https://tvernews.ru/news/198700

Три совета, как не стоит вести себя с сотрудниками ГИБДД

TIA, 03 Марта 2015, 13:33
, 42

Госавтоинспекция Тверской области разъясняет часто возникающие спорные ситуации между инспекторами и участниками дорожного движения. В последние годы в сети Интернет активно распространяются различные ролики и текстовые материалы о том, как общаться с инспектором ДПС, чтобы избежать административной ответственности. Но всем участникам дорожного движения необходимо знать, что такие публикации практически всегда содержат грубые ошибки, вызванные вольным толковании приказов, регламентов, постановлений Правительства РФ, связанных с деятельностью Госавтоинспекции. Пользуясь советами таких «интернет-юристов», Вы можете действовать незаконно и оказаться в неприятной ситуации.

Основания остановки транспортного средства

Разберем одну из самых частых ситуаций, когда водитель считает, что его транспортное средство остановлено незаконно. Итак, согласно Административному регламенту МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7. необходимость использования транспортного средства

8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9. проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10. проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Действия инспектора после остановки транспортного средства

Выше приведен исчерпывающий перечень из 10 оснований к остановке транспортного средства. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов. При привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Т.е, остановив автомобиль, сотрудник ГИБДД должен 1. представиться, 2. сообщить причину остановки, 3. изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов. Сотрудник ГИБДД делает все три действия одно за другим согласно п. 67 Административного регламента, а не одно, два на свой выбор или выбор водителя остановленного автомобиля.

Для примера, остановив автомобиль в рамках мероприятия «Контроль трезвости», инспектор вправе проверить у водителя документы. А водитель в свою очередь, руководствуясь п. 2.1.1 ПДД РФ, обязан передать в руки сотруднику ГИБДД:

- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Остановимся подробно на 10-ом основании к остановке транспортного средства, которым так любят пользоваться так называемые «интернет-юристы». Причиной для остановки транспортного средства «Проверка документов» сотрудники ГИБДД могут пользоваться только на стационарных постах, а таких в Тверской области нет. Поэтому для остановки участника дорожного движения в Тверской области сотрудники ГИБДД могут воспользоваться любым из оставшихся 9 оснований, а остановив, уже проверить документы.

В каком случае инспектор обязан показать служебное удостоверение

К сожалению, в России и в Тверской области в частности есть граждане, которые считают, что вправе мешать нести службу полицейским, в том числе инспекторам ДПС. Обычно такие граждане сами подходят к сотрудникам, требуют предъявить служебное удостоверение, пытаются проверить знание нормативных актов, приказов и распоряжений, с целью снять весь процесс на видео, а затем выложить во «всемирную паутину».

Сотрудник ГИБДД при остановке транспортного средства или пешехода, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Выше приведена выдержка из п. 20 Административного регламента. Других случаев предъявления служебного удостоверения гражданам по их требованию не предусмотрено. При этом в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

Можно ли требовать у инспектора ДПС распоряжение на проведение профилактических мероприятия

Еще один вопрос, к которому так любят обращаться «интернет-юристы», - это предъявление распоряжений на проведение профилактических мероприятий, а также актов поверки различных измерительных приборов (например, алкотестеров).

Распоряжение на проведение мероприятий – это служебный документ, который подписывается руководителем подразделения и хранится непосредственно в подразделении. В Наставлении по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ (документ для служебного пользования) утвержден исчерпывающий список всего, что необходимо иметь при себе инспектору, заступающему на службу. Ни в этом приказе, до мелочей регулирующем деятельность ДПС, ни в одном другом законодательном акте, регламентирующим деятельность ГИБДД, в обязанности инспекторского состава не вменено возить с собой копии распоряжений или актов поверки. Информацию о проведении мероприятия участники дорожного движения могут узнать на официальном сайте ГИБДД. С самим распоряжением о проведении мероприятия или актом поверки гражданин имеет право ознакомиться в подразделении.

