29 Марта 23, 13:47
Новости, Общество
04 Апреля 2016, 11:04

Воспитатель в детском саду: "Современные трёхлетние "дети кнопочек" переросли сказки про Колобка и Теремок"

Иллюстрация: Владимир Орехов
Иллюстрация: Владимир Орехов

Ни для кого не секрет, что во время интервью людям не всегда бывает комфортно, и не всегда они бывают на 100 % откровенными. Поэтому в рамках рубрики «Интервью» мы теперь будем публиковать также анонимные истории жителей Тверской области. Героем нашего первого анонимного интервью был студент из Иордании.

Нашей новой собеседницей стала воспитательница детского сада. Корреспонденту ТИА она рассказала о современных детях и родителях, поборах в дошкольных учреждениях и том, как приходится бороться с детским матом и отвечать на каверзные вопросы.

Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашей рассказчицы. Записала Софья Вискова, проиллюстрировал Владимир Орехов.

О работе

Я пришла в детский сад в 1998 году со своим ребёнком. Дочке было три года, а мне хотелось быть рядом с ней. Были вакансии, и я устроилась на работу. Вообще-то я закончила географический факультет ТвГУ и год проработала по специальности, а дополнительное образование получила уже во время работы в детском саду. Это распространённая проблема для дошкольных учреждений: хотя сейчас есть требование педагогического образования при приёме на работу, фактически приходят люди без профильного образования. Однако наш институт усовершенствования учителей ежегодно проводит курсы повышения квалификации – бесплатные и платные. Конечно, можно и на практике вникнуть, но мне кажется, что дети стоят того, чтобы получить специальное образование.

Я в принципе люблю детей, и это, конечно, сыграло свою роль. К примеру, моя знакомая спрашивает: "Как ты там работаешь? Я бы их всех перебила". У неё самой есть внуки, но за два-три часа она от них так устаёт, что уже хочет вернуть родителям. Я к детям всегда хорошо относилась, поэтому и осталась работать. Даже когда у воспитателей были очень маленькие зарплаты, и я искала подработку, основной моей работой оставались дети. Как минимум до пенсии я собираюсь продолжать работать воспитателем. Есть желание открыть свою группу, но времена сложные сейчас, это непросто.

Несколько лет назад я подрабатывала гувернанткой, с той семьёй мы до сих пор общаемся. Приятно, когда дети, с которыми я работала, которых воспитывала, с улыбкой бросаются мне навстречу, увидев меня на улице.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О частных и муниципальных детских садах

Я работала и в частных, и в государственных садах. В конце 1990-х сады были только муниципальными, но в последние пять лет предприниматели арендуют группы в садах и принимают туда детей на платной основе. Туда берут совсем малышей, которые сейчас нуждаются в местах, либо детей, которых нужно готовить к школе. В частных садиках родители платят около 15 тыс. рублей в месяц. Работодатель в частном саду говорила буквально следующее: «Вы должны облизывать родителей». Но мне разницы нет – воспитывать «бесплатных» или «платных» детей.

В частных группах, конечно, удобнее работать: детей всего 15, места всем хватает, дети не толкаются и не кричат. Родители у этих детей более обеспечены, могут позволить себе платить деньги за воспитание ребёнка, больше занимаются им, и я замечаю, что дети в частных садах более спокойные, более воспитанные.  Уровень заработной платы в частных группах, конечно, почти вдвое выше, чем в государственных. Я могла получать «чистыми» по 28-30 тыс. рублей в месяц, а сейчас моя зарплата составляет около 15-17 тыс. рублей, включая надбавку за высшую квалификацию и стимулирующую надбавку, причём нагрузка в муниципальном садике гораздо больше.

О коррупции

У нас много говорят о борьбе с коррупцией, но этот момент в детских садах, к сожалению, присутствует. Да, существуют электронные очереди, но некоторые заведующие набирают детей дополнительно в середине года, а деньги от родителей кладут в свой карман. О каких суммах идёт речь, я не знаю. Количество детей в группе регулируется СанПиН, но, если руководитель хочет набить карман, то не будет обращать внимание на нормативы, на то, тяжело ли воспитателю: у нас есть группы и по 27-30 человек, хотя должно быть 15-20. В руководстве детских учреждений, к сожалению, есть случайные люди, которые просто занимают кресла. Я сталкивалась с заведующими, которые раньше не работали в детских садах и не имели представления о педагогике. Они не следили за ходом обучения детей в садике, не были способны подменить воспитателя.

С проблемой взяток я сталкивалась не раз. Дело в таких случаях, как правило, только в руководителе. Не хочется тратить нервы на руководство, хотя я стараюсь бороться по мере сил с противоправными действиями – пару раз такое было. В одном из садиков, где я работала, родители при устройстве ребёнка сдавали деньги на нужды сада, причём большинство из них не интересовала отчётность, а заведующая была не очень заинтересована в обустройстве учреждения, закупке чистящих средств, канцтоваров, игрушек и демонстрационных материалов. Она говорила, что ответственный департамент не выделяет денег на эти нужды, хотя мне кажется, что финансирование должно быть. Поэтому, когда ребёнок приходит в группу, то воспитатели обычно просят родителей помочь с решением проблем. Я составляю список необходимого, а деньги собирают родители. Я прошу покупать не с запасом, а по мере расходования материалов. Если мы покупаем что-то сами, то обязательно приносим чеки и отчитываемся. У меня в группе, во всяком случае, так.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О труде воспитателя

Мне пятый десяток, и в детских садах в основном работают энтузиасты – мои ровесники и пенсионеры. Молодёжи мало: кто-то приходит, как и я, из-за детей, потом находят другую работу и уходят. При приёме воспитателя на работу всё зависит от заведующей, кто-то принимает на работу буквально первых встречных. По государственному стандарту воспитатели обеспечивают уход и присмотр, говорят, что в дальнейшем планируется всю образовательную часть сделать платной. Тем, кто не чувствует в себе призвания заниматься с детьми, это на руку. Но не стоит забывать, что дети воспитываются каждый момент нашим примером – нашими словами и поступками, и нужно следить за собой. Воспитатель сам должен быть образованным, культурным, воспитанным человеком.

