https://tvernews.ru/news/210310

Рюкзак школьников 12-й гимназии стал легче: математику, географию и английский ребята изучают на планшетах. В чём плюсы и минусы нового проекта?

TIA, 07 Апреля 2016, 11:10
, 45
<strong>Автор: ТИА</strong><p></p>

Портфели шестиклассников тверской 12-й гимназии стали легче на целых 3 учебника – с февраля 2016 года гимназия стала пилотной площадкой для реализации проекта по замене традиционной учебной литературы электронным планшетом.

Эксперимент проводится в 6 «А» классе и продлится до мая. Математику, географию и английский язык школьники теперь изучают не по страницам книг, а на компьютерных девайсах. 28 планшетов вместе с электронными версиями привычных бумажных учебников гимназисты получили бесплатно во временное пользование.

Загруженный в гаджет учебник представлен сразу в двух версиях: электронной и печатной – абсолютно идентичной бумажному носителю.

Вкладка «электронный учебник» содержит ключевые положения параграфа, а «печатный учебник» - теорию и практические занятия.

Электронный учебник - это целый мультимедийный комплекс, содержащий тесты и тренажеры для контроля знаний, иллюстрации, которые можно разглядеть в мельчайших подробностях, графический материал и даже учебные аудиоматериалы.

Дети грызут гранит науки с помощью гаджетов не только в стенах гимназии, но и выполняют по ним задания дома, правда, в привычных тетрадях. Обязательное условие – планшет должен быть либо в чехле, либо в коробке.

Как рассказала классный руководитель и учитель математики Татьяна Ликандрова, двухмесячный опыт использования показал, что при всех неоспоримых достоинствах в электронных книгах есть и недостатки:

- Из плюсов главное – это легкость и мобильность. Портфель гимназиста стал намного легче, а заниматься ребёнок может там, где ему удобно: в машине, в общественном транспорте, на отдыхе. Работа с учебниками не требует выхода в Интернет – нужные книги уже загружены в планшет.

Однако несмотря на явные преимущества, есть и минусы: фактически эти учебники ещё сырые и требуют доработки. При больших возможностях в электронном устройстве слишком мало интерактивного материала. К примеру, словарь дает несколько терминов, а проиллюстрирован только один. "Голый" текст вряд ли заинтересует ребенка. Другое дело, если есть иллюстрации, видеофайлы или ссылки на них. Кроме того, не все учебники включают тесты для проверки знаний, а в английском только один вариант.

Несмотря на то, что книга не занимает много места на планшете, она периодически выдаёт ошибку и "вылетает".

У родителей и преподавателей вызывает опасение тот факт, что ребенок может использовать планшет как игровое устройство. И если в школе установлен фильтр сайтов, то, как решать эту проблему дома или в местах, где есть открытый доступ в Интернет, неизвестно.

- Нельзя совсем уходить на электронные ученики, - уверена Татьяна Ликандрова. – Дети должны развиваться, уметь добывать информацию, думать, включать воображение. Все должно быть в меру. Электронные учебники – это здорово, но старую добрую книгу забывать нельзя. К слову, об этом говорят и сами разработчики

Ученикам новинка явно нравится, но от старых добрых печатных учебников они отказываться пока не собираются.

Как говорит Дарья, дома она пользуется и планшетом, и бумажным учебником:

- В книге я открываю теорию, а в планшете-практические задания. Очень удобно, что страницы учебников точно совпадают. Но я очень люблю читать, и считаю, что от книг отказываться нельзя - ничто не сравнится с ощущением, когда ты открываешь книгу и листаешь бумажные страницы. Кроме того, планшеты "глючат": страницы долго загружаются, либо "вылетают" - часто не успеваешь за классом и тратишь на эти ошибки время. И еще важно не забыть поставить планшет зарядиться ночью, иначе в школу приходится нести зарядное устройство. Я иногда забываю, - признается шестиклассница.

Для Владимира переход на планшеты стал приятной новостью – он давно пользуется гаджетами и с удовольствием поменял книгу на компьютерный девайс. Но и печатными учебниками дома пользуется тоже – так привычнее и удобнее.

Ученики успели найти ещё один существенный минус – планшет хрупкий. Кроме того, глаза за чтением электронных учебников устают быстрее, несмотря на то, что разработчики утверждают, что электронное устройство абсолютно безопасно для детских глаз.

Эксперимент в 12-й гимназии закончится в конце учебного года. На итоговом собрании преподаватели и гимназисты расскажут о своих впечатлениях от использования планшетов. Будут ли использовать электронные учебники в гимназии на постоянной основе – открытый вопрос. Покупка планшетов, вероятнее всего, ляжет на плечи родителей, а для хорошей и быстрой работы необходимы устройства, соответствующие современным техническим требованиям, – не самый бюджетный вариант. 

