Мне бы в небо: тверские авиалюбители мечтают возродить юношеские планерные школы
21 августа будет отмечаться День воздушного флота России. В преддверии праздника мы публикуем статью о тверском клубе "Авиатор", о котором, к сожалению, знает только достаточно узкий круг заинтересованных лиц. Однако именно этим влюблённым в небо энтузиастам под силу помочь сделать и вашу мечту о небе явью.
Тверской клуб «Авиатор» ставит перед собой дерзкую задачу – возродить институт юношеских планерных школ. Когда-то десятки таких школ по всему Советскому Союзу служили первым звеном в обучении лётчиков гражданской и военной авиации, но теперь организации подобного рода в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня энтузиасты, среди которых бывшие лётчики и авиаинженеры, хотят передать свой опыт молодёжи Тверской области.
История тверской городской общественной организации авиационно-технического творчества клуб «Авиатор» насчитывает более четырёх десятилетий. В 1972 году в одном из калининских гаражей начали собираться энтузиасты и любители авиации: они объединились вокруг Николая Леонидовича Неустроева – одного из старейших советских «самодельщиков». Основной костяк сохранился и сейчас, но сегодня в клубе уже 58 человек – не только из Твери, но и Лихославля и Торжка.
- Приходят новые люди, кто-то уходит, кто-то остаётся. Однажды пришла девочка, хотела летать, начала прыгать с парашютом. За ней пришла мама: посмотреть, чем дочь занимается. Так они и остались в клубе, ходят, подлётывают. Так же многие приходят, - рассказывает председатель клуба «Авиатор» Олег Белокопытов, в прошлом военный лётчик.
Тверские авиаторы-любители всегда отличались высоким уровнем: к примеру, именно у нас в 80-е Евгений Игнатьев, Юрий Гулаков и Александр Абрамов создали одноместный самолёт, впоследствии получивший имя «Арго-02». Он получился настолько удачным, что не только успешно летал на всесоюзных конкурсах, но и «пошёл в народ»: его чертежи в дальнейшем опубликовали в журнале «Моделист-конструктор», а лётчики-испытатели и конструкторы рекомендовали его к воспроизводству, так что в России существуют десятки копий этого летательного аппарата.
На фюзеляже самодельного самолёта на лётном поле аэродрома «Змеёво» значится «А-12». Это уже двенадцатая крылатая машина, построенная с нуля в клубе «Авиатор», и пятое или шестое детище его конструктора Анатолия Зиновкина. На нём он сам научился летать, научил сына и ещё по меньшей мере шестерых.
А-12 способен забраться на 3000 м, но, как справедливо замечает пилот-инструктор Иван Лебедев, задачи ставить рекорды нет: главное – научить. На полном баке он может улететь на 350-400 км. С пахоты он не взлетит, но с просёлочной дороги может: главное, чтобы были не очень сильные кочки и возможность для разбега на 200-250 м.
- Я начал летать в аэроклубе с семнадцати лет на самолётах Як-12, Як-18, а после этого в институте на военной кафедре пошёл учиться водить машину. Мне это показалось таким сложным по сравнению с самолётом! Тут-то всё просто: педаль, ручка управления и сектор газа, - рассказывает съёмочной группе ТИА Иван Лебедев, бывший лётчик гражданской авиации. – Обычно лётная программа включает 10-12 часов. Пацан приходит в аэроклуб, а через десять часов вылетает самостоятельно на Яке. Это месяц-полтора лётной подготовки. На этом самолёте (А-12 – прим. ТИА) часа за три-четыре можно научиться летать: он поменьше и попроще.
Пилот-инструктор Вадим Александров знакомит ТИА с ещё одним интересным летательным аппаратом: это автожир – предок вертолёта. Он отличается от вертолёта тем, что мощность от двигателя к несущему винту не подводится. Автожир летит на авторотации – это аварийный режим полёта вертолёта: когда двигатель отказывает, вертолёт садится на авторотации, а автожир в таком режиме летит постоянно. По сути, это винтовой планер.
Первые летательные аппараты такого типа были созданы в 20-е гг., а в 1950-е наш соотечественник Игорь Бенсен, уехавший в Штаты, запатентовал конструкцию. Патенты были невостребованы почти полвека, но в 90-е автожир снова был представлен публике и начал набирать популярность.
- Я лично собрал шесть автожиров. Этот автожир американский, собран «из посылки» - кит-набора. Можно отдельно взять двигатель, сам планер – несущий винт, управление, колёса, хвост. Этот аппарат не предназначен для дальних перелётов: он служит для смотровых полётов и выступлений на авиашоу. Он очень лёгкий и маневренный.