Воспитателю нужно владеть детским коллективом, уметь по-разному успокоить детей. Малышей можно отвлечь, сказать им, к примеру: «Ой! На вас смотрит Карлсон!». Детей постарше лучше усадить и почитать им вслух. В группе детям, конечно, мало места, поэтому во время прогулки я даю им, что называется, «оторваться». Главное – объяснить им, что люди в соседних домах могут отдыхать, и нужно постараться не шуметь. Если дети конфликтуют, то обидчику нужно показать, что другому стало плохо или больно от его действий. Старшим детям мы говорим, что есть «Золотое правило»: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Всегда важно учитывать возраст ребёнка. Все дети индивидуальны, и для них нужно выбирать разные методы наказания, поощрения, просто общения. У всех в семьях разные отношения. За 20 лет работы уже начинаешь это понимать и видеть.

Ребёнок учится, в первую очередь, тому, что видит и слышит дома. Недавно у меня в группе мальчик катал машинку по стене и повторял матерное ругательство. Я сделала замечание маме и папе. Дети учатся мату друг от друга тоже, мы пресекаем это. Ребёнку, к примеру, можно рассказать сказку про то, чем плохие поступки и выражения могут обернуться для него.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О родителях

Жизнь изменилась: все постоянно работают, все спешат. Мало кто из родителей спрашивает теперь: как мой ребёнок? улыбался ли он? Я всегда говорю на собраниях: мы ваших детей накормим и напоим, но самое главное – чтобы ребёнок был счастлив. Финансовое благополучие семьи по детям, конечно, видно. Но куда больше заметно, какие в ней отношения, скандалят ли там, какие ценности у родителей. Если ребёнком занимаются, то он более воспитанный, вежливый. Но если мама с папой ругаются, то он и в садике скандалит. Не стоит забывать о генетике, есть и врождённые черты характера.

Важно помнить, что маленький человек приходит в первую очередь в семью, а не в садик, школу или институт. В два года я получаю, по сути, уже готовый продукт. Доносить, что такое хорошо, а что такое плохо, должны не только воспитатели, но и мама с папой. На собраниях я обращаю внимание на то, что главные воспитатели – это родители, а мы – помощники. Я призываю их к сотрудничеству. Ребёнок учится тому, что видит в своей семье, но у современных родителей недостаточно педагогических знаний. Воспитывать порой нужно родителей, начинать с семьи.

К сожалению, сегодня есть такая тенденция: родители вспоминают о своих детях только перед школой, не обращая внимания на раннее развитие ребёнка. Они начинают суетиться: ребёнок это не говорит, то не говорит, память плохая. А что я могу сделать? Ему уже шесть лет, а надо было начинать работать над ним с двух. Но родители не только перекладывают всё на плечи воспитателя, но и мало интересуются ребёнком в принципе.

О конфликтах

Конфликтные ситуации с родителями у меня возникали, в основном из-за того, что с годами у меня сформировался громкий голос – а попробуй, управься без него с 27 детьми! Я прихожу домой и начинаю говорить дочери: встала, села, взяла... Она мне иногда даже говорит: «Мам, ты не в садике!» Бабушка моего воспитанника однажды сказала мне: «Вам надо полком командовать, а не с детьми работать». Я, конечно, объяснила ей, что я не ругаюсь и не кричу – просто у меня голос такой. Сейчас я стараюсь следить за голосом и смягчать его.

Меня учили многие, но строгие, и я благодарна моим родителям и учителям. Я сама строгий и требовательный педагог, но не все родители понимают это. Моя строгость не приносит детям вреда, с кем-то я построже, с кем-то помягче – в этом тоже нужен индивидуальный подход.

Если родители приходят с какими-то жалобами – мы решаем конфликт. Я, наверное, непростой человек в плане общения. Но всё, о чём я говорю на собраниях – не пустой звук, этим принципам нужно следовать. К примеру, если я прошу приходить вовремя, а вы привели ребёнка позже – подождите окончания зарядки. Режим – это основа здоровья и дисциплины, и он очень важен для воспитания.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О детях

Все дети индивидуальны и все интересны сами по себе. У маленьких развито воображение, есть особенно творческие дети, есть интроверты и экстраверты. Но я не имею права думать, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Они задают разные вопросы. На некоторые приходится отвечать: «Ты немножко подрастёшь, и я тебе объясню». Иногда вопросы оказываются забавными: "Как называется ребёнок зебры?". И вроде бы ответ очевиден – зебрёнок, по аналогии с жеребёнком, - но сразу и не ответишь. У меня был мальчик, который дома смотрел много мультиков, видимо, довольно жестоких. И игры у него были такие: он всё время кому-нибудь угрожал и обещал его «размазать». Он меня спрашивал: «Что будет, если я его размажу?». И я брала тряпку, показывала, что значит слово «размазывать», и задавала вопрос – разве нужно так делать?

Я работала с разными детьми, и интереснее всего мне с малышами двух-трёх лет. Это уникальный возраст, когда дети всё впитывают, искренне всем интересуются. В этом возрасте можно вложить максимум. В педагогике есть принцип минимакса, который заключается в том, что педагог предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном уровне, но не ниже необходимого. Можно дать детям большой объём информации, и середнячки возьмут своё, а кто-то впитает и максимум. Но удаётся это не всегда. Так, мы нарисовали на стене в детском саду Карлсона и фрекен Бок, но руководство посчитало, что детям рано знать этих героев. Но я же не про Стокгольм им рассказываю! Все дети смотрели мультик, узнают и Малыша, и Карлсона – а администрация сада считает, что их уровень – «Теремок» и «Колобок». Но сейчас 21-й век! Детям в два-три года «Теремок» и «Колобок» уже не интересны. Им интересны другие вещи, они задают много вопросов. Для себя я поняла, что это уникальный момент детства: им можно давать больше и получить соответствующий результат.

Двух-трёхлетние дети хорошо учатся по методу привычки, и можно из них многое слепить. После еды я говорю им: встаём, задвигаем стульчики, говорим спасибо и идём полоскать ротики. Они всё это послушно делают и встают в очередь у раковин. Даже приятно смотреть: детишки такие маленькие, но никто не пытается опередить другого. Они хорошо учатся одеваться и раздеваться. «Дети, открыли шкафчики, снимаем сандалии, убираем их, чтобы не потерялись. Потом снимаем шортики и аккуратно складываем, ведь вам их мама с папой купили. Взяли одежду для прогулки». И так приходится повторять изо дня в день, пока они сами не привыкнут. Конечно, это работа. Приходишь домой – язык на плече. Много уходит душевных сил, эмоций.

