Пастор Герман Иммекус: "Прежде всего, для меня они - люди. А тяжесть преступления, режим в колонии – для духовника неважны. Ведь Бог любит всех одинаково"
ТИА продолжает в рамках рубрики «Интервью» публиковать интересные истории интересных людей. Героем беседы на этот раз стал 90-летний пастор из Германии Герман Иммекус, который свою жизнь посвятил заключённым и бывшим осужденным из России. Более 20 лет он посещает с благотворительной помощью колонии Тверской области.
Записала Наталья Сердобинцева.
Перед встречей с пастором Германом Иммекусом я очень волновалась – человек весьма почтенного возраста – 90 лет, к тому же языковой барьер. Как беседа пойдёт? Да и не в этом главное! Главное, что для меня этот человек является воплощением…Слова все корявые выходят. Как же объяснить-то? Есть вот выражение, избитое, но вроде всем понятное – «искра божья». Вот в этом человеке есть этот самый дар – дар быть сильным и мужественным, дар терпеть и забывать о себе, дар чувствовать боль другого человека сильней своей собственной. Многие ли из нас способны всю свою жизнь положить на то, чтобы помогать тем, кого общество в силу разных причин изолировало от себя – наркоманам, ворам, убийцам? Да ещё и в другой стране!
И вот он вошёл в кабинет – идёт медленно, тихенькими шажочками, одет очень-очень скромно, слуховой аппарат, очки с толстыми линзами, руки с выпирающими костяшками артритных суставов, а лицо – светлое, лучистое. Именно так: Герман - Светлый Человек. Ну, конечно, я не имею в виду лукьяненских героев ночного дозора, потому как никаких сделок ни с совестью, ни с кем другим он не заключал. И с именем Бога на копья грудью в защиту догматов не бросался. Нет! Он не учит, не осуждает, не борется с мировым злом, но помогает, поддерживает, сострадает. И это ли не есть Добро в самом светлом и истинном понимании – в Милосердии и Благодати?!
Жизнь Германа Иммекуса была нелёгкой – на его долю выпало много испытаний. Он воевал во время II Мировой, был в американском плену во Франции до 1946 года. Тем более удивительно, что этот человек нашёл в себе силы и мудрость помогать людям. Именно людям. В своём рассказе он избегает слов «заключённые», прежде всего, они для него люди. А всё остальное – тяжесть преступления, режим в колонии – это не столь важно для духовника. В противном случае это всё будет только фарисейством. Ведь Бог любит всех одинаково, он не диктатор, он – Любовь.
- Я сам участник войны и был в плену. Мой брат Эрвин был в советском плену. Нам очень повезло. Мы вернулись домой живыми. Мой брат много мне рассказывал о доброте и величии русских людей. Его слова настолько потрясли меня! Я очень много думал тогда. И его слова упали на благодатную почву. Я понял, что я очень хочу увидеть Россию. Когда я стал пастором, а я пришёл далеко не сразу к этому пути, то сразу же при церкви открыл приют для тех, кто нуждается в крове и заботе – это бывшие заключённые, наркозависимые. Прошло восемь лет, я был совершенно истощён и морально, и физически. Но своей миссии я не оставил – стал тюремным священником, создал и возглавил сообщество, некий благотворительный приют для бывших заключённых. О своей работе и жизни духовника в колонии я написал книгу. И мой брат сказал, что я непременно должен опубликовать её в России.
И так случилось, что 50 лет назад Герман случайно встретил учителя немецкого языка, а ныне профессора тверского госуниверситета Василия Климова, который не только занимался переводом книги немецкого пастора «Бог в тюрьме. Молитвы за решёткой», но и стал его хорошим другом. И в России родным города для Германа Иммекуса стала Тверь.
- В Россию я стал приезжать с 1991 года, но с 1993 года начал посещать колонии. 90-е годы – это был очень тяжёлый период для страны. Первые годы я посещал колонию для заключённых, больных туберкулёзом. Ситуация была катастрофической. Люди были очень худыми, у них не было сил даже стоять, ноги и руки дрожали. Не было медикаментов, не было даже элементарных вещей – матрасов на койках, ничего не было. Еда была плохого качества и её не хватало. Только в одной этой колонии в год умирало по 40-50 человек. Начало работы было очень тяжёлым для меня. Первая помощь заключалась в поставке необходимых лекарств, продовольствия, матрасов, которые закупались в женской колонии. Мы в общей сложности приобрели тогда тысячи матрасов.
