытаются втюхать эти ласточки везде где возможно. Хорошо хоть МЦК "часть удара на себя приняла".

    • 15:22 01 Ноября 2016
      1 0
      Один прицепной вагон Ласточки (коробка на колесах) стоит как тепловоз. А для МЦК Ласточки неудобны для пассажиров. В метровагонах зашел сел, через пару остановок встал вышел, а здесь ради пары остановок через два места к окошку ползти, потом обратно. Но наполняемость их хорошая, правда интервал великоват.
      PS. Рельсы тоже иностранные у нас лежат (Япония), ведь в Японии же больше металла производят)

  • 14:51 01 Ноября 2016
    4 0
    .
    Прикрепленные видео:
    1 ноября

  • 16:33 01 Ноября 2016
    1 0
    Ну-с, начнем, однако))) Во-первых, Сапсан - это не высокоскоростное движение, по современным стандартам высокоскоростное - это 350+ км/ч, Сапсан при таких скоростях улетит в ближайшую канаву (максимум вроде в паре мест - 250 км/ч, ограничение по станциям - 80). ЭР-200 - это сырая недоделка прибалтов, для своего времени может и передовая, но на нем почти всегда ездила бригада слесарей для ремонта в случае чего (за 20 лет эксплуатации изменилось немногое).
    Про Ласточки и Сапсаны в плане комфорта писать не буду, за их цену вполне могли и у нас нечто подобное сваять ну или СП на крайняк организовать.

    • 18:17 01 Ноября 2016
      0 0
      ЭР-200 не прибалты делали (это не шпроты или тушенка))). На Рижском заводе были собраны лучшие со всей страны. Для тех времен это было круто, как впрочем и сейчас. Напомню, что Сапсан в выходные на три часа в Новгородской области застрял.

  • 17:19 01 Ноября 2016
    1 0
    высокоскоростной поезд «Сапсан»....???
    Это же пригородная ЭЛЕКТРИЧКА!!!

    • 18:19 01 Ноября 2016
      1 0
      Конечно пригородная, соединяет Тверь со своими пригородами Москвой и Санкт- Петербургом)

      • 11:40 02 Ноября 2016
        0 0
        Соединяет две столицы пролетая территорию тьмы
        - Тверскую и Новгородскую области.

  • 20:15 01 Ноября 2016
    0 0
    Даёшь железнодорожную контрреформу!

  • 23:35 01 Ноября 2016
    0 0
    ... а еще 1 ноября - День суде́бного при́става Росси́йской Федера́ции — профессиональный праздник судебных приставов — людей, выполняющих задачи по обеспечению установленного законами государства порядка деятельности судов, а также по исполнению всех судебных актов и актов специально уполномоченных органов.