Хорошо, когда родители тоже понимают: не надо делать за детей то, что они уже сами умеют. Я же их учу – зачем мешать мне работать? А родители обычно быстро переодевают детей сами. Я понимаю, утром все спешат. Но вечером - зачем торопиться? Надо поговорить с ребёнком, спросить, как прошёл его день, рассказать о своём, вместе доставать одежду, вместе одеться.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О духе времени

Дети рождаются в соответствии с духом времени. Поколение своих воспитанников я бы назвала «детьми кнопочек». Им хочется всего быстрее, не хочется размышлять. Я где-то читала исследования, что современные дети несколько подрастеряли любопытство, воображение их стало хуже, как и склонность к мыслительной деятельность. В то же время они продвинуты в современных технологиях, быстрее развиваются в раннем возрасте.

Я думаю, сейчас стоит больше обращать внимание на их нравственное воспитание. Современные родители подменяют общение с ребёнком мультиками, но мультики бывают разные, тем более, что мы не знаем, как то, что посмотрел ребёнок, отложилось в его сознании? Лучше смотреть даже что-то более серьёзное, но с ним вместе, а потом обсуждать просмотренное. Иначе можно в 12 лет, в переходном возрасте, получить большие проблемы.

Родители, конечно, и сейчас есть разные, но сейчас они больше заняты, что ли, постоянно работают и зарабатывают. Наверное, какие-то моменты были упущены ещё на уровне воспитания родителей нынешних детей. Времена были сложные, 90-е годы. Помню, что, когда моя собственная дочь была маленькой, я занималась ею, водила в художественную, музыкальную школу. А сейчас родители словно не понимают, что это их дети, плоть от их плоти. Все эти трудности, отсутствие времени – лишь отговорки. Дети стоят того, чтобы ими заниматься.

Если вам есть, о чём рассказать, и вы готовы стать следующим героем нашей рубрики - пишите на электронную почту редакции info@tvernews.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000
Комментарии (37)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • 04 Апреля 2016, 08:36
    "...а сейчас моя зарплата составляет около 15-17 тыс. рублей, включая надбавку за высшую квалификацию и стимулирующую надбавку, причём нагрузка в муниципальном садике гораздо больше." Стыдно! В смысле государству и его руководителям. А может и не стыдно.
    23 0
    Смотреть ответы (2)
    • Nyash-Myash Offline
      04 Апреля 2016, 12:31
      Когда спиzдил 2 миллиарда долларов уже нечего стыдиться
      13 2
      • Uylo_Yobannen Offline
        04 Апреля 2016, 15:07
        Не обижайте Светлейшего подозрениями в нищебродстве. Два лярда баксов - это только то, что сейчас всплыло.
        5 1
  • horton Offline
    04 Апреля 2016, 11:49
    )))
    11 0
    Смотреть ответы (15)
    • 04 Апреля 2016, 09:03
      Помню, когда я пришёл из детского садика, то начал ругаться матом, причём в стихотворной форме, рифмуя мат и обычные слова. При этом я хитро глядел на родителей, ожидая их реакции. Но...Родители благоразумно не реагировали на мои вирши и интерес к матерщине угас.
      10 1
      • horton Offline
        04 Апреля 2016, 12:06
        Ясно, поэтический дар у вас с рождения! )))
        У меня была примерно такая же история, но, исключительно, в прозе! ))
        4 0
      • kudimov Offline
        04 Апреля 2016, 12:07
        Я вообще про садик смутно помню...( Зря видно "Гимка-ум" не принимал)
        6 0
        • 04 Апреля 2016, 09:14
          Теперь уж поздно принимать...Не поможет даже поход в "Пульсец".
          5 0
          • kudimov Offline
            04 Апреля 2016, 13:28
            Чтобы вспомнить свое детство
            Когда был я как птенец...
            Есть единственное средство -
            Срочно посетить "Пульсец"!
            2 0
            • 04 Апреля 2016, 10:46
              Пришёл Кудимов
              В центр "Пульсец"
              Но поздно уж
              Диагноз ясен
              Настал Кудимову
              Пи..ец!
              0 0
      • potompridumayu Offline
        04 Апреля 2016, 12:14
        Крот с детства был стихоплётом)
        Я тоже из детского сада принесла домой пару фраз на великом и могучем, помню, мама тогда расстроилась очень. А еще нас в садике невкусно кормили (ну, как мне казалось на тот момент) - и на полдник почему-то вместо какао давали кофейный напиток.
        2 1
        • horton Offline
          04 Апреля 2016, 12:16
          Ого! В детсадовском возрасте умели отличать какао от кофейного напитка? ))
          4 0
          • potompridumayu Offline
            04 Апреля 2016, 12:22
            На вкус это был кофе. Но так как 5-летним детям вряд ли стали бы наливать настоящий кофе, я склоняюсь предположить, что это был либо какой-то цикорий, либо напиток "со вкусом кофе") И булка с маслом (ее, кстати, до сих пор нежно люблю).
            2 2
          • 04 Апреля 2016, 09:23
            Самое гадкое-это рыбий жир и мерзкие пенки в молоке и кофе с молоком. До сих пор, как вспомню, так мурашки бегут. А ещё помню летом на дачу вывозили, на открытой террасе зимой в морозец в спальных мешках спать укладывали. И ничего! Росли не дохляками, хоть и не в демократическом обществе. Читать умели уже к 5-ти годам. В СССР о детях заботились. Как ни крути, но понимали, что дети-это действительно будущее.
            10 1
            • aleksanrija Offline
              04 Апреля 2016, 12:48
              До сих пор не люблю молоко и какао...
              А у нас в садике не было кроватей и спальни.
              Перед каждым тихим часом вместе с нянечками тягали раскладушки...
              Но детский сад любила, бегала потом в 1 классе к своей воспитательнице.
              6 0
            • bae99 Offline
              04 Апреля 2016, 12:59
              Обожал и до сих пор люблю пенку на молоке и какао. Рыбий жир тоже нормуль, главное не нюхать...
              3 1
              • horton Offline
                04 Апреля 2016, 13:16
                Да... раскладушки, видимо, у всех были...
                Самое яркое впечатление от еды: порционный кусочек масла на хлеб не намазывали, а нянечка каждому в рот ложкой запихивала...
                Я потом только лет через 20 смогла булку с маслом есть! )))
                1 1
                • volna Offline
                  04 Апреля 2016, 16:58
                  У нас были кровати. Спали на верандах, зимой - в спальных мешках и с открытыми окнами. Еще почему-то помню как после завтрака и обеда все подходили к подносу со стаканами с кипятком и дружно шли полоскать рот..
                  0 0
            • peshehod Offline
              04 Апреля 2016, 17:55
              Минус за рыбий жир. Он вкууусный!
              0 1
  • doris Offline
    04 Апреля 2016, 13:39
    Анекдот из интернета в тему:
    Рассказываю сыну сказку про Колобка и подытоживаю: — Вот видишь, не послушал Колобок бабушку — дедушку и съела его лиса! — А если бы послушал, — говорит сын, — они бы его в самом начале сказки и слопали! А так — хоть погулял…