Но подняться в воздух все пробуют с планера. Летательный аппарат крепится на 100-метровом тросе к автомобилю и через несколько десятков метров разгона отрывается от взлётно-посадочной полосы.
- Планер Бро-11 – уникальное средство из пацанов вить верёвки. Когда шла теоретическая подготовка, были разные ребята, пили, курили, матерились, но с началом полёта я ставил ультиматум: услышу от кого мат, увижу с сигаретой или алкоголем – отстраню от полётов. Отстранишь одного хотя бы на день – ходят и ноют: «Ну, дядя Ваня, мы больше не будем!» - Смеётся Иван Лебедев.
Олег Белокопытов подтверждает, что в его юности даже в авиамодельном кружке к занятиям не допускали с плохими оценками: «Это очень сильная мотивация, и она действует». По словам старожилов клуба, у всех новичков представление о полётах такое: небо, романтика! Однако после первых трёх вылетов романтика кончается: ученик осознаёт, что надо работать, и работать очень много и серьёзно. Романтика возвращается, только когда человек осмысленно начинает летать, начинает понимать, что он делает, и ориентироваться в пространстве.
Тем, кто пришёл в клуб «Авиатор», чтобы научиться летать, заводят лётную книжку, в которую заносятся все достижения и часы налёта. Потом с ней можно отправиться в Москву или Казань в лицензированный учебный центр, сдать экзамен и получить свидетельство частного пилота.
Самый старший член клуба «Авиатор» – его основатель Николай Неустроев. Он прошёл войну, и когда освобождал Крым, разбирал немецкие мотоциклы, а двигатели зарывал, говоря, что если останется в живых, отроет и построит самолёт. И ему это удалось: Николай Леонидович построил не один самолёт, и все они успешно летают. Ему 92 года, до 80 лет он сам сидел за штурвалом, сейчас продолжает вылетать в качестве пассажира. Самые младшие «пилоты» - 12-летние воспитанники общественной организации «Тверские витязи».
- Мы совместно проводим зимние школы выживания, летние лагеря экстремального отдыха, где помимо дайвинга, виндсёрфинга, спелеологии и прочего «десертной» программой для детей является лётная. Понятно, что всё очень осторожно, это управляемые подлёты, часы теории, на которых дети изучают аэродинамику, устройство летательных аппаратов. А самое главное здесь – общение с нашими замечательными лётчиками, - рассказывает Игорь Кабанов, председатель ТРОО «Тверские витязи».
В СССР юношей как раз и учили летать с 12 лет, с 14 они уже вылетали самостоятельно. По словам Олега Белокопытова, в юношеской планерной школе человек уже осознанно понимает – его это дело или не его. Не у всех и не сразу всё получается, кто-то опускает руки, а кто-то, напротив, делает всё, чтобы летать дальше. В дальнейшем, уже в училище, юноша, налетавший до этого в аэроклубе 100-200 часов, был готов к освоению любой техники и мотивирован на профессию лётчика.
Иван Лебедев ещё в начале 90-х создал Школу юных парапланеристов в Улан-Удэ. Однако сейчас перед желающими организовать такую школу стоит ряд сложностей, связанных с регистрацией в качестве учреждения дополнительного образования. Впрочем, все они – ничто, когда дело доходит до практических занятий с несовершеннолетними. Современной правовой базы, которая бы регламентировала полёты, осуществляемые подростками, не существует. Советские законы, по которым работали ЮПШ, не отменены, но прокуратура вполне может заинтересоваться деятельностью клуба.
С наступлением осени клуб «переезжает» с аэродрома «Змеёво» в помещение на ул. Троицкая, 5, где в течение холодного времени года авиаторы конструируют новые и реставрируют старые летательные аппараты. К примеру, не так давно им подарили для восстановления два разобранных самолёта и гидроплан. Все материалы для этого члены клуба покупают на собственные деньги собственные деньги, бывает и спонсорская помощь. Со взносов, размер которых начинается от 100 рублей и далее по возможностям, «Авиатор» оплачивает коммунальные услуги.
«Сейчас в авиации не хватает пилотов: говорят, что даже стоит вопрос привлечения на службу лётчиков-иностранцев, а на всю Россию найти не могут», - с горечью замечает Олег Белокопытов. В СССР, благодаря системе Юношеских планерных школ, такой проблемы не было. Однако, по словам председателя клуба, в Твери вполне возможно возродить ЮПШ.
- У нас есть желание, есть опыт создания такой школы. Есть планер, на котором не один десяток мальчишек и девчонок научились летать. Многие из них пошли в авиацию, и большинство летает – если даже не профессионально, то всё равно не бросают это занятие. Кто почувствовал небо, как говорится, «понюхал воздух» – отказаться от этого не может.