Комментарии (45)


  • 11:18 07 Апреля 2016
    18 1
    Мы учились по обычным учебникам, плюс носили с собой толстые книги, которые проходили по литературе. Не помню, чтобы наши рюкзаки были настолько тяжелыми, чтобы поднять их было проблемой для шестиклассника. Некоторые даже драться своими рюкзаками умудрялись:) У современных детей и так кругом одна электроника - планшеты, айфоны, приставки, ноутбуки. Не вижу ничего плохого в обычных бумажных учебниках - они и для зрения полезнее, и не "виснут", и не отвлекают лишний раз от учебы кнопочками, разными функциями и разряженными батарейками.

    • 11:33 07 Апреля 2016
      11 3
      Началось нытье.
      А еще раньше люди жили в пещерах, жрали сырых мамонтов, пользовались мхом для интимной гигиены (привет Кроту!), орудовали каменными топорами. И ничего справлялись как-то. Даже без ранцев и учебников. И уж тем более без планшетов и айфонов.
      Не хотите к истокам вернуться?

      • 11:49 07 Апреля 2016
        11 1
        Тут вопрос в другом. Когда раньше мы учились, хоть и много носили, но это было не столько, сколько теперь бедные дети вынуждены носить. У первоклассника портфель размером больше чем сам первоклассник, и весит больше его :(
        Просто большинство учебников надо в школе выдавать на занятиях, а не по домам таскать. А потом врачи мучаются со сколиозами и т.п.

      • 09:40 07 Апреля 2016
        3 1
        Мох сфагнум есть самый полезный в "эти дни." Надо быть ближе к природе-матушке.

    • 11:42 07 Апреля 2016
      7 0
      И многие учебники были на два, а то три года. И в школу пешком ходили и сами свои портфели носили...

    • 14:26 07 Апреля 2016
      2 0
      учебники и раньше были тяжелыми, у нас с соседом по парте на двоих был один учебник, кто и какой принесет договаривались заранее.

  • .
    11:23 07 Апреля 2016
    8 0
    бедное зрение!

  • 11:27 07 Апреля 2016
    2 0
    А как там с учебниками? Родители покупают или как у нас было, в школе давали?

  • 11:46 07 Апреля 2016
    11 0
    Кто-то откат получит хороший за планшеты...Вот и вся забота о весе портфеля...

  • 11:46 07 Апреля 2016
    4 1
    В гимназии №10 уже пару-тройку лет дети носят планшеты вместо учебников. Конечно не все поголовно, а только те, у кого они есть. И кто "заморочился" найти и скачать учебники в интернете. Могу сказать, что это гораздо удобнее.

  • 11:50 07 Апреля 2016
    9 0
    "бесплатно во временное пользование"... это конечно хорошо. но что будет если ученик разобьет планшет или у него отнимут?

    • 12:05 07 Апреля 2016
      3 0
      На этом время пользования истечет. Очевидно же!

  • 09:39 07 Апреля 2016
    6 5
    Вот и вырастают полуслепые дохляки. Подъём и транспортировка тяжестей на небольшие расстояния полезна для растущего организма. Бумажная книга даёт ощущение уверенности в своих знаниях, а ранее использование различных гаджетов неизбежно приводит к последующему проникновению на порносайты.

  • 12:50 07 Апреля 2016
    1 0
    Добыча для гопников!

  • 13:06 07 Апреля 2016
    6 0
    В чем плюсы и минусы?
    Ранец стал легче - это плюс, а то, что знать ничего не будут - это минус.

    • 13:13 07 Апреля 2016
      4 0
      Кто знать ничего не хочет - тому и учебник не помеха. Они их в качестве холстов для наскальной живописи обычно используют.

      • 13:17 07 Апреля 2016
        4 0
        Согласен, но через учебник "сложнее" в сеть зайти - в монополию поиграть на уроке.

  • 13:53 07 Апреля 2016
    3 0
    Размер шрифта учебника должен соответствовать ГОСТУ ( или как там это сейчас называется)

    На планшете он явно не соответствует.

    • 14:13 07 Апреля 2016
      0 0
      И что ви-таки говорите! Диагноз по замыленным фоткам научились ставить?
      А так, держите, для общего развития ГОСТы по UI - http://standard.gost.ru/wps/portal/ui, http://www.osp.ru/os/2002/04/181312/. Ну и далее по списку в Гугле.

      Есть, кстати, и ISO по этим же вопросам. Может и по юзабилити там чего прочитаете. А то словцо где-то узрели, а что оно значит прочитать, похоже, ниасилили.