    Очень жаль, что мы утратили поколение, читающее книги. Многие беды от этого. Но такова жизнь, надо принимать новую реальность.
    6 1
  • Бертран Offline
    04 Апреля 2016, 13:39
    Наше государство уделяет огромное внимание делу воспитания подрастающего поколения. Ничего не жалеем! Поэтому наша молодежь самая развитая в мире.
    1 9
    Смотреть ответы (2)
    • 04 Апреля 2016, 10:44
      Судя по речи МГЕРовцев наша молодёжь самая недоразвитая. Хотя пределы развития нынче другие. Достаточно уметь носить флажки и футболки с ликом кое-кого.
      9 1
    • aleksanrija Offline
      04 Апреля 2016, 13:59
      Самая развитая молодёжь - это детки тех, кто якобы о молодёжи заботится.
      И учёба, и карьера, и материальное благополучие такой молодёжи - на высоте.
      8 0
  • hatamoto san Offline
    04 Апреля 2016, 13:51
    "дети кнопочек" - хорошо сказано
    боюсь, это поколение без айфона дорогу в сортир не найдет...
    5 1
    Смотреть ответы (5)
    • doris Offline
      04 Апреля 2016, 13:57
      это полбеды, вот размножаться перестанут! это хуже
      сколько сейчас молодых здоровых и неженатых
      1 0
      • Uylo_Yobannen Offline
        04 Апреля 2016, 15:16
        Размножаться - дело ответственное и затратное, не каждый может себе позволить. Если не уверен, что своим размножением принесёшь пользу отчизне, лучше от него воздержаться в пользу более достойных товарищей.
        4 0
        • doris Offline
          04 Апреля 2016, 15:34
          судя по статистике, у нас действительно размножаются "самые достойные"
          1 0
          • Uylo_Yobannen Offline
            04 Апреля 2016, 15:48
            С такими явлениями мы будем неустанно бороться.
            1 0
            • doris Offline
              04 Апреля 2016, 16:34
              собственным примером? ударьте-ка вы по решению этого вопроса конкретными мероприятиями, без чего собственно нет размножения
              1 0
  • 04 Апреля 2016, 10:59
    Смех смехом, но такая з/плата-это откровенное издевательство и унижение человеческого достоинства. Воспитатель ничуть не менее ценен депутата или мэра с министром образования. Противно всё это до тошноты. Знает ли министр регионального министерства образования о таких сверхдоходах воспитателей? А если знает, то почему ни х..а не делает? Ответ-своя .опа ближе к телу.
    8 1
  • mriya Offline
    04 Апреля 2016, 14:02
    И снова восхищена иллюстрациями Владимира Орехова! Позитивно, без злобы, но с юморком)
    7 0
    Смотреть ответы (1)
    • Uylo_Yobannen Offline
      04 Апреля 2016, 15:00
      Да, Владимир Саныч жжёт :)
      0 0
  • 04 Апреля 2016, 18:37
    "Современные трёхлетние "дети кнопочек" переросли сказки про Колобка и Теремок"
    ==================================================
    И уже отбирают работу у тех, кому за 30...
    1 0
  • Vargas Offline
    04 Апреля 2016, 21:04
    "У меня была плохая память на имена и лица. Теперь за два дня могу запомнить 40 человек.
    Были слабые голосовые связки. Теперь могу ровным и дружелюбным голосом, не напрягаясь, передавать инструкции на большие расстояния в адском шуме.
    Простужалась от каждого ветерка. Теперь ко мне не цепляется ни один грипп.
    Не умела рисовать вообще. Теперь легко по памяти нарисую всех фей Винкс и иже с ними.
    Раньше всегда в себе сомневалась. Теперь умею всё - с закрытыми глазами, одновременно, задней левой ногой, без подготовки.
    Воспитательница, стаж 1 год."
    4 0
  • Mike_A Offline
    05 Апреля 2016, 00:58
    Не может воспитаться нормальных детей у родителей, которые отдали масс-медиа свое чадо, которые в порыве "родительской" доброты приучают ребенка к планшету или телефону... Грешен, сам иногда даю слабину, но стараюсь компенсировать это деревенской жизнью, ради чего и купил дом и землю в 60 км от Твери. И не надо думать, что за вас детей воспитают садик и школа, ЭТО НЕ ТАК, у них другие задачи!
    4 0
  • Mike_A Offline
    05 Апреля 2016, 01:07
    А вы не чмырите хороших учителей, а вставайте на их защиту, когда на них наговаривают "умные" "родители", глядишь, и тогда нормальные люди пойдут в образование, а то убили уважение к Учителю своим "мой ребенок особенный! К нему предвзято относятся".... скорее всего Ваш ребенок, зажравшийся говнюк, воспитывать которого родителям лень... может тогда и учителя нормальные не будут вымирать как вид.... реально очень хочется "въепать" такому папаше, который орет на учителей, но зловонья будет по всем каналам, ибо эти папаши далеко не мужики...
    3 0

Воспитатель в детском саду: "Современные трёхлетние "дети кнопочек" переросли сказки про Колобка и Теремок"

04 Апреля 2016, 11:04
Иллюстрация: Владимир Орехов

Ни для кого не секрет, что во время интервью людям не всегда бывает комфортно, и не всегда они бывают на 100 % откровенными. Поэтому в рамках рубрики «Интервью» мы теперь будем публиковать также анонимные истории жителей Тверской области. Героем нашего первого анонимного интервью был студент из Иордании.