С тех пор священник Герман Иммекус оказывает финансовую и гуманитарную помощь осуждённым и бывшим заключённым, посещает колонии в Тверской области. За всё это время он привёз в общей сложности около 800 000 евро. На эти деньги покупают медицинское оборудование, продукты, спортинвентарь, книги, музыкальные инструменты, а также вкладывают в развитие подсобных хозяйств: строительство и ремонт помещений для скота, приобретение сельхозтехники, животных, птиц. В 90-е годы пастор также оказывал поддержку семьям сотрудников УФСИН и детским социальным учреждениям.
- Что такое набожность? Она ничего не значит без внимания к людям, которые находятся в нужде, без заботы, без конкретных дел. Заключённые нуждаются не только в человеческих условиях содержания. Они нуждаются в поддержке духовной. Во время моих встреч я рассказывают им то, что я пережил сам и что я понимаю сам, к чему я пришёл в своей вере. Это моя миссия, моя работа – это божеское послание мне. Да, это неимоверно тяжело. Но ведь я не только даю, я и беру. Что? Когда я вижу их благодарность, их доверие, слезы и раскаяние, это даёт мне силы вновь и вновь. И, конечно, я черпаю силы в своей вере. Моя вера неотделима от моей жизни. Да, невозможно помочь всем, кто нуждается. Но и не на каждую нужду надо реагировать словами. Иногда достаточно только обнять человека. Например, мы помещали в изоляторе несовершеннолетних подследственных. Это подростки 14-16 лет. Вы знаете, многие плакали. А один мальчик подбежал и обнял меня.
В Тверь Герман приезжает уже 47 раз. Ему очень нравится наш город, каким он стал спустя десятилетия. Стало много машин, город стал современнее, благоустроенней, ухоженней, как европейский. Он любит гулять с друзьями но набережной Волги, в горсаду, по пешеходной Трёхсвятской улице. В такие моменты священник всегда вспоминает, что он видел в своей жизни, что пережил. Но прежде всего, Тверь для него – это замечательные люди.
- У меня дома огромные стопки писем от моих русских друзей, я бережно храню их. Я не могу отвечать на все письма, я говорю им это сразу. Но я их все обязательно прочитываю и на некоторые отвечаю. Люди пишут о своей нужде, о своём прошлом, благодарят за помощь, пишут о своей новой жизни, о своём счастье. Для меня это крайне важно. Ведь для заключённых это тоже опыт. Представьте, какой-то иностранец приезжает к ним и ими интересуется. Они знают и верят, что я делаю всё, чтобы их жизнь стала осмысленной.
Герман Иммекус уже давно на пенсии. Его благотворительное сообщество «Дом Энде – Зибург» было создано в 1979 году в городе Гердеке для социальной реабилитации бывших заключённых. И до сих пор он является бессменным и незаменимым первым председателем. В списке его друзей-благотворителей около 400 имён. Они жертвуют деньги, в том числе на нужды русских заключённых. И за каждую потраченную копеечку пастор даёт полный отчёт своим благотворителям. И надо сказать честно, что люди дают деньги именно Герману, зная его бескорыстность и добропорядочность. Поэтому найти преемника практически невозможно. А ведь Герман Иммекус – единственный человек в Германии, кто занимается нашими заключёнными.
- Моё здоровье не в моей власти. Но каждый раз уезжая из Твери, из России, я надеюсь сюда вернуться. У меня сейчас в России много друзей. Очень много за эти годы. Это не только бывшие и нынешние заключённые, но и сотрудники, персонал колоний и тюрем. Все эти люди всегда искренне рады моему приезду, очень доброжелательны. Я очень счастлив. Поэтому пока есть силы, я будут приезжать в Тверь, в Россию. Потому что Россия для меня – особая страна. Она стала моей жизнью. Здесь мои друзья, моя работа. Я очень люблю вашу страну.