По прогнозам Главного управления по труду и занятости населения, в 2015 году в Тверской области будет 41 500 трудовых мигрантов
В ноябре были приняты нововведения в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»" и ряд других законодательных актов. В частности, в соответствии с законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" отменяются квоты на рабочие места - для мигрантов из безвизовых стран вводится заявительная патентная система. Причем, регионы сами будут определять стоимость патентов, а средства от них пойдут непосредственно в бюджет субъекта Федерации, где планируют трудиться иностранные граждане.
Среднегодовая численность иностранных трудовых мигрантов (численность иностранных граждан, которым выданы разрешения на работу и патенты) в 2014 году в Тверской области составляет 39663 человек. По прогнозам Главного управления по труду и занятости населения, в 2015 году данная категория будет составлять около 41 500 человек.
С начала 2014 года УФМС России по Тверской области в соответствии с принятыми заявлениями оформлено и выдано 16020 разрешений на работу (из них 907 разрешений иностранным гражданам, прибывшим из стран с визовым порядком въезда).
93 организации пригласили в регион 984 иностранных гражданина, прибывших в страну в визовом порядке. Данные организации используют труд иностранных граждан в следующих отраслях экономики:
– производство – 463;
– строительство – 484;
– торговля – 20;
– другие виды экономической деятельности – 17.
Оформлено и выдано 22349 патентов для осуществления трудовой деятельности у физических лиц. Основная масса трудовых мигрантов привлечена в следующих отраслях хозяйственной деятельности:
- строительство 4788;
- обрабатывающие производства 2564;
- оптовая и розничная торговля 885;
- на транспорте и связи 393.
Привлечено к трудовой деятельности квалифицированных специалистов:
- из стран с визовым порядком въезда 324,
- из стран с безвизовым порядком въезда 700.
Квалифицированные специалисты в большинстве своём осуществляют трудовую деятельность в области строительства и производства.
Федеральным законом № 357 ФЗ от 24.11.2014 года с 01 января 2015 года вносятся изменения в федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В соответствии с данными изменениями иностранные граждане смогут осуществлять трудовую деятельность у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии у них патента.
С 2015 года уплата налога будет осуществляться в виде фиксированных авансовых платежей. Фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда.
С учетом вышеуказанных коэффициентов налог на патент для работы на территории Тверской области будет составлять 3000 руб. в месяц.
Отмена квотированной системы для мигрантов означает, что квоты на право привлечения иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем оформления визы, с 1 января 2015 года прекращают свое существование. Все квоты заменены патентами – то есть разрешительными документами на работу, оформляемыми для иностранных граждан, прибывших на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы. Квотирование останется лишь для «дальнего зарубежья», т.е. для граждан стран с визовым порядком въезда.
Законодательством устанавливаются два вида патентов:
1. Патент на работу у физических лиц
2. Патент на работу у юридических лиц.
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет в органы ФМС лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию:
- Заявление на патент иностранному гражданину;
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт с нотариально заверенным переводом);
- Миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию;
- Полис добровольного медицинского страхования, который обеспечивает мигранту оказание ему экстренной медицинской помощи (патент выдается на срок действия данного полиса, но не более чем на 1 год);
- документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- документ, подтверждающий владение русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации;
- Документы о постановке на миграционный учет (временная регистрация);
- Документ об уплате штрафа (в случае нарушения срока обращения за оформлением патента).
Не позднее чем через 10 рабочих дней иностранному гражданину выдается патент сроком от 1 до 12 месяцев при предъявлении документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в размере 3000 рублей за месяц.
В течение 2-х месяцев со дня получения патента необходимо предоставить лично или почтовым отправлением в территориальный орган ФМС копию трудового договора или гражданско-правового на выполнение работ (оказание услуг).
ФМС вправе приостановить на определенный период выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное предложение формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.
Правительство Российской Федерации вправе приостановить на определенный период выдачу патентов на территории Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, подготовленных по итогам мониторинга, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформленного в виде решения.