Нашей новой собеседницей стала воспитательница детского сада. Корреспонденту ТИА она рассказала о современных детях и родителях, поборах в дошкольных учреждениях и том, как приходится бороться с детским матом и отвечать на каверзные вопросы.

Мы постарались максимально сохранить стиль речи нашей рассказчицы. Записала Софья Вискова, проиллюстрировал Владимир Орехов.

О работе

Я пришла в детский сад в 1998 году со своим ребёнком. Дочке было три года, а мне хотелось быть рядом с ней. Были вакансии, и я устроилась на работу. Вообще-то я закончила географический факультет ТвГУ и год проработала по специальности, а дополнительное образование получила уже во время работы в детском саду. Это распространённая проблема для дошкольных учреждений: хотя сейчас есть требование педагогического образования при приёме на работу, фактически приходят люди без профильного образования. Однако наш институт усовершенствования учителей ежегодно проводит курсы повышения квалификации – бесплатные и платные. Конечно, можно и на практике вникнуть, но мне кажется, что дети стоят того, чтобы получить специальное образование.

Я в принципе люблю детей, и это, конечно, сыграло свою роль. К примеру, моя знакомая спрашивает: "Как ты там работаешь? Я бы их всех перебила". У неё самой есть внуки, но за два-три часа она от них так устаёт, что уже хочет вернуть родителям. Я к детям всегда хорошо относилась, поэтому и осталась работать. Даже когда у воспитателей были очень маленькие зарплаты, и я искала подработку, основной моей работой оставались дети. Как минимум до пенсии я собираюсь продолжать работать воспитателем. Есть желание открыть свою группу, но времена сложные сейчас, это непросто.

Несколько лет назад я подрабатывала гувернанткой, с той семьёй мы до сих пор общаемся. Приятно, когда дети, с которыми я работала, которых воспитывала, с улыбкой бросаются мне навстречу, увидев меня на улице.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О частных и муниципальных детских садах

Я работала и в частных, и в государственных садах. В конце 1990-х сады были только муниципальными, но в последние пять лет предприниматели арендуют группы в садах и принимают туда детей на платной основе. Туда берут совсем малышей, которые сейчас нуждаются в местах, либо детей, которых нужно готовить к школе. В частных садиках родители платят около 15 тыс. рублей в месяц. Работодатель в частном саду говорила буквально следующее: «Вы должны облизывать родителей». Но мне разницы нет – воспитывать «бесплатных» или «платных» детей.

В частных группах, конечно, удобнее работать: детей всего 15, места всем хватает, дети не толкаются и не кричат. Родители у этих детей более обеспечены, могут позволить себе платить деньги за воспитание ребёнка, больше занимаются им, и я замечаю, что дети в частных садах более спокойные, более воспитанные.  Уровень заработной платы в частных группах, конечно, почти вдвое выше, чем в государственных. Я могла получать «чистыми» по 28-30 тыс. рублей в месяц, а сейчас моя зарплата составляет около 15-17 тыс. рублей, включая надбавку за высшую квалификацию и стимулирующую надбавку, причём нагрузка в муниципальном садике гораздо больше.

О коррупции

У нас много говорят о борьбе с коррупцией, но этот момент в детских садах, к сожалению, присутствует. Да, существуют электронные очереди, но некоторые заведующие набирают детей дополнительно в середине года, а деньги от родителей кладут в свой карман. О каких суммах идёт речь, я не знаю. Количество детей в группе регулируется СанПиН, но, если руководитель хочет набить карман, то не будет обращать внимание на нормативы, на то, тяжело ли воспитателю: у нас есть группы и по 27-30 человек, хотя должно быть 15-20. В руководстве детских учреждений, к сожалению, есть случайные люди, которые просто занимают кресла. Я сталкивалась с заведующими, которые раньше не работали в детских садах и не имели представления о педагогике. Они не следили за ходом обучения детей в садике, не были способны подменить воспитателя.

С проблемой взяток я сталкивалась не раз. Дело в таких случаях, как правило, только в руководителе. Не хочется тратить нервы на руководство, хотя я стараюсь бороться по мере сил с противоправными действиями – пару раз такое было. В одном из садиков, где я работала, родители при устройстве ребёнка сдавали деньги на нужды сада, причём большинство из них не интересовала отчётность, а заведующая была не очень заинтересована в обустройстве учреждения, закупке чистящих средств, канцтоваров, игрушек и демонстрационных материалов. Она говорила, что ответственный департамент не выделяет денег на эти нужды, хотя мне кажется, что финансирование должно быть. Поэтому, когда ребёнок приходит в группу, то воспитатели обычно просят родителей помочь с решением проблем. Я составляю список необходимого, а деньги собирают родители. Я прошу покупать не с запасом, а по мере расходования материалов. Если мы покупаем что-то сами, то обязательно приносим чеки и отчитываемся. У меня в группе, во всяком случае, так.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О труде воспитателя

Мне пятый десяток, и в детских садах в основном работают энтузиасты – мои ровесники и пенсионеры. Молодёжи мало: кто-то приходит, как и я, из-за детей, потом находят другую работу и уходят. При приёме воспитателя на работу всё зависит от заведующей, кто-то принимает на работу буквально первых встречных. По государственному стандарту воспитатели обеспечивают уход и присмотр, говорят, что в дальнейшем планируется всю образовательную часть сделать платной. Тем, кто не чувствует в себе призвания заниматься с детьми, это на руку. Но не стоит забывать, что дети воспитываются каждый момент нашим примером – нашими словами и поступками, и нужно следить за собой. Воспитатель сам должен быть образованным, культурным, воспитанным человеком.