Уважаемые участники дорожного движения! Госавтоинспекция Тверской области призывает к вежливости и взаимоуважению на дорогах. Знайте свои права и не забывайте об обязанностях. Только совместными действиями, дисциплинированностью и осознанным выполнением всех требований Правил дорожного движения удастся обеспечить спокойствие и порядок на дорогах.

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (42)


  • 13:53 03 Марта 2015
    2 1
    Обычно так все и есть, правда через раз пропускается:
    2. сообщить причину остановки
    Обычно:
    -Добрый день!
    Лейтенант Иванов.
    Предъявите документы пожалуйста. (Естественно не на стационарном посту).

    Вежливо но п.2. нет.
    Останавливают по непонятной причине.
    Правда последний раз была сказана причина - Контроль трезвости.
    Может меня мало останавливают? Раз в год где то получается и то для профилактики видимо)) Последний штраф был в 2008 году. Не, ну конечно я не такой идеальный водитель, есть за что штраф выписать, но пока везло))

    Кстати за немалый срок за рулем у меня всего дважды вымарщивали взятку на дороге. Первый раз аж из зажатого кулака взяли, поняли видимо, что впервой и показали как надо :) Второй раз спешил. В других случаях принципиально не велся на "разобраться на месте", не лез в бутылку честно признавая что нарушил, кстати как правило в итоге наказывали по минимуму.

    • 14:09 03 Марта 2015
      4 1
      Еще слово "незамедлительно" подойти к остановленному авто не подходит нашим полицаям. Скорее нога за ногу, не забыв по дороге почесать левой пяткой за ухом

  • 14:11 03 Марта 2015
    2 0
    основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
    3. наличие... оснований полагать, что оно находится в розыске;

    Под это подпадают все ТС. Остальное можно было не писать.

    • 14:33 03 Марта 2015
      0 1
      пункт 10 - проверка документов еще лучше.

    • NPC
      14:58 03 Марта 2015
      2 0
      Наличие оснований это наличие оснований, а не "вроде бы как можно остановить". Например если у меня одна такая машина в городе, то я с удовольствием ознакомлюсь с основаниями, которые должны быть зафиксированы в управлении.

  • 14:49 03 Марта 2015
    7 1
    Работникам ГИБДД даны большие полномочия и даны они государством. Но помимо полномочий, есть ещё и определенные обязанности и требовать их выполнение это право любого гражданина. И то, что это не нравится работникам ГИБДД - это их проблемы. Помимо работы в силовых структурах у нас много других рабочих мест. То, что люди стали знать свои права и использовать при общении с работниками ГИБДД средства видео и аудиофиксации - это тоже им не нравится, но это тоже их проблемы. Поэтому мы и дальше будем требовать от них исполнения законодательных актов и фиксировать все на камеры, как бы часто не появлялись подобные статьи.

  • NPC
    14:51 03 Марта 2015
    1 0
    Вначале начал писать длинный и развернутый коммент, потом прочитал еще раз статейку и понял что лишнее. Тем кто в курсах о несостыковках ФЗ о полиции и иной нормативки, активно этим пользуются, а кто не в курсах тем не поможет.

  • 15:45 03 Марта 2015
    0 0
    "в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом"

    А перечислить эти "случаи" слабо?

  • 16:15 03 Марта 2015
    2 0
    Да опять фигня в исполнении гаишников. Сколько раз останавливали - пока специально не спросишь - фиг сознаются, что им надо.
    Такой вопрос: вот когда они объявляют свой ИБД под названием "Контроль трезвости", и останавливают машину - должны ли они по требованию водителя показать ему документ, в котором написано что "Контроль трезвости" действительно проводится в это время и в этом месте?

    • 19:12 03 Марта 2015
      3 0
      Получается что не должны - это ведь служебный документ. Вообще, одно время смотрел ролики тех, кого в статье называют "интернет-юристы" и в большинстве случаев это адекватные люди, знающие закон.
      Кстати, второй пункт о том, что сотрудник должен назвать причину остановки не выполняется, кроме случаев нарушения ПДД. Меня по нарушению останавливали 2 раза (один раз фиктивный, а второй - перегорела лампочка ближнего света за городом (днем, спецрота тормознула, за что им благодарен, т.к. назад ехал бы ночью без света), еще десятка 2-3 раз - просто проверка документов, иногда я спрашивал причины, тогда говорили про угон или "перехват".

