Откровения 48-летнего безработного об особенностях трудоустройства в Твери, менталитете тверских чиновников, а также о проектах, которые никому оказались не нужны
ТИА продолжает в рамках рубрики «Интервью» публиковать анонимные истории жителей Твери и области. На этот раз героем откровенной беседы стал 48-летний Виталий, который имея образование, опыт и высокую квалификацию, здоровье и силы не может вот уже 6 лет найти достойную работу. Кто в этом виноват? И есть ли выход из тверских реалий?
Мы постарались максимально сохранить стиль речи рассказчика. Записала Наталья Сердобинцева, проиллюстрировал Владимир Орехов.
- Вот на днях звонил в ДСК, им требовался начальник отдела продаж. Трубку взяла молодая девушка, и сразу же, не спрашивая ни про опыт работы, ни про компетентность, в лоб задаёт вопрос – сколько вам лет? Я ей отвечаю – 48. А она мне – ой, а у нашего руководства требование – не старше 35. Я её спрашиваю – а что вам важнее – возраст или всё-таки результат работы – объёмы продаж? Чем вообще это обосновано? – Ой, я не знаю, мне так велено говорить.
Бывший якутский речник налаживает производство ржевского кирпича
Я родом из Якутска, практически там прожил всю жизнь. По образованию я речник. Но в 90-е, когда флот стал никому не нужен, мы с товарищем организовали свой бизнес, стали возить мебель, технику из Германии, Израиля, Испании, такой даже в Москве тогда ещё не было.
Из Якутска уехал по семейным обстоятельствам – мать надо было серьёзно лечить, специалисты нужны были хорошие, да и морозы надоели. 17 лет назад переехал во Ржев, сначала устроился работать на хлебопекарный завод, потом - на Ржевский кирпичный завод, занимался сбытом, обеспечением. По сути, предприятие с колен подняли, мы пол-Москвы кирпичом обеспечивали, у нас заказы были на очень серьёзные суммы. Мы даже свою ветку железнодорожную обслуживали, гнали кирпич в Питер. И видать, перестарался. Поскольку заводом заинтересовался один московский банк и купил его. Но им только наши активы были нужны, а на само производство наплевать, на людей наплевать, половину сократили сразу же. Я с ними пободался сначала – ну как так? Такое налаженное производство развалить? Там люди семьями работали, ни с чем остались. Ну, а потом, когда увидел, что бесполезно это всё, уволился, переехал в Тверь, чтобы к детям ближе быть.
Тверь надежд не оправдала
На Тверь, если честно, большие надежды возлагал – всё-таки столица региона, возможностей больше. Но это, как оказалось, я себе нафантазировал. В Твери ситуация похлеще, чем во Ржеве – в плане чиновников, бюрократии, в плане ведения бизнеса и дел, когда люди не выполняют своих обещаний и обязательств, нарушают все договорённости.
В Тверь я переехал в 2010 году. Это не значит, что я всё это время не работал или без дела сидел. Я много предприятий обошёл. Где-то работал по несколько месяцев. Но сам увольнялся, поскольку видел, что люди не понимают, что и зачем они делают, то есть когда я понимал, что нет перспективы, дальнейшего развития, да попросту скоро эти конторы и конторки закроются. И все разговоры с руководством, мои доводы просто как в песок…Вы знаете, это тверской колорит, с таким я больше нигде не сталкивался. Никому ничего не нужно, никто не хочет ни за что отвечать. Страшный менталитет. А ещё хамство! Потрясающее хамство! Или, к примеру, в Питере попасть на приём к председателю комитета по спорту правительства Санкт-Петербурга элементарно – я позвонил в приёмную, через 15 минут уже разговаривал с человеком. В Твери это в принципе невозможно, с этими месячными записями и очередями. А главное, когда звонишь в приёмную и хочешь записаться на встречу, секретарша спрашивает: «А вы кто? Директор предприятия?». Я им всем отвечаю – нет, просто неравнодушный житель. На этом всё и заканчивается. Нет для таких, как я, приёмов.
Работы нет для тех, кому за 40
Обращался в Центр занятости. Но на учёт меня поставить не могут, поскольку у меня Ржевская прописка. И работу мне найти подходящую тоже не могут. Не было ни одного предложения! Ни одного! Предлагали курсы какие-то закончить. Я сразу же эту бредовую идею отвергал. Меня не надо ни на кого переучивать. Мой опыт и моя профессия востребованы. Проблема любого предприятия сейчас – это наладить сбыт. Ну, смешно, ей богу. На кого мне переучиваться? На слесаря или бухгалтера, чтобы потом опять работу искать пришлось за копейки? Однако мне открытым текстом сразу сказали – езжай в Москву, в Твери тебе ловить нечего. Но почему я должен ехать в Москву? У меня семья здесь, я в Твери работать хочу. Здесь достаточно много предприятий. Но я не могу пробить этот барьер из девочек, которые сидят, смотрят моё резюме и задают глупые вопросы. Я реально столкнулся в Твери с проблемой, когда люди не заинтересованы в квалифицированных кадрах. И мне совершенно не понятен этот возрастной ценз, это какая-то дискриминация по возрасту, совершенно для меня дикая. Кто молодёжь-то учить будет? Я столько объявлений перелопатил о работе и вакансиях. Но как только звонишь, первый вопрос – сколько вам лет. Сейчас речи не идёт даже о 40-летних. Порог – 35 лет.