Воспитателю нужно владеть детским коллективом, уметь по-разному успокоить детей. Малышей можно отвлечь, сказать им, к примеру: «Ой! На вас смотрит Карлсон!». Детей постарше лучше усадить и почитать им вслух. В группе детям, конечно, мало места, поэтому во время прогулки я даю им, что называется, «оторваться». Главное – объяснить им, что люди в соседних домах могут отдыхать, и нужно постараться не шуметь. Если дети конфликтуют, то обидчику нужно показать, что другому стало плохо или больно от его действий. Старшим детям мы говорим, что есть «Золотое правило»: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Всегда важно учитывать возраст ребёнка. Все дети индивидуальны, и для них нужно выбирать разные методы наказания, поощрения, просто общения. У всех в семьях разные отношения. За 20 лет работы уже начинаешь это понимать и видеть.

Ребёнок учится, в первую очередь, тому, что видит и слышит дома. Недавно у меня в группе мальчик катал машинку по стене и повторял матерное ругательство. Я сделала замечание маме и папе. Дети учатся мату друг от друга тоже, мы пресекаем это. Ребёнку, к примеру, можно рассказать сказку про то, чем плохие поступки и выражения могут обернуться для него.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О родителях

Жизнь изменилась: все постоянно работают, все спешат. Мало кто из родителей спрашивает теперь: как мой ребёнок? улыбался ли он? Я всегда говорю на собраниях: мы ваших детей накормим и напоим, но самое главное – чтобы ребёнок был счастлив. Финансовое благополучие семьи по детям, конечно, видно. Но куда больше заметно, какие в ней отношения, скандалят ли там, какие ценности у родителей. Если ребёнком занимаются, то он более воспитанный, вежливый. Но если мама с папой ругаются, то он и в садике скандалит. Не стоит забывать о генетике, есть и врождённые черты характера.

Важно помнить, что маленький человек приходит в первую очередь в семью, а не в садик, школу или институт. В два года я получаю, по сути, уже готовый продукт. Доносить, что такое хорошо, а что такое плохо, должны не только воспитатели, но и мама с папой. На собраниях я обращаю внимание на то, что главные воспитатели – это родители, а мы – помощники. Я призываю их к сотрудничеству. Ребёнок учится тому, что видит в своей семье, но у современных родителей недостаточно педагогических знаний. Воспитывать порой нужно родителей, начинать с семьи.

К сожалению, сегодня есть такая тенденция: родители вспоминают о своих детях только перед школой, не обращая внимания на раннее развитие ребёнка. Они начинают суетиться: ребёнок это не говорит, то не говорит, память плохая. А что я могу сделать? Ему уже шесть лет, а надо было начинать работать над ним с двух. Но родители не только перекладывают всё на плечи воспитателя, но и мало интересуются ребёнком в принципе.

О конфликтах

Конфликтные ситуации с родителями у меня возникали, в основном из-за того, что с годами у меня сформировался громкий голос – а попробуй, управься без него с 27 детьми! Я прихожу домой и начинаю говорить дочери: встала, села, взяла... Она мне иногда даже говорит: «Мам, ты не в садике!» Бабушка моего воспитанника однажды сказала мне: «Вам надо полком командовать, а не с детьми работать». Я, конечно, объяснила ей, что я не ругаюсь и не кричу – просто у меня голос такой. Сейчас я стараюсь следить за голосом и смягчать его.

Меня учили многие, но строгие, и я благодарна моим родителям и учителям. Я сама строгий и требовательный педагог, но не все родители понимают это. Моя строгость не приносит детям вреда, с кем-то я построже, с кем-то помягче – в этом тоже нужен индивидуальный подход.

Если родители приходят с какими-то жалобами – мы решаем конфликт. Я, наверное, непростой человек в плане общения. Но всё, о чём я говорю на собраниях – не пустой звук, этим принципам нужно следовать. К примеру, если я прошу приходить вовремя, а вы привели ребёнка позже – подождите окончания зарядки. Режим – это основа здоровья и дисциплины, и он очень важен для воспитания.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О детях

Все дети индивидуальны и все интересны сами по себе. У маленьких развито воображение, есть особенно творческие дети, есть интроверты и экстраверты. Но я не имею права думать, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Они задают разные вопросы. На некоторые приходится отвечать: «Ты немножко подрастёшь, и я тебе объясню». Иногда вопросы оказываются забавными: "Как называется ребёнок зебры?". И вроде бы ответ очевиден – зебрёнок, по аналогии с жеребёнком, - но сразу и не ответишь. У меня был мальчик, который дома смотрел много мультиков, видимо, довольно жестоких. И игры у него были такие: он всё время кому-нибудь угрожал и обещал его «размазать». Он меня спрашивал: «Что будет, если я его размажу?». И я брала тряпку, показывала, что значит слово «размазывать», и задавала вопрос – разве нужно так делать?

Я работала с разными детьми, и интереснее всего мне с малышами двух-трёх лет. Это уникальный возраст, когда дети всё впитывают, искренне всем интересуются. В этом возрасте можно вложить максимум. В педагогике есть принцип минимакса, который заключается в том, что педагог предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном уровне, но не ниже необходимого. Можно дать детям большой объём информации, и середнячки возьмут своё, а кто-то впитает и максимум. Но удаётся это не всегда. Так, мы нарисовали на стене в детском саду Карлсона и фрекен Бок, но руководство посчитало, что детям рано знать этих героев. Но я же не про Стокгольм им рассказываю! Все дети смотрели мультик, узнают и Малыша, и Карлсона – а администрация сада считает, что их уровень – «Теремок» и «Колобок». Но сейчас 21-й век! Детям в два-три года «Теремок» и «Колобок» уже не интересны. Им интересны другие вещи, они задают много вопросов. Для себя я поняла, что это уникальный момент детства: им можно давать больше и получить соответствующий результат.

Двух-трёхлетние дети хорошо учатся по методу привычки, и можно из них многое слепить. После еды я говорю им: встаём, задвигаем стульчики, говорим спасибо и идём полоскать ротики. Они всё это послушно делают и встают в очередь у раковин. Даже приятно смотреть: детишки такие маленькие, но никто не пытается опередить другого. Они хорошо учатся одеваться и раздеваться. «Дети, открыли шкафчики, снимаем сандалии, убираем их, чтобы не потерялись. Потом снимаем шортики и аккуратно складываем, ведь вам их мама с папой купили. Взяли одежду для прогулки». И так приходится повторять изо дня в день, пока они сами не привыкнут. Конечно, это работа. Приходишь домой – язык на плече. Много уходит душевных сил, эмоций.