      • 15:15 07 Апреля 2016
        3 0
        Засуньте свои бестолковые ссылки в то место, где у вас мозг.
        Лучше почитайте Санитарные правила по оформлению школьных учебников. Там определен размер шрифта. Теперь сравните размер страницы учебника и размер страницы на планшете. И вы хотите сказать, что на планшете шрифт имеет размер такой же как в учебнике?

        • 15:39 07 Апреля 2016
          2 2
          Сами-то читали? Со 2-го класса основной текст - 14, 12, 10 пунктов.
          А 12 пунктов, напечатанных на бумаге, один-в-один по размеру с 12 пунктами, напечатанными на экране чего бы то ни было. Естественно, при масштабе в 100%.
          При этом на экране всегда можно подкрутить яркость, цветность и контрастность под личные предпочтения. Масштаб тоже. А бумажкой с мелким плохо отпечатанным шрифтом и при плохом освещении можно, разве что, подтереться.
          А в ГОСТах, которые вы, судя по вашей категоричности, не удосужились проглядеть даже по заголовкам, весьма четко прописаны требования и к шрифтам, и к контрастности, и к расположению элементов (привет юзабилити). Другой вопрос, придерживаются разработчики этих требований или нет.

          До чего люблю категоричных людей, разбирающихся в теме как свинья в апельсинах, но поучающих с гонором профессора.

          • 15:59 07 Апреля 2016
            2 0
            Где вы на фото видите "масштаб в 100%."

            Не поленитесь, посмотрите Санитарные правила по оформлению школьных учебников.

            • 16:14 07 Апреля 2016
              0 0
              На фото я вижу только абстрактную мазню. На обоих.

              Ну поделитесь уже сакральным знанием! Что там с этими нормами не так? Не соблюдены требования к переплету? К плотности и белизне бумаги? Я теряюсь в догадках.

              • 16:52 07 Апреля 2016
                2 0
                Для тупеньких или включивших режим "дурачёк" еще раз обясняю:
                Смотрите на фото
                На фото явно видно, что размер страницы на экране не соответствует размеру страницы печатного учебника.
                Те размер букв на экране однозначно меньше требуемых и не соответствует санитарным нормам.

                • 17:23 07 Апреля 2016
                  1 0
                  Ну да, нетупеньким же невдомек, что можно поставить 2 пальчика на экран и развести их в разные стороны. Тем самым добившись, что картинка на экране в точности совпадет с размерами таковой в книжке. А если развести пальчики пошире, то можно картинку на экране сделать в 2, нет, даже в 3 раза (невозможно!!!) крупнее, чем в учебнике.
                  Но ведь это же слишком просто для нетупеньких? Гораздо интереснее надувать щеки и пафосно мямлить про ГОСТы, СанПины, юзабилити и другие страшные слова.

                  • 17:29 07 Апреля 2016
                    2 1
                    Вы видите в каком режиме используется? так что не нужно фантазировать и рассказывать про два пальца.

                    • 09:25 08 Апреля 2016
                      1 0
                      Микроскоп тоже можно использовать в режиме молотка. Правда в этом случае не с микроскопом проблема, а кое с чем другим.
                      Жаль, нету фотографии, где учебник бы стоял вверх ногами. Вот где простор для вашей фантазии о несоблюдении СанПинов.

                      И, напоследок, любитель выдирать фразы и фото из контекста, прокомментируй вот это. Что здесь со шрифтами не так? Или с режимом.Там точно шрифт не меньше 14-го печатного. А то и 16-го.

                      • 10:50 08 Апреля 2016
                        0 0
                        Paul , по-моему, развел демагогию нa ровном месте. Конечно, хорошо, что он откуда-то знает про то, что текст на экране планшета можно увеличивать. Но плохо то, что походу не понимает, что достаточно часто бывает нужен, и особенно в учебниках, обзор страницы в целом, при котором размер шрифта будет, естественно, меньше того, который считается оптимальным. В результате по-любому " набежит" достаточно времени, когда ребенок будет портить глаза. И потом - есть возможность увеличить- не означает, что ребенок всякий раз будет это делать.
                        Я вообще не понимаю, зачем нужны эти эксперименты.Не надо ничего никому навязывать и противопоставлять. Пусть дети используют то, что им удобно, или и то и то одновременно.

  • 14:01 07 Апреля 2016
    5 0
    Сидоров! Где твое домашнее задание?
    Марья Петровна, но я правда сделал...
    Показывай, у меня планшет сел, а зарядить забыл...
    А голову ты зарядить не забыл?
    Нет я с утра энергетик выпил.
    Лааадно, во тебе зарядка...
    Ууупс, я нечайно удалил.
    Сидоров не ври мне.
    Марья Петровна но я правда сделал...
    У меня просто планшет арабский и да и нет местами поменяты, а цвета стандартные... Я к папиному привык у него айпад.

