С большегрузов весом больше 12 тонн будут взимать дорожный ущерб. В Твери открылись специальные Центры системы "Платон" по расчёту платы и контролю
По данным Росавтодора, 56% от общего ущерба федеральным дорогам приходится на тяжеловесный грузовой транспорт: фуры наносят вред не только наружному слою покрытия, но и самой конструкции дорог. Теперь с перевозчиков будут взимать плату в счёт возмещения ущерба, нанесённого транспортными средствами свыше 12 тонн. Для этого с 15 ноября в России заработает автоматическая система «Платон», которая распространяется на 50 774 км федеральных автодорог.
15 октября в Твери официально открылись Центр управления и мониторинга, Центр обработки данных и Центр контроля нарушений федеральной системы взимания платы «Платон». В этот же день в регионах России начали работу 103 Центра обслуживания пользователей системы из 138: по данным на полдень по московскому времени, в открытые Центры по всей стране пришли зарегистрироваться более 500 перевозчиков. Эти события дали старт государственной приёмке «Платона».
- Подобные системы существуют в большинстве европейских стран и в Беларуси, - говорит Дмитрий Прончатов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства:
– Эта система позволит дополнительно собирать в бюджет до 50 млрд рублей в год. За счёт этого будут строиться новые дороги и инженерные сооружения. Президент поручил разработать механизм, по которому эти средства могут быть потрачены на софинансирование региональных проектов государственно-частного партнёрства, что поможет привлечь частные инвестиции в строительство дорог.
Среди пользователей системы «Платон» – более двух миллионов российских грузоперевозчиков и сотни зарубежных логистических компаний. Крупные организации могли предварительно зарегистрироваться ещё с августа. Размер платы за проезд большегрузов рассчитывается в зависимости от фактического пробега, в настоящий момент утвержденный правительством РФ размер составляет 3,73 руб. за километр. Тем не менее, по просьбам перевозчиков правительство рассмотривает тариф 3,06 руб. за километр, он может вступить в силу до запуска системы. Средства будут поступать в Федеральный дорожный фонд и будут направлены на поддержание федеральных автодорог в нормативном состоянии.
Владельцам транспортных средств доступны два способа оплаты ущерба. Во-первых, при регистрации перевозчик может получить бортовое устройство, обеспечивающее прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Данные о пройденном маршруте отправляются в Центр обработки данных, где на основании этой информации рассчитывается размер платы. Списание денежных средств с лицевого счета владельца происходит автоматически.
Если же транспортое средство не оборудовано бортовым устройством, перевозчик обязан оформить маршрутную карту и внести средства за разовый маршрут. Оператор, в свою очередь, будет следить за тем, чтобы большегруз не отклонялся от заданного маршрута, с помощью систем стационарного и мобильного контроля. Они представляют собой рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над дорожным полотном, либо автомобили со специальным оборудованием.
Из Центра оператор может подключиться к любой "рамке" или средству мобильного контроля и вести наблюдение за транспортными средствами в режиме реального времени. При фиксации нарушений оператор будет передавать данные в правоохранительные органы для принятия решения о вынесении постановления об административном правонарушении.
По условиям концессионного соглашения, система «Платон» была создана полностью на средства ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Организация – оператор системы, который будет обеспечивать её эксплуатацию и модернизацию. Деньги, затраченные на это, будут компенсированы из средств, полученных с помощью «Платона». По словам Дмитрия Прончатова, сумма составит около 10 млрд в год.