Хорошо, когда родители тоже понимают: не надо делать за детей то, что они уже сами умеют. Я же их учу – зачем мешать мне работать? А родители обычно быстро переодевают детей сами. Я понимаю, утром все спешат. Но вечером - зачем торопиться? Надо поговорить с ребёнком, спросить, как прошёл его день, рассказать о своём, вместе доставать одежду, вместе одеться.

Иллюстрация: Владимир Орехов

О духе времени

Дети рождаются в соответствии с духом времени. Поколение своих воспитанников я бы назвала «детьми кнопочек». Им хочется всего быстрее, не хочется размышлять. Я где-то читала исследования, что современные дети несколько подрастеряли любопытство, воображение их стало хуже, как и склонность к мыслительной деятельность. В то же время они продвинуты в современных технологиях, быстрее развиваются в раннем возрасте.

Я думаю, сейчас стоит больше обращать внимание на их нравственное воспитание. Современные родители подменяют общение с ребёнком мультиками, но мультики бывают разные, тем более, что мы не знаем, как то, что посмотрел ребёнок, отложилось в его сознании? Лучше смотреть даже что-то более серьёзное, но с ним вместе, а потом обсуждать просмотренное. Иначе можно в 12 лет, в переходном возрасте, получить большие проблемы.

Родители, конечно, и сейчас есть разные, но сейчас они больше заняты, что ли, постоянно работают и зарабатывают. Наверное, какие-то моменты были упущены ещё на уровне воспитания родителей нынешних детей. Времена были сложные, 90-е годы. Помню, что, когда моя собственная дочь была маленькой, я занималась ею, водила в художественную, музыкальную школу. А сейчас родители словно не понимают, что это их дети, плоть от их плоти. Все эти трудности, отсутствие времени – лишь отговорки. Дети стоят того, чтобы ими заниматься.

Если вам есть, о чём рассказать, и вы готовы стать следующим героем нашей рубрики - пишите на электронную почту редакции info@tvernews.ru.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Комментарии (37)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • 04 Апреля 2016, 08:36
    "...а сейчас моя зарплата составляет около 15-17 тыс. рублей, включая надбавку за высшую квалификацию и стимулирующую надбавку, причём нагрузка в муниципальном садике гораздо больше." Стыдно! В смысле государству и его руководителям. А может и не стыдно.
    23 0
    Смотреть ответы (2)
    • Nyash-Myash Offline
      04 Апреля 2016, 12:31
      Когда спиzдил 2 миллиарда долларов уже нечего стыдиться
      13 2
      • Uylo_Yobannen Offline
        04 Апреля 2016, 15:07
        Не обижайте Светлейшего подозрениями в нищебродстве. Два лярда баксов - это только то, что сейчас всплыло.
        5 1
  • horton Offline
    04 Апреля 2016, 11:49
    )))
    11 0
    Смотреть ответы (15)
    • 04 Апреля 2016, 09:03
      Помню, когда я пришёл из детского садика, то начал ругаться матом, причём в стихотворной форме, рифмуя мат и обычные слова. При этом я хитро глядел на родителей, ожидая их реакции. Но...Родители благоразумно не реагировали на мои вирши и интерес к матерщине угас.
      10 1
      • horton Offline
        04 Апреля 2016, 12:06
        Ясно, поэтический дар у вас с рождения! )))
        У меня была примерно такая же история, но, исключительно, в прозе! ))
        4 0
      • kudimov Offline
        04 Апреля 2016, 12:07
        Я вообще про садик смутно помню...( Зря видно "Гимка-ум" не принимал)
        6 0
        • 04 Апреля 2016, 09:14
          Теперь уж поздно принимать...Не поможет даже поход в "Пульсец".
          5 0
          • kudimov Offline
            04 Апреля 2016, 13:28
            Чтобы вспомнить свое детство
            Когда был я как птенец...
            Есть единственное средство -
            Срочно посетить "Пульсец"!
            2 0
            • 04 Апреля 2016, 10:46
              Пришёл Кудимов
              В центр "Пульсец"
              Но поздно уж
              Диагноз ясен
              Настал Кудимову
              Пи..ец!
              0 0
      • potompridumayu Offline
        04 Апреля 2016, 12:14
        Крот с детства был стихоплётом)
        Я тоже из детского сада принесла домой пару фраз на великом и могучем, помню, мама тогда расстроилась очень. А еще нас в садике невкусно кормили (ну, как мне казалось на тот момент) - и на полдник почему-то вместо какао давали кофейный напиток.
        2 1
        • horton Offline
          04 Апреля 2016, 12:16
          Ого! В детсадовском возрасте умели отличать какао от кофейного напитка? ))
          4 0
          • potompridumayu Offline
            04 Апреля 2016, 12:22
            На вкус это был кофе. Но так как 5-летним детям вряд ли стали бы наливать настоящий кофе, я склоняюсь предположить, что это был либо какой-то цикорий, либо напиток "со вкусом кофе") И булка с маслом (ее, кстати, до сих пор нежно люблю).
            2 2
          • 04 Апреля 2016, 09:23
            Самое гадкое-это рыбий жир и мерзкие пенки в молоке и кофе с молоком. До сих пор, как вспомню, так мурашки бегут. А ещё помню летом на дачу вывозили, на открытой террасе зимой в морозец в спальных мешках спать укладывали. И ничего! Росли не дохляками, хоть и не в демократическом обществе. Читать умели уже к 5-ти годам. В СССР о детях заботились. Как ни крути, но понимали, что дети-это действительно будущее.
            10 1
            • aleksanrija Offline
              04 Апреля 2016, 12:48
              До сих пор не люблю молоко и какао...
              А у нас в садике не было кроватей и спальни.
              Перед каждым тихим часом вместе с нянечками тягали раскладушки...
              Но детский сад любила, бегала потом в 1 классе к своей воспитательнице.
              6 0
            • bae99 Offline
              04 Апреля 2016, 12:59
              Обожал и до сих пор люблю пенку на молоке и какао. Рыбий жир тоже нормуль, главное не нюхать...
              3 1
              • horton Offline
                04 Апреля 2016, 13:16
                Да... раскладушки, видимо, у всех были...
                Самое яркое впечатление от еды: порционный кусочек масла на хлеб не намазывали, а нянечка каждому в рот ложкой запихивала...
                Я потом только лет через 20 смогла булку с маслом есть! )))
                1 1
                • volna Offline
                  04 Апреля 2016, 16:58
                  У нас были кровати. Спали на верандах, зимой - в спальных мешках и с открытыми окнами. Еще почему-то помню как после завтрака и обеда все подходили к подносу со стаканами с кипятком и дружно шли полоскать рот..
                  0 0
            • peshehod Offline
              04 Апреля 2016, 17:55
              Минус за рыбий жир. Он вкууусный!
              0 1
  • doris Offline
    04 Апреля 2016, 13:39
    Анекдот из интернета в тему:
    Рассказываю сыну сказку про Колобка и подытоживаю: — Вот видишь, не послушал Колобок бабушку — дедушку и съела его лиса! — А если бы послушал, — говорит сын, — они бы его в самом начале сказки и слопали! А так — хоть погулял…