  • 14:27 07 Апреля 2016
    5 2
    Наши нововведения еще потрясут мир- у нас много всяких задумок. Забавных и весёлых. Только держись!

    • 14:38 07 Апреля 2016
      11 0
      Колготки и плетка в царской резиденции?

  • 14:48 07 Апреля 2016
    3 0
    Сестра, закончившая наш ТГУ на физика, не знает, что такое вольтметр. В банке и у одного из нотариусов видел листки а4, исписанные ФИО и подписями разных людей: народ таким образом вспоминает как писать ручкой, чтобы не переделывать по 10 раз документы. Пора устраивать революцию!!!

    • 15:00 07 Апреля 2016
      1 2
      Давно пора! Выдать всем электронную подпись и не заниматься больше никогда бумагомарательством.
      А на сестру уж сами воздействуйте. Тут не поможет даже собственноручное написание ФИО и подписи на А4.

      • 15:28 07 Апреля 2016
        4 0
        На сестру воздействовать нельзя. Поздно, да и муж у нее - КМС по шахматам. Может и по голове коробочкой с клеточками стукнуть.

    • 15:11 07 Апреля 2016
      3 0
      Я таких, как ваша сестра, ещё 20 лет назад на физтехе встречал. Если бы их не было, кто бы шел учить детей в школы?

      • 15:14 07 Апреля 2016
        1 0
        Вероятно такие как ваш папа.

        • 15:26 07 Апреля 2016
          3 0
          И тогда Россия постепенно, воспитывая из школьников порядочных граждан, превратилась бы из "великой державы" в комфортную для жизни страну?
          Возможно, что-то в этом есть...

          • 15:29 07 Апреля 2016
            1 0
            Оттож.

  • 16:01 07 Апреля 2016
    0 0
    полиграфию все развалили, комбинаты закрываются а реформу надо делать как медведев велел. народ который учился и попал под волну установок интерактивных доск жалуется что на гала идет нормальный напряг. понты да и только. и гемор. грохнет планшет и новый покупай иди

  • 11:05 08 Апреля 2016
    1 0
    Дети они ж все разные, у каждого свои психофизиологические особенности. Поэтому, наверное, однозначного ответа, что лучше , электронные учебники или классические бумажные, дать невозможно. Кому как.Да даже одному и тому же человеку когда как удобнее, в зависимости от ситуации.
    Хорошо, что у нынешних школьников, а особенно студентов, теперь возможность выбора литературы и вариантов чтения намного больше, чем было у нас.

    С другой стороны, насколько электроника способствует развитию личности- спорный вопрос.
    Вот в наше время, когда еще не было компьютеров и планшетов, у школьников появились первые электронные микрокалькуляторы. Мы же вычисляли на логарифмической линейки и с помощью таблиц Брадиса.
    И что ? Школьники, которые изначпльно учились с калькуляторами умнее, что ли ? Это мы думали, чтш вот теперь они все хорошо будут уметь считать. А вышло что ? Да похоже они считают намного хуже нас, таблицу умножения не помнят, не то, чтобы в уме номера машин встречных перемножать. Конечно, электроника большой прогресс, но вот насколько она способствует развитию личности ребенка, по-моему, вопрос не очень ясный.

    • 11:50 08 Апреля 2016
      1 0
      "Вот в наше время..." Передавайте привет Матрене Иванне и Глафире Васильне. Они вас на лавочке у подъезда заждались. Там такое солнышко. Семечки не забудьте.
      Прошло уже ваше время. И никогда не вернется. Смиритесь.

      Вот с чем полностью согласен, так это с "Дети они ж все разные, у каждого свои психофизиологические особенности." Поэтому с хрена ли в школах уравниловка? Учебная программа одинаковая, форма обязательна, мебель стандартная. Нужен индивидуальный подход к каждому ученику. Индивидуальная обучающая программа, индивидуальные условия, индивидуальный педагог. Вот тогда это будет качественное образование.

      • 16:06 08 Апреля 2016
        2 0
        Это что же, по вашему, получается: ученик и думать будет индивидуально, а не как партия прикажет? Нет, такое образование нам не нужно!

    • NPC
      01:29 09 Апреля 2016
      1 0
      Насчет особенностей восприятия информации согласен, но насколько правильно и важно дать все то что им удобнее. Кому то бумажный носитель, другому наоборот хороший электронный учебник.
      На самом деле нам уже давно всеми силами надо переходить от выпуска только бумажных носителей к разработке идентичных бумажных и цифровых учебников. Это будущее и жаль что оно так долго идет.

  • 12:05 11 Апреля 2016
    1 0
    Скоро заниматься сэксом будем через гаджеты.

    • 19:22 11 Апреля 2016
      1 0
      А что: удобно, безопасно и гигиенично. Хорошая идея.