165 лет назад 1 ноября открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург – Москва
1 ноября 1851 года на линии Санкт-Петербург – Москва открылось регулярное движение. Это было знаковым событием в истории России XIX века. В отличие от Царскосельской железной дороги – в основном увеселительного назначения, новая магистраль положила начало мощной железнодорожной сети.
Однако решение о её строительстве было принято далеко не сразу. Идея создания магистрали поначалу считалась экономически невыгодной, были отклонены и несколько проектов зарубежных предпринимателей. Решающим фактором в пользу развития железных дорог в России стало изучение опыта Американских магистралей. Занимались проектом инженеры Института Корпуса инженеров путей сообщения Павел Мельников и Николай Крафт.
1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. 14 апреля 1843 года на карту была нанесена линия будущей железной дороги по прямому направлению, и началось ее строительство.
Железная дорога строилась в течение 8,5 лет. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут утра от Петербургской станции отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Время в пути - 21 час 45 минут. Средняя скорость состава - 37 км/час.
Ко дню открытия дорога располагала 164 паровозами, 2570 грузовыми и 74 пассажирскими вагонами, построенными на Александровском механическом заводе в Петербурге. На протяжении пути было построено 278 искусственных сооружений: 184 моста на каменных устоях с деревянными пролетными частями, 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов.
Петербурго-Московская магистраль на тот момент была самой протяженной в мире двухпутной железной дорогой - 644 км, и была во многом инновационной. Разработанные при её строительстве технические характеристики - ширина колеи, мощность верхнего строения, число главных путей, предельный уклон, минимальный радиус кривых, типы искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, водоснабжения, классификация станций, схемы тяговых плеч, принципы размещения раздельных пунктов и многое другое получили широкое распространение на других магистралях России.
Линия Петербург - Москва исторически является полигоном для испытаний новой техники и организации движения с высокими скоростями. Менее чем через два года после завершения строительства, 1 сентября 1853 года, по участку прошёл первый скоростной поезд, время в пути которого составило 10 часов 40 мин. Уже в 1901 году была достигнута скорость 110 км/час, 1913 год - 125 км/час. А спустя столетие, в 2009 году, был запущен первый в современной России высокоскоростной поезд «Сапсан», который способен развивать скорость до 250 км в час.
Сегодня по главному ходу Октябрьской железной дороги ходит 61 пара пассажирских поездов, в том числе транзитные, и 55 пар пригородных.