      • 10:45 04 Марта 2015
        0 0
        Тогда откуда я знаю что они по распоряжению начальства там стоят, а не по собственной инициативе?

  • 16:56 03 Марта 2015
    1 5
    Перед сотрудником ГИБДД нужно вести себя кротко и подобострастно. Для них вы все нарушители- если не явные, то в перспективе.

    • 18:22 03 Марта 2015
      3 0
      как-то так?

    • 20:27 03 Марта 2015
      2 0
      Бертран цитирует какой-то секретный кодекс... хотя, по всей вероятности, действующий.

    • 21:34 03 Марта 2015
      2 0
      Т.е. если ты мужик, у тебя есть ... кхм... (ну ты понял, да?), значит ты у нас потенциальный Чикатило что ли?

      • 21:53 03 Марта 2015
        4 0
        У Чикатило не работало "там", поэтому он и стал Чикатило. Если всё в порядке с этим, вам им, даже при всем желании не стать- духа и самообладания не хватит. Это, ой как непросто- 53 чела завалить!
        Изучайте психиатрию, уважаемый.

  • 22:33 03 Марта 2015
    2 1
    ТИА, не понятно где в статье три совета? Я часто передвигаюсь на автомобиле и меня много раз останавливали ДПС и опыт общения есть. Могу уверенно сказать что вежливое и уважительное отношение к водителям это редкость. Да, служба нелёгкая, но это не повод для того чтобы хамить водителям и не соблюдать свои служебные обязанности. Хочу дать совет начинающим водителям - учите ПДД, не нарушайте их, относитесь с уважением к другим участникам движения, не садитесь за руль если выпили.

  • 07:26 04 Марта 2015
    1 1
    Видимо,мне везет , но ни разу с хамами ДПС на дороге не встречалась.Останавливали,проверяли документы,желали счастливого пути и все.Однажды ,не успела остановится на обочине с аварийкой,тут же остановилась,мимо проезжавшая машина ДПС и предложили помощь.Хамы есть везде,но начинать надо с себя.Если в ответ на просьбу предъявить документы,сам начинаешь быдлить, то какого в ответ уважения ждешь?А насчет, красивых номеров- это комплексы.У меня ,например, красивая ,надежная машина ,а поэтому какой у нее будет номер мне было все равно.

    • 00:20 05 Марта 2015
      1 0
      Быть вежливым сотрудник ДПС обязан с каждым, тут уж ничего не поделаешь, а их уважение, лично мне, мне не нужно. Плохо то, что когда имеешь чувство собственного достоинства и знаешь свои права и требуешь от сотрудника их соблюдения, то тут же становишься для них врагом номер 1.

  • 19:03 07 Марта 2015
    1 0
    24.02 был остановлен сотрудником,спрашиваю что случилось-Вы обогнали в зоне действия знака обгон запрещен-говорю что никого не обгонял.На самом деле я на прирывистой выехал на встречку и увидел сплошную,не стал совершать маневр и вернулся назад в полосу,возможно на нее наехал(скорее всего).сев в патрульное авто начали показывать нарушение...И тут началось...Камера бытовая,перемотанная изолентой,сотрудник начал че то там увиличивать...видны лишь силуэты машин....номеров тоже не видно...про сплошную вообще молчу...(я потом замерял расстояние на которое снималось-1400 МЕТРОВ!!!)Я на все это указал и спрашиваю-Это доказательства нарушения??!!!Вобщем составили протокол по 12.15 коап.и сказали нам по БАРАБАНУ,составим а ты дальше судись....6.03 звонил в мировой суд-материалы не пришли.Звоню в подразделение Гбдд(моск.обл,нарушение там),сказали когда в протоколе написано рассмотрение тогда и отослано(25.02).Вот так и работают,по старинке,разводят...ответственности никакой...

вверх