Шляпы для гардемаринов...или часы от генсека - достойное прошлое и настоящее Завидовской фетровой фабрики
Александр Николаевич Кудряшов пришел на Завидовскую фетровую фабрику в конце семидесятых и хорошо помнит те времена, когда на предприятии трудились сотни работников, а в штате художественной лаборатории было восемь сотрудников. Сейчас он главный художник, руководитель художественной мастерской, весь штат которой, помимо него самого, – три человека. Это швеи-модистки Валентина Федирко и Лидия Мамонова, а также модельщик Александр Мареев.
Мастерская занимается разработкой новых моделей изделий с учетом спроса, модных тенденций и технических возможностей предприятия. Помимо этого, мастерская занимается и изготовлением всей необходимой технической оснастки. Практически все задумки художника находят свое продолжение во внедренных моделях, в готовой продукции. Конечно, объемы производства ныне далеко не те. Но все сотрудники мастерской – люди с опытом, и нашли себя в любимом деле.
Среди плодов творчества «мастеров шляпного искусства», конечно же, наибольший интерес представляют какие-то уникальные вещи, эксклюзив, штучная работа. Надо сказать, что такие головные уборы приходилось делать во все времена, пока существует Завидовская фетровая фабрика. Чего стоит только случай с «дорогим Леонидом Ильичом», который произошел в середине семидесятых. Старожилы фабрики любят рассказывать эту историю. А дело было так…
Брежнев собирался с официальным визитом в Америку, и он захотел себе качественную, модную и солидную шляпу. Но только отечественную. Ничего не стоило первому человеку огромной ядерной сверхдержавы «достать» любой заграничный предмет бытового назначения, будь то шляпа или лимузин. Но Леонид Ильич был, в отличие от многих сегодняшних «бонз», патриотом. А поскольку он частенько любил наведываться в Завидовский заповедник на охоту, то о существовании фабрики, производящей головные уборы из чистой шерсти, прекрасно знал.
Директором завидовской фабрики тогда работал Юрий Иванович Чистов. Хороший хозяйственник и яркий образец советского руководителя: честного, ответственного и авторитетного. Разумеется, партийного. И вот в его кабинете раздался телефонный звонок. Вежливый, не терпящий возражений голос сообщил директору, что наутро Леонид Ильич ожидает его в своей завидовской даче близ поселка Козлово для важного разговора. Конечно, живя и работая в непосредственной близости от таких объектов, как загородная дача генерального секретаря КПСС, любой начальник был всегда готов к чему-то подобному. Но поехал директор к Брежневу не без волнения.
Леонид Ильич встретил его приветливо, расспросил о делах на фабрике, о том, выполняется ли план, все ли хорошо с соцкультбытом и о тому подобных, положенных для начала разговора, вещах. А потом предложил изготовить лично для него пару шляп, чтобы были не хуже заграничных. Мол, с заграничными вечно сложности – то Громыко приходится просить из командировки привезти, то еще где раздобыть. А тут своя фабрика под боком, да и не хочет он носить заграничное, свое завсегда лучше. Чистов, конечно же, пообещал просьбу Брежнева уважить. И уехал обратно.
На фабрике шляпу для Брежнева сразу же окрестили «моделью номер один». Для ее изготовления сделали в индивидуальном порядке шляпную болванку, лучшее сырье обработали по усовершенствованной технологии. Возникли проблемы с подбором материалов и отделкой, но для Брежнева в советской стране нашлось все. Шляпы сделали быстро и на загляденье! Говорят, что генсеку они очень пришлись по душе, и он их носил не только, когда летал в Америку…
Леонид Ильич отблагодарил Юрия Ивановича ответным подарком - часами с дарственной надписью-гравировкой: «Ю.И. Чистову от Л.И. Брежнева».
В конце 80-х годов, уже на излете перестройки, на фабрику обратилась режиссер Светлана Дружинина, которая тогда начала снимать своих знаменитых «Гардемаринов». Для актеров, исполняющих роли в фильме, понадобились аутентичные шляпы той эпохи. Заводские художники с задачей успешно справились.
Головные уборы на фабрике делают не только для киностудий. В такого рода вещах нужда возникает и у театров, у постановщиков различных шоу. Огромный 135-летний опыт и традиции фабрики позволяют учесть любой нюанс и каприз заказчика. Головные уборы делаются по разработкам и эскизам театральных художников-реквизиторов, адаптируются под возможности производства и успешно выполняются. Художникам необходимо знать историю тех или иных головных уборов, сделать их «один в один».
Периодически делают заказы Тверской театр юного зрителя, Тверской драматический театр.
Еще в 2000 году Указом Президента России Владимира Путина А.Н.Кудряшов получил звание «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации».
Источник http://vk.com/konzarya