Народный артист СССР Владимир Зельдин начинает 22 октября торжества в честь своего столетия
Торжества в честь столетия выдающегося деятеля российской культуры, народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина открываются в Москве задолго до самого юбилея, который будет отмечаться 10 февраля в его родном Театре Российской Армии (ЦАТРА).
Как сообщают РИА Новости в пресс-службе ЦАТРА, в среду в Московском международном Доме музыки состоится первый творческий вечер под названием "Я вас люблю…", открывающий череду юбилейных мероприятий.
В программе вечера в Доме музыки — сцены из спектаклей, стихи и песни в исполнении Владимира Михайловича, а также показ фрагментов из знаменитых картин с участием актера.
Юбилей старейшины Театра Российской Армии Владимира Зельдина станет главным событием сезона. К этому событию готовится большая программа, которая включает выпуск фотоальбома под названием "ЧелоВек", многочисленные встречи мастера с военнослужащими не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Пройдут съемки телефильма о жизни и творчестве великого артиста. Готовятся специальные юбилейные телепрограммы, посвященные Зельдину, показы которых пройдут на федеральных каналах.
Владимир Зельдин родился в феврале 1915 года в Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии. Отец Михаил Евгеньевич был музыкантом, мать Анна Николаевна – учительницей. Отец окончил Московскую консерваторию. В Козлове был дирижером, тромбонистом и капельмейстером 39го Томского пехотного полка, а с установлением советской власти – директором музыкальной школы (народной консерватории) в Козлове. Владимир – младший в семье, где было пятеро детей. Мать всю жизнь посвятила им.
В 1920 году, во время гражданской войны, Зельдины переехали в Тверь. Здесь жила сестра отца. В Твери Владимир пошел в мужскую гимназию. Отец Зельдина организовал первый в Твери профессиональный симфонический оркестр.
Как расссказывает http://www.kino-teatr.ru, в 1924 году семья стала жить в Москве. По окончании школы Владимир, потеряв к тому времени и отца, и маму, поступил учеником слесаря на завод "Опытный передатчик", но эта работа ему не пришлась по душе из-за её нудности, однообразия и отсутствия романтики.
В начале 1930-х годов ХХ века Производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (создан в 1923 году, в 1930 году переименован в Театр имени МОСПС, в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс, куда, не надеясь особо на успех, пошёл сдавать экзамены Владимир Зельдин. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят неожиданно для себя.
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта "Генеральный консул", где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. Состоялась их первая встреча. В результате Иван Александрович пригласил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм "Свинарка и пастух". Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейм".
"Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу," — вспоминает В.М. Зельдин.
Уже во время съёмок фильма в июне 1941 года на Домбае Владимира Михайловича и всю съёмочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съёмок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на "Мосфильм" с выдачей брони до окончания съёмок. Это, правда, не означает, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.
Съёмки продолжались до конца 1941 года. Сцены на ВДНХ снимались в перерывах между авианалётами. В фильме война нашла своё отражение через песню "Хорошо на московском просторе", ставшую истинным украшением картины.
По окончании съёмок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией "Мосфильм" в эвакуацию в Алма-Ату. Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах.
В сезоне 1942-1943 годов служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей — Теодоро в "Собаке на сене" Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр переехал в Чимкент. Вот как он сам говорит о том времени: "На мое поколение, почти целиком выбитое войной, пришлось много всяких испытаний, несчастий. Но почему-то они нас не испортили. Нас жизнь эта, по сегодняшним меркам и жестокая, и нищая, воспитала не алчными, не жадными, не злыми. Да, всё время приходилось бороться за существование, как-то выживать, но мы относились к этому терпимо, терпеливо и были удивительно неприхотливы".
В 1943 году вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.
В январе 1946 года дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остаётся им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссёрский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодёжный состав во главе с Фёдором Чеханковым и передал спектакль по наследству.
Владимир Зельдин не изменил Театру Армии за шестьдесят лет, хотя Михаил Царёв звал его к себе в Малый театр, а Рубен Симонов — в Вахтанговский, став одним из ведущих артистов Театра Армии, его флагманом, сыграв множество прекрасных ролей.
Часто ездил с военно-шефскими концертами по стране и за рубеж, среди прочего были поездки в Афганистан.
"Жить на сцене, а не притворяться живущим — вот в театре самое трудное. В профессии актёра без любви делать нечего. Без любви не будет ничего, не достичь никаких результатов. Ты можешь быть как угодно популярен, известен, даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актёр", — суммирует прожитое в театре Владимир Зельдин.
Сложилась у Владимира Михайловича и кинокарьера после "Свинарки и пастуха" он снялся в ещё одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской". Позже были ещё две яркие роли — профессор Серебряков в фильме А. С. Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе А. П. Чехова и Судья в фильме Станислава Говорухина "Десять негритят", снятого по роману Агаты Кристи. Всего на счету Зельдина более 40 ролей.