Путешествие из Петербурга... в село, или Как добрый молодец переехал из столицы в тверскую глубинку и стал гусельным Мастером
Семь лет назад молодой и успешный житель Санкт-Петербурга Сергей Горчаков променял Невский проспект и автобизнес на тверскую деревню и гусельную мастерскую. И ни на секунду об этом не пожалел. Чем отличается столичная жизнь от деревенской, можно ли заработать на гуслях и зачем тверские гусли Маликову и Цискаридзе – в репортаже ТИА.
Сергей Горчаков с детства жил в культурном Санкт-Петербурге, поступил в университет на вечернее отделение, днём работал учеником в автосервисе. Освоив премудрости профессии, занялся прибыльной перепродажей автомобилей. И вроде бы все в жизни сложилось и встало на свои места, но чего-то Сергею не хватало. Следуя «знакам судьбы», 20-летний парень взял паузу и рванул в родное село Пушкино Калининского района, откуда родом его предки. Решил погостить здесь летом, а осенью вернуться в Питер... Но не вернулся.
Летом того же 2009 года Сергей случайно попал на праздник Ивана Купалы, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Там молодой парень впервые встал в хоровод, услышал русский фольклор и познакомился с интересными людьми, которые давно увлекаются русскими традициями. С этого момента Сергей и начал интересоваться русской культурой и обычаями.
А уже в 2010 году Сергей сделал первые гусли в качестве подарка сестре на день рождения. При этом инструмент молодой автомеханик до того видел лишь на фото и никогда не держал в руках.
- Никаких учителей у меня не было. Я просто пришёл в магазин, купил струны от гитары и сделал инструмент. Удачными, конечно, мои первые гусли назвать было нельзя, и они были быстро утилизированы, - смеётся мастер.
В 2011 году произошло судьбоносное знакомство с известным фольклористом Ильёй Ахрамеевым и мастером по изготовлению гуслей Сергеем Шамовым.
С Ильёй Ахрамеевым:
- Илья более глубоко посвятил меня в народную культуру, благодаря ему я первый раз взял в руки гусли, а Сергей нарисовал чертёж инструмента и объяснил, что к чему. Тогда сделал гусли по чертежу, привез их на детский фестиваль «Живая Русь», показал Илье, и ему понравилось... Тогда меня поразило, что инструментов на всех детей не хватает. Как объяснил мне Илья, причина в дороговизне: гусли в среднем стоят от 6 до 9 тысяч рублей и доступны далеко не каждому гусляру. Вот тогда я поставил перед собой задачу - научиться делать качественные, доступные по цене гусли – минимум в три раза дешевле.
Так Сергей – человек без какого-либо музыкального образования – сам начал искать способ изготовления доступных по цене гуслей и правильный звук инструмента. Взял себе в подмастерья местного 14-летнего школьника и начал экспериментировать. Со временем стали получаться гусли, которые не уступали по качеству и звуку профессиональным инструментам. Производство инструмента было поставлено на поток, стоимость гуслей в несколько раз снизилась. И в мастерскую посыпались заказы...
Изготовление инструмента кажется на первый взгляд простым. Доску выдалбливают изнутри фрезером, затем к ней приклеивают деку из резонаторной ели, которая даёт основной звук инструменту.
В корпусе прорезают резонаторные отверстия и отверстия под колки и струнодержатель. Отрезают заднее крыло и натягивают струны. Всё, можно настраивать гусли и играть.
Однако для изготовления правильных и звучащих гуслей необходимо строго соблюдать технологию, секреты которой мастер, понятное дело, не раскрывает:
- Хороший звук зависит от многих нюансов: расположения дуги, качества и толщины струн, толщины нижней и верхней деки. Все секреты рассказывать, конечно, не будем, потому что мы владеем уникальными технологиями и знаниями, до которых дошли сами, - говорит Сергей.
Несмотря на абсолютную «русскость и народность» инструмента, не все детали для него производят в России. Например, струны и колки Сергей покупает немецкие – в России хорошие пока не научились делать.
Гусли в мастерской делают разных форм и видов.
В руках у Сергея лирообразные гусли "Словиша", реконструированные под 11 век:
Расписные гусли девятиструнные:
- За счёт собственной технологии, которую я отрабатывал много лет, каждый мастер сейчас может делать сразу несколько гуслей от начала и до конца. Поэтому наш инструмент стоит даже дешевле гитары. За время работы мастерской мы сделали около 2 000 гуслей, - говорит Сергей.
Сейчас гусли из мастерской Сергея покупают не только по всей России, но и за рубежом, везут в Канаду, Чехию. Тверские гусли есть даже у Дмитрия Маликова, Николая Цискаридзе и Геннадия Зюганова.
Кроме того, Сергей занимается благотворительностью – дарит гусли детским домам, школам, музыкальным коллективам, у которых нет возможности приобрести инструмент даже за такую цену. Мастерская Сергея Горчакова уже пожертвовала около 150 инструментов. И даже помогает открывать гусельные школы в разных городах России.
- Интерес к народной культуре сегодня становится все больше и больше. Во многом благодаря доступности инструмента, традиция возрождается и, безусловно, будет жить, – уверен Сергей. – Например, пять лет назад на гуслях играли десять человек, а сейчас инструмент есть в руках каждого, кто занимается русским фольклором. На гуслях играют современные песни – это новая волна, и это круто.
Как говорит мастер, гусли – один из самых простых в освоении инструментов. На гуслях научиться играть просто и никакой нотной грамоты знать не нужно. За один день Сергей может обучить простому наигрышу хоть 20 человек.
На гуслях Сергея учатся играть в тверских музыкальных школах. Как рассказывает Николай Боярских, преподаватель музыкальной школы им. В.В. Андреева, гуслями школьники начали интересоваться около пяти лет назад. А тверские мастера помогли обеспечить детей инструментами:
- Недавно Сергей Горчаков организовал конкурс, главным призом которого были гусли. Мы оказались победителями, и теперь дети с удовольствием играют на 12-струнных гуслях. Ещё несколько инструментов Сергей нам подарил. Гусли - инструмент очень простой в освоении и детям очень нравится играть.
Рассуждая о смысле своей жизни, Сергей утверждает, что сам он не выбирал свой путь:
- Это не я выбрал гусли - это гусли выбрали меня. Понимаете, в Питере я и представить не мог, что когда-то создам свою мастерскую, буду зарабатывать на гуслях деньги. Делай, что должен, и будь, что будет – вот мой жизненный принцип. Хочется заниматься народной культурой, изучать историю, быт наших предков. А гусли – инструмент удивительный. Сидишь, перебираешь струны и настраиваешься на определенные вибрации, которые невозможно понять умом. Как говорили наши предки, именно они «ладят мироздание». В этом определённо что-то есть.