16 июля ещё одним памятником в Твери стало больше. В День рождения первого в России Дома поэзии Андрея Дементьева, в Твери состоялось торжественное открытие памятника поэтам–шестидесятникам работы Народного художника СССР Зураба Церетели. На праздник в столицу Верхневолжья сегодня приехали именитые гости.
Монумент мастер передал в дар городу и своему другу – главному редактору легендарного журнала «Юность» поэту Андрею Дементьеву.
Миллионы благодарных читателей помнят драгоценные строчки стихов Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, впервые появившиеся на страницах этого прогрессивного в 20 веке издания.
Книжные тома с громкими именами на корешках вписаны в черный квадрат. Монумент перед Домом поэзии - это символ эпохи возрождения, свободы слова и торжества русской поэзии. А само событие связано с именем нашего земляка, Почетного гражданина Твери, Лауреата Государственной премии СССР, Заслуженного деятеля искусств РФ Андрея Дмитриевича Дементьева.
Как отметил Зураб Церетели, монумент получился достаточно быстро. Это первый памятник в России, посвященный поэтам-шестидесятникам. По словам их яркого представителя Евгения Евтушенко, Тверь показала пример - подобные монументы должны стоять в каждом городе. Андрей Дмитриевич подчеркнул: «Память – она и горькая, и высокая, и бессмертная. Надо ее держать в душе».
- Сегодня появился прекрасный памятник. Он станет еще одной достопримечательностью нашего города, будет привлекать туристов, поэтов, людей, которые любят искусство, - отметил глава региона.
Глава региона вручил Зурабу Церетели знак Губернатора «Во благо земли Тверской». Жители и гости города могут оценить творчество мастера в Доме поэзии – здесь открыта выставка его живописи.
Сегодня еще одна значимая дата в поэтической среде - Андрею Дмитриевичу исполнилось 88 лет. От имени жителей Тверской области Игорь Руденя поздравил поэта с днем рождения.
– Андрей Дементьев – это легенда, символ Твери, выдающийся человек, на которого надо равняться современному поколению, - подчеркнул руководитель области.
- У нас сегодня встреча с юностью нашей. Хочу сказать благодарность руководителям области и города за такой праздник. Он дает возможность познакомиться с поэзией, - отметила Валентина Терешкова.
Валентина Владимировна была сегодня также награждена знаком Губернатора «Во благо земли Тверской».
В Спортивном комплексе «Юбилейный» в честь праздника пройдет гала-концерт «Письмо из 20 века: «Будьте счастливы, Человеки!» с участием звезд российской эстрады, актеров театра и кино. С песнями на стихи Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Николая Рубцова, Риммы Казаковой и др. выступят: Иосиф Кобзон, Евгений Евтушенко, Лев Лещенко, Олег Погудин, Марк Тишман, Зара, Александр Домогаров, Игорь Николаев. Творческий вечер проведет сам юбиляр Андрей Дементьев вместе с Заслуженным артистом России Максимом Авериным.
Закончится праздник фейерверком, который подготовила в подарок для Андрея Дементьева администрация Твери.
"Все вообще теперь идет со скрипом.
Империя похожа на трирему
в канале, для триремы слишком узком.
Гребцы колотят веслами по суше,
и камни сильно обдирают борт.
Нет, не сказать, чтоб мы совсем застряли!
Движенье есть, движенье происходит.
Мы все-таки плывем. И нас никто
не обгоняет. Но, увы, как мало
похоже это на былую скорость!
И как тут не вздохнешь о временах,
когда все шло довольно гладко.
Гладко."
Фигли книжки на полку поставить. Я так понял, что там в зависимости от политической конъюнктуры или от памятной даты их менять можно) Цветной с надписями, это краской сделано? Мне кажется он деревянный.
Почему меня последнее время всё бесит.
Лужков то же с Церетели дружил
Миллионы благодарных читателей помнят драгоценные строчки стихов Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, впервые появившиеся на страницах этого прогрессивного в 20 веке издания."
Конечно, но тогда гл. редакторами Юности были Катаев и ВНИМАНИЕ наш земляк Борис Полевой. Вот кому памятник ставить надо.... А Дементьев с 1981 года, шестидесятник фигов. Знайте, если с этим памятником случится акт вандализма, то это я.
Вообще говоря, история этого монумента какая-то уж очень длинная и запутанная.
Сам Зураб Константинович в интервью (http://ren.tv/novosti/2016-07-12/cereteli-rasskazal-istoriyu-sozdaniya-statui-hrista-dlya-peterburga) говорит о том, что работу начал очень давно, вроде как ещё Алексий II знал о концепции.