Либо ещё одна проблема, тоже, кстати, актуальна для Твери из-за своих масштабов. Невозможно попасть на хорошее место или получить должность, как говорится, «с улицы», будь ты даже семь пядей во лбу. Там уже везде свои люди – сват, брат…И неважно, что он как специалист абсолютно ничего из себя не представляет, ничего не знает и не умеет.
У меня два друга приехали из Якутска, там жильё продали, с немалыми деньгами приехали. Хотели в Твери осесть, построиться, бизнес открыть. Но через два месяца мытарств рукой махнули: ты куда нас позвал, говорят!!! Уехали - один в Питер, другой в Москву.
Неэффективная энергоэффективность
Вы знаете, я могу всё – искал работу не только по сбыту или продажам. Когда в Тверь приехал, то с сыном даже собственное предприятие открыли по производству, поставке и монтажу светодиодного освещения. Тогда в Твери ещё такого не было. Мы разработали свои фонари, свои диоды, ездили всё это закупали в Москву. Мы опробовали проект в нашем садовом товариществе, заменили лампочки 220 Ватт на лампочки 3 Ватт. Дальше стали устанавливать светильники в сельских поселениях, экономия получалась колоссальная. Весь месяц деревня освещалась за 600 рублей. А тут как раз закон об энергоэффективности приняли. Думали, что главы поселений заинтересуются, будут деньги выделены под проекты. Но оказалось, что это тоже никому не надо и не интересно. Откровенно говорили, что пока по башке сверху не настучат, они ничего делать не будут. Единственный кто меня поддержал, это Румянцев, Бурашевское сельское поселение. А больше никому не было интересно – ни УК, ни ТСЖ, ни администрациям.
Но ИП моё боком вышло – мы его закрыли более трёх лет назад, но до сих пор я кредит выплачиваю, который мне тверской Фонд содействия малому и среднему предпринимательству выдал. Я только потом узнал, что у нас и гранты выделяют, и субсидии для предпринимателей есть. Только тогда мне этого никто не сообщил, вот сейчас на мне долги и болтаются. А отдавать их нечем. Суды начались.
Даёшь тверским аграриям по трактору
Полгода я проработал на тверском предприятии, которое занимается ремонтом и продажей тракторов. Но фирма сидит без денег, потому что нашим аграриям тракторы не по карману, даже восстановить технику нет возможности. Я лично обзванивал все районы, разговаривал с властью на местах. Так вот, из 36 только 5-6 смогли дать какие-то перспективы на заказы. У остальных нет возможностей, нет денег. Я ездил по фермерским хозяйствам, разговаривал с аграриями, люди у нас, кстати, нормальные, хотят работать. Вот, например, какой нашли выход для совхоза в Лихославльском районе. У них есть овёс, мы нашли рынок сбыта – в Питер. Они нам деньги на тракторы. Вот так-то! Одни не знают, куда овёс девать, другие – кому трактор продать. А выход найти можно!
Кому это нужно? А никому не нужно! Кому это надо? А никому не надо!
Я ещё в 2009 году обратился к одному из тверских депутатов ГосДумы и направлял свой проект по организации во Ржеве на базе птицефабрики производства консервов и жестяных банок под них. Меня перенаправили в Департамент по социально-экономическому развитию села, который предложил мне подготовить…бизнес-план. Ни больше ни меньше! А вы-то тогда на что? А потом отписки прислали, мол «полностью разделяем ваше обеспокоенность по поводу сокращения рабочих место в г.Ржеве…ваше предложение очень актуально…ваше предложение заслуживает внимания… целесообразно ознакомиться с данными..». И всё! Семь лет уже знакомятся.
Сейчас так много на всех уровнях власти говорят про импортозамещение, развитие аграрного комплекса. Только дальше слов дело не идёт. Вот что может быть проще? К примеру, я живу в садовом товариществе, последнее время видно, как народ к земле тянется – дома покупает, огороды, хозяйство, куры-гуси. Оно и понятно! Но ведь комбикорма очень дорогие. На нашем мелькомбинате от 13 р. за килограмм. Поросёнок золотой получится. Следовательно, надо наладить производство относительно дешёвых кормов. Народ с руками отрывать будет. Сейчас есть столько разного миниоборудования по переработке зерна. Не надо открывать каких-то масштабных производств. Небольшие цеха. Зерно из Воронежской области возить. Ну, реально комбикорм дешевле выйдет.
А выход есть
Хотелось бы достучаться всё-таки до власти, составить диалог, надо ведь решать эту проблему. Таких, как я, в Твери очень много. И будет ещё больше, если пенсионный возраст отодвинут. Хотелось бы обратить внимание и работодателей, и чиновничьего аппарата на то, что предприятиям Твери нужны опытные, профессиональные кадры, тогда и много кризисных вопросов снимется. Я понимаю, что диктовать условия приёмки на работу хозяину никто не будет. Значит, надо решать этот вопрос на другом уровне, законодательном, если хотите. Значит, надо вводить какие-то преференции работодателям, если они берут на работу специалистов от 40 лет и старше.
Я хочу, чтобы люди моего возраста и с такими же проблемами начали высказываться, действовать, а не просто на кухне беседовали. Надо объединяться, свои права отстаивать. И самое обидно, что есть ведь идеи, рациональные проекты по развитию производства, сельского хозяйства. Только на деле получается, что никому из чиновников это не нужно. Не нужны мы оказались нашему государству!
Герой нашего интервью просит читателей, которые имеют какие-либо идеи и предложения, как найти выход из ситуации, написать в комментариях.