    Очень жаль, что мы утратили поколение, читающее книги. Многие беды от этого. Но такова жизнь, надо принимать новую реальность.
    6 1
  • Бертран Offline
    04 Апреля 2016, 13:39
    Наше государство уделяет огромное внимание делу воспитания подрастающего поколения. Ничего не жалеем! Поэтому наша молодежь самая развитая в мире.
    1 9
    Смотреть ответы (2)
    • 04 Апреля 2016, 10:44
      Судя по речи МГЕРовцев наша молодёжь самая недоразвитая. Хотя пределы развития нынче другие. Достаточно уметь носить флажки и футболки с ликом кое-кого.
      9 1
    • aleksanrija Offline
      04 Апреля 2016, 13:59
      Самая развитая молодёжь - это детки тех, кто якобы о молодёжи заботится.
      И учёба, и карьера, и материальное благополучие такой молодёжи - на высоте.
      8 0
  • hatamoto san Offline
    04 Апреля 2016, 13:51
    "дети кнопочек" - хорошо сказано
    боюсь, это поколение без айфона дорогу в сортир не найдет...
    5 1
    Смотреть ответы (5)
    • doris Offline
      04 Апреля 2016, 13:57
      это полбеды, вот размножаться перестанут! это хуже
      сколько сейчас молодых здоровых и неженатых
      1 0
      • Uylo_Yobannen Offline
        04 Апреля 2016, 15:16
        Размножаться - дело ответственное и затратное, не каждый может себе позволить. Если не уверен, что своим размножением принесёшь пользу отчизне, лучше от него воздержаться в пользу более достойных товарищей.
        4 0
        • doris Offline
          04 Апреля 2016, 15:34
          судя по статистике, у нас действительно размножаются "самые достойные"
          1 0
          • Uylo_Yobannen Offline
            04 Апреля 2016, 15:48
            С такими явлениями мы будем неустанно бороться.
            1 0
            • doris Offline
              04 Апреля 2016, 16:34
              собственным примером? ударьте-ка вы по решению этого вопроса конкретными мероприятиями, без чего собственно нет размножения
              1 0
  • 04 Апреля 2016, 10:59
    Смех смехом, но такая з/плата-это откровенное издевательство и унижение человеческого достоинства. Воспитатель ничуть не менее ценен депутата или мэра с министром образования. Противно всё это до тошноты. Знает ли министр регионального министерства образования о таких сверхдоходах воспитателей? А если знает, то почему ни х..а не делает? Ответ-своя .опа ближе к телу.
    8 1
  • mriya Offline
    04 Апреля 2016, 14:02
    И снова восхищена иллюстрациями Владимира Орехова! Позитивно, без злобы, но с юморком)
    7 0
    Смотреть ответы (1)
    • Uylo_Yobannen Offline
      04 Апреля 2016, 15:00
      Да, Владимир Саныч жжёт :)
      0 0
  • 04 Апреля 2016, 18:37
    "Современные трёхлетние "дети кнопочек" переросли сказки про Колобка и Теремок"
    ==================================================
    И уже отбирают работу у тех, кому за 30...
    1 0
  • Vargas Offline
    04 Апреля 2016, 21:04
    "У меня была плохая память на имена и лица. Теперь за два дня могу запомнить 40 человек.
    Были слабые голосовые связки. Теперь могу ровным и дружелюбным голосом, не напрягаясь, передавать инструкции на большие расстояния в адском шуме.
    Простужалась от каждого ветерка. Теперь ко мне не цепляется ни один грипп.
    Не умела рисовать вообще. Теперь легко по памяти нарисую всех фей Винкс и иже с ними.
    Раньше всегда в себе сомневалась. Теперь умею всё - с закрытыми глазами, одновременно, задней левой ногой, без подготовки.
    Воспитательница, стаж 1 год."
    4 0
  • Mike_A Offline
    05 Апреля 2016, 00:58
    Не может воспитаться нормальных детей у родителей, которые отдали масс-медиа свое чадо, которые в порыве "родительской" доброты приучают ребенка к планшету или телефону... Грешен, сам иногда даю слабину, но стараюсь компенсировать это деревенской жизнью, ради чего и купил дом и землю в 60 км от Твери. И не надо думать, что за вас детей воспитают садик и школа, ЭТО НЕ ТАК, у них другие задачи!
    4 0
  • Mike_A Offline
    05 Апреля 2016, 01:07
    А вы не чмырите хороших учителей, а вставайте на их защиту, когда на них наговаривают "умные" "родители", глядишь, и тогда нормальные люди пойдут в образование, а то убили уважение к Учителю своим "мой ребенок особенный! К нему предвзято относятся".... скорее всего Ваш ребенок, зажравшийся говнюк, воспитывать которого родителям лень... может тогда и учителя нормальные не будут вымирать как вид.... реально очень хочется "въепать" такому папаше, который орет на учителей, но зловонья будет по всем каналам, ибо эти папаши далеко не мужики...
    3 0

вверх