В Сети, если поискать, есть информация о планах Церетели восьмилетней давности установить 100-метровую фигуру Христа на Соловках (https://lenta.ru/news/2008/04/11/cereteli/), там же и довольно резкий отказ (https://lenta.ru/news/2008/04/18/solovki/).
Сейчас в СМИ в основном вспоминают его же слова, но сказанные уже в 2013 (http://www.tver.kp.ru/daily/26113/3008132/): "…я могу сообщить, что все готово. Я создал Иисуса для Сочи. Он встанет в Имеретинской долине. Я не могу принять участие в Олимпийских играх, но я буду участвовать в них как художник."
Год назад шли разговоры об установке "80-метрового монумента "Христа-Вероучителя" во Владивостоке" (http://www.vostokmedia.com/n243764.html).
Теперь вот, насколько я понимаю, очередь Петербурга (январь http://www.tver.kp.ru/daily/26478.3/3346243/ и июль http://tass.ru/obschestvo/3448915).
И объяснил ли он присутствующим кто такие шестидесятники.
Странная компания собралась на памятнике вместе.
В зависимости от размера гранта встреча земляков может проходить в расширенном формате или в узком. Например, можно провести всего лишь одно заседание и катание на автобусе по городу, а если денег мало, то катание можно заменить прогулками пешком. А можно устроить еще и фотовыставку, и какой-нибудь детский кинофестиваль. Но правда, тут надо следить, а то старые и дряхлые земляки могут и не выдержать - не так-то и просто отсидеть сначала два часа на торжественном заседании, а потом еще часа три на детском утреннике. А поскольку даже детские кино- и телефестивали требуют и знаний и определенной аппаратуры, то иногда случаются казусы, - бывает, что организаторы получат по почте от детей, проживающих в области, шестьдесят ДВД-дисков с конкурсными фильмами, а открыть для просмотра удается всего лишь шесть штук, причем они самые неудачные или с пометкой - "сделано в Жарковском районе". Также организаторов кинофестиваля подкарауливают и такие проблемы как хреновенькое качество воспроизведения видеоматериалов на большом экране в Доме кино - ничего разобрать нельзя, да еще и картинка оказывается заваленной к горизонту на 45 градусов. Вот так.
И вы мне рассказываете о патриотической работе? Вах-вах-вах! В Твери человек сто (а может и 500) хотели бы получать гранты на патриотизм и почти у всех в проектах написано "посадка аллей славы", "захоронение капсул с землей из городов воинской Славы" и т.п.
ПС. Шевченко из деп. культуры, Гагарин из управления общественных связей и еще ряд других товарищей засрали не один десяток общественных проектов. А может и не одну сотню! Это к вопросу об опошлении. Вот у кого настоящие возможности, вот там настоящий размах! Комментаторы ТИА, в сравнении с ними, просто агнцы божии.
ПС. Гимн Дементьева настолько непопулярен, что я ели-ели нашел его в интернете да еще и в плохом качестве. Пока искал на ютубе попалось штук двадцать одноименных клипов "Гимн Твери", но они оказались не настоящими, то есть не дементьевскими. Это подделки. А по сути, это поползновения на лавры Дементьева.
Конкуренты дышат Дементьеву в затылок.
Ну знаете, это уже ни в какие ворота! Одно из двух - либо Церетели жулик, либо это уже маразм (забыл про Бродского, а Дементьева из 80-х запихал к шестидесятникам). Куда смотрела Вержбицкая и ее эксперты?! В принципе, можно закрасить фамилию Дементьева и написать "Бродский". А то, правда, какая-то херня получается. С таким же успехом Церетели мог бы написать и свою фамилию. Ну а чё тут такого? - если даже экспертам Вержбицкой по барабану, то остальным и подавно.
"Книги их рядом стоят –
Белла с Андреем и Роберт,
Женя и грустный Булат…
Час их бессмертия пробил."
Но это с одной стороны, с другой – мне показалось, что встреча прошла как-то очень тепло и по-доброму. Общее приятное впечатление от происходящего даже Аверину своим выступлением испортить не удалось. А официоза и протокольщины было на удивление мало.
Евгению Александровичу низкий поклон, как бы банально это ни звучало. Спасибо, что нашли и время, и силы, тем более в преддверии собственного дня рождения. Без вас вся эта история с открытием памятника поэтам-шестидесятникам выглядела бы нелепо.
А фейерверк тоже был хороший и добрый? Во сколько же это все обошлось бюджету, не знаете?
