Убытки «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании» в Тверской области составляют 1,5 миллиарда рублей
О существующей ситуации с пригородными пассажирскими перевозками на московско-тверском участке Октябрьской железной дороги, приоритетах и планах на следующий год корреспондент Zelenograd.ru побеседовала с генеральным директором «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании» Игорем Ивановым.
— Игорь Августович, каковы для компании итоги работы в этом году?
— Наша компания за прошедший период продолжала положительную динамику в своем развитии. За 2014 год построены 4 турникетных комплекса, приобретено 50 новых билетопечатающих автоматов с улучшенной компоновкой, позволяющих оформлять проездные документы по банковским картам. Открылись дополнительные билетные кассы на ряде станций и остановочных пунктов на участке Москва-Тверь. Кроме того, мы запустили более комфортный экспресс на этом направлении по действующему расписанию. Надеюсь, что пассажиры смогли по достоинству оценить его качество.
Если говорить о количестве перевезенных пассажиров, то рост составил 2% к прошлому году. Динамика несколько замедлилась, но это связано с общей сегодняшней тенденцией. Пассажир стал более избирательным, делает свой выбор в пользу транспорта, исходя из своих финансовых возможностей. Основная наша задача, как и раньше, — максимально улучшать качество обслуживания пассажиров.
— Планируется ли закупить новые электропоезда — как обычные, так и улучшенные?
— Наши обычные поезда производятся Торжокским вагоностроительным заводом, все относительно новые, поэтому замены подвижного состава в ближайшее время не предусмотрено. Вместе с тем, у нас есть планы по обновлению подвижного состава экспрессов и запуску качественно новых поездов. В частности, планируем приобрести два пригородных поезда в ближайшее время и запустить их на участке Москва—Тверь.
— ОАО «РЖД» запускает на новогодние каникулы дополнительные поезда дальнего следования. Что в ваших силах в этой ситуации, что вы можете сделать, чтобы не допустить массовых отмен востребованных пригородных поездов?
— Давайте посмотрим на изменения. С 14 декабря вступил в действие зимний график движения поездов. Размеры движения в сравнении с летним графиком остались на том же уровне. В связи с назначением скорых поездов и изменением расписания дальнего следования изменилось и время отправления большинства пригородных поездов. Так, изменен маршрут следования двух пригородных поездов: Москва-Тверь и Тверь-Москва. Но поезда сами по себе остались в прежнем объеме.
Да, у нас будут отмены. С 21 декабря планируются технологические окна, в частности, в связи с проведением строительных работ на станции Москва-Пассажирская. Отменяется ряд пригородных поездов, что связано со строительством четвертого пути. Явление временное, и я надеюсь, мы переживем его без особых потрясений.
Запуск поездов дальнего следования и строительство четвертого пути — это две параллельные задачи. Очень важно понимать, что строительство четвертого главного пути на участке Крюково — Москва значительно увеличит пропускную способность пригородного участка и позволит ликвидировать дефицит пропускной способности, связанный с организацией скоростного движения пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург — Москва, а также организовать тактовое движение до Зеленограда.
Ввод в эксплуатацию четвертого главного пути на участке до Химок позволит сформировать график движения поездов с учетом пуска скоростных поездов «Сапсан», сократить время стоянки и уменьшить время в пути следования пригородных поездов как ближних, так и дальних зон.
— Кроме отмен и изменений времени отправления, в расписании можно увидеть и простои электричек. Например, тверская электричка едет два перегона в течение 40 минут — а значит, она стоит в пути вместе с пассажирами. Есть и другие примеры простоев тверских электричек.
— Существуют определенные технические сложности, но мы совместно с Октябрьской железной дорогой прорабатываем этот вопрос.
— Как вы оцениваете успехи компании в части борьбы с безбилетниками?
— Когда мы пришли работать, у нас вообще было всего четыре станции с турникетными комплексами на участке Москва-Тверь, на 165 километров. Такого нет нигде, если говорить о региональных маршрутах московского узла. Поэтому мы и сделали приоритет в своей инвестпрограмме, изначально заложили строительство турникетных комплексов собственными силами. В этом году поставили турникеты на Рижской, Новоподрезково, Подрезково, Конаково; сейчас идет установка турникетов на остановках Останкино, Моссельмаш и Левобережная. В 2015 году планируем поставить комплексы еще на семи остановках. Для нас это основная задача.
В штате компании — 200 разъездных билетных кассиров. В поездах действует сбор за приобретение билетов. Наша задача заключается в том, чтобы пассажир приобретал билеты в кассе, а не в электропоезде.
— Пассажиры по-прежнему бегают от контролеров.
— 13% пассажиров вообще не оплачивают проезд. Задача контролеров — осуществлять маршрут по ходу следования поезда, то есть идти от начала до конца состава и обратно. Если они этого не делают, это нарушение, за это мы их наказываем.
К сожалению, сегодня у разъездных кассиров и работников ЧОП нет полномочий ни физически задерживать пассажиров-безбилетников, ни оформлять штрафы. Вопрос наделения компаний-перевозчиков такими полномочиями решается сейчас на федеральном уровне. Надеемся, что такое решение будет принято в следующем году. Пока же составлять протокол могут сотрудники транспортной полиции — но их двести человек не наберешь.
— Кроме «зайцев» в электричках есть еще музыканты и торговцы. То есть фактически те же безбилетники.
— Опять же, мы не можем снимать этих людей с рейса, этим заниматься должна транспортная милиция. Мы проверяем билеты и предлагаем выйти из поезда. Некоторые из них приобретают билеты на какой-то участок, но это бывает редко. Мы, со своей стороны, против торговли и песен в поездах, пассажир должен отдыхать в пути.
В экспрессах, к слову, такого нет, потому что там работают проводники. Торговцы появляются в электричках потому, что могут на определенных станциях пройти без билета. Коренным образом ситуация изменится, когда мы поставим турникеты на всех 30 станциях, в течение двух-трех лет.
— Появятся ли кондиционеры в электричках?
— В обычных торжокских поездах, к сожалению, кондиционеры не предусмотрены конструктивно — можно лишь открыть окна. Кондиционеры устанавливаются в поездах Демиховского вагоностроительного завода, их мы и планируем приобретать.
— Действительно ли планируется в 2015 году разделить движение от Москвы до Конаково на два участка — Москва-Решетниково и Решетниково-Конаково?
— Этот вопрос пока обсуждается. Мы понимаем, что основной пассажиропоток складывается на московском и подмосковных участках. Дальше — допустим, от Решетниково до Конаково и Твери — пассажиров значительно меньше. Мы должны минимизировать расходы. РЖД недополучает в этом году 7 миллиардов рублей по пригородным перевозкам.
Нужно предпринимать какие-то существенные шаги для сокращения эксплуатационных расходов. По большому счету, такое практикуется во многих странах: электричка доезжает до определенного пункта, рядом стоит другая, возможно, из шести вагонов, — и вторая уже идёт дальше. Зачем гонять пустые электрички? Компания же платит за вагонокилометры, за каждый вагон. А это, поверьте, очень большие деньги. Мы арендуем 38 поездов.
— В вашем случае расходы по перевозкам не компенсирует Тверь?
- Что касается Москвы и Московской области — вопросов нет, эти субъекты федерации компенсируют потери в полном объеме.
У нас в Тверской области убытки — 1,5 миллиарда рублей, накопившиеся с 2011 года, представляете? Мы говорим о реструктуризации задолженности в течение десяти лет и обращаемся к правительству области с тем, чтобы срочно приводить размеры движения в соответствие с заказом. Этим вопросом мы займемся в 2015 году.
Источник www.zelenograd.ru