И еще вопрос. Корзин пел дементьевский гимн? Спрашиваю не ради красного словца, а потому что именно Корзин подписал денежную ведомость на оплату труда Дементьева по сочинению гимна. Если он не пел, то мне жалко, что бюджетные деньги пропали впустую.
2. О том, что на памятнике будет имя Иосифа Бродского, лично я ничего не слышал. Со слов Дементьева (на открытии), изначально планировалось пять имён (в соответствии с его же стихотворением), Церетели предложил добавить Владимира Высоцкого. Собственно, этим мои знания об установленном памятнике и ограничиваются.
3. В "Юбилейном" не был, фейерверка не видел, так что, извините, ничем не могу помочь.
Кстати, дементьевский скандал - это один из немногих сканадалов начального уровня, образовавшийся в преддверии выборов. Никому он был не нужен - ни Рудене, ни Вержбицкой, ни Тимофееву, ни Корзину ни прочим. Виноват Дементьев и его помощники, друзья и родственники. Им захотелось славы и почестей. Вот, получили.
Это все, братцы мои, от незнания местной жизни и отношений между людьми.
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло...
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
«Алексей!» – кричали земляки,
«Алексей!» – просили, – «Добеги!»
...Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
«Алексей, Алешенька, сынок»,
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала – вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
ПС. В моем мире как-то наткнулся на группу "Для самых умных". Там тусовались писатели и поэты. Вот уж где кладезь мудрости, ума и таланта. А сколько там сюжетов, мама дорогая! - тысячи!! И сюжеты такие, что кто угодно может сбрендить - начиная от того же патриотизма и кончая извращенной эротикой на почве патриотизма. Также там есть произведения на тему предательства Родины во имя Любви или семьи, и наоборот, предательство Любви и близких людей во имя Родины и ее руководителей. Один только перечень тем мог бы занять не менее пятисот листов. Но это же не значит, что каждому, кто написал шедевр, надо дарить старинные особняки. Иначе, с течением времени, они состарятся и превратятся в бездельников, якобы занимающихся общественной деятельностью. А точнее, в идеологических жупелов, с рекламно-предвыборной подоплекой.
ПС. В прошлом году на день Победы в дк "Химволокно" был концерт. Солистка одного из хоров вышла на сцену с полуобнаженной грудью. Она исполняла песню про двух сыновей - черном и рыжем, которые вернулись домой, а у остальных жителей деревни все погибли. Грудь у нее была такая, что зал ахнул - не меньше пуда каждая. Вот, а вы говорите, что не понимаете, как может сочетаться патриотизм и эротика. Дементьеву такую тему не поднять, не его амплуа, хотя тематика его стихотворения и стихотворения про двух сыновей очень близки.
Дремучие неучи стали элитой
Теперь не властители дум знамениты ,
А те, кто Россию сумел обокрасть.
Андрей Дементьев.
Хорошо сказано о ельцинопутском безвременье. Думаю, найдется много таких строчек, за которые можно поставить шестидесятникам памятник, и персонально, и как явлению.
С другой стороны, не могу избавиться от ощущения, что они сами в свое время приветствовали и приближали установление нового уклада жизни в России, о который их сегодня совершенно не радует. Сложно, противоречиво все, но памятника они достойны.
Тут комментаторы уже вспомнили Б.Полевого. В этой связке вспоминается и другой наш талантливый земляк, А. Пьянов, продолжатель редакторской школы Полевого- Дементьева( наверное, можно даже попробовать говорить о тверской редакторской школе), но которому, на мой взгляд, уделяется несколько меньше внимания, чем он того заслужил. Но это так, к слову.
Вот тут обсуждали, лишний или нелишний среди шестидесятников Высоцкий, хорошо или нет, что не нашлось места Бродскому. Но мне кажется, что это не столь принципиально, самое огорчительное , по-моему то, что на памятнике не нашлось места И.Рудене. Однако радует, что он сумел компенсировать этот просчет З.Церетели тем, что его изображение многократно запечатлено рядом с памятником. Думаю, можно будет добавить рядом чуть скульптурку И.Рудени , а весь ансамбль назвать "И.Руденя открывает памятник шестидесятникам". Возможно, таким образом удасться обогатить творческую идею З.Церетели. Шучу,конечно. Мне кажется , на этот раз Руденя на фотках вышел даже как-то получше обычного...
Ну затеяли родственники Дементьева и руденевские пиарщики базар-вокзал, и что хорошего? Теперь эта свистопляска в СМИ никогда не кончится.