Андрей Епишин выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации
В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «О прогнозе социально-экономического развития РФ до 2017 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Участниками слушаний стали члены Совета Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, налоговой службы, Центрального банка, руководители региональных исполнительных и законодательных органов власти. Тверскую область представлял председатель Законодательного Собрания региона Андрей Епишин.
Как отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая вела слушания, несмотря на непростые макроэкономические и геополитические условия, подготовлен сбалансированный бюджет, обеспечивающий выполнение социальных обязательств.
- Крайне важно, чтобы бюджеты всех уровней были сбалансированы и соответствовали тем задачам, которые определены майскими указами Президента России по стратегии экономического и социального развития страны, - подчеркнула Валентина Матвиенко.
Она особо отметила, что главная задача участников заседания - сформулировать предложения, которые можно было бы учесть при формировании поправок к федеральному бюджету ко второму чтению в Государственной Думе.
С основным докладом перед участниками слушаний выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. Глава финансового ведомства отметил, что при подготовке проекта бюджета на ближайшие три года учитывалось падение темпов экономического роста и негативное влияние внешних факторов.
По мнению министра, одна из важнейших задач, стоящих перед государством, - обеспечение запаса прочности бюджета в условиях снижения доходов и темпов экономического роста.
- В текущем году мы профинансировали все расходы, не испытывая значительных проблем из-за экономической конъюнктуры. Мы не выходим в этом году на внешние рынки, сокращаем заимствования на внутреннем рынке. В этом году мы не планируем использовать средства Резервного фонда, а наоборот - возможно, будет небольшое его пополнение, - сказал Антон Силуанов.
Приоритетами бюджетной политики является обеспечение реализации социальных обязательств и оборона, отметил министр.
- В 2015 году объем нефтегазовых доходов превысит объем ненефтегазовых. В перспективе нефтегазовые доходы будут снижаться. Расходы бюджета в 2015 году увеличатся на 11 процентов. Благодаря принятым решениям, налоговое бремя в целом не будет увеличено. Мы отказались от части расходов или перенесли их на более поздние сроки. В течение трехлетки будет перераспределено более триллиона рублей расходов, – отметил глава Минфина.
Среди важнейших экономических рисков министр назвал возможность дальнейшего снижения цен на нефть и газ и падение внешнего спроса.
- Кроме того, есть риск снижения доходов. В этой ситуации надо наполнять резервы и оптимизировать расходы. В Правительстве России создана комиссия, в задачи которой входит разработка антикризисного варианта реализации государственных программ. Такие антикризисные варианты необходимо принять и в субъектах Федерации, - отметил Силуанов.
В своем 45-минутном докладе глава Минфина немалое внимание уделил именно региональной составляющей.
Он подчеркнул, что Министерство финансов России ожидает снижения дефицита бюджетов регионов в 2014 году примерно на 100 млрд. рублей по сравнению с аналогичным показателем 2013 года. По словам Силуанова, доходы бюджетов регионов в 2014 году вырастут на 6,7 процента, расходы – на 6,4 процента.
Как отметил глава Минфина, в 2015 году будут увеличены объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Кроме того, он обозначил меры, стимулирующие экономическую активность.
- Индивидуальные предприниматели при регистрации на два года будут освобождены от налогов, будут предоставлены льготы на налог на прибыль для проектов в производственной сфере. Срок предоставления такой льготной ставки будет определяться размером вложений. Предусмотрено также создание территорий опережающего развития (ТОР) с предоставлением льгот по налогу на прибыль, имущество, а также уменьшение страховых взносов, - сказал Антон Силуанов.
Кроме того, с 2016 года будет запущена программа возмещения затрат регионам на создание индустриальных парков.
Выступившая на слушаниях председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова отметила, что внесенный в Госдуму проект бюджета является сбалансированным. Тем не менее, она обратила внимание на ряд недостатков существующих госпрограмм, в том числе – отсутствие современной системы управления рисками.
Татьяна Голикова коснулась и темы дефицита консолидированных бюджетов регионов. В частности, она считает недостаточными меры по замещению коммерческих кредитов, привлекаемых регионами, на бюджетные. На сегодняшний день только несколько субъектов РФ сумели таким образом рефинансировать свои долговые обязательства.
Вопрос замещения коммерческих кредитов, привлекаемых регионами, на бюджетные в своем выступлении обозначил и председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин.
- Мы с большим оптимизмом восприняли новый порядок предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации в целях частичного замещения их долговых обязательств в виде обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, - сказал Андрей Епишин. - Согласно предложенной Минфином РФ методике распределения бюджетных кредитов Тверской области распределен объем в сумме 6 млрд. 20 млн. рублей. Но условия предоставления указанного кредита не позволяют воспользоваться им в силу определенных жестких обязательств.
По мнению Андрея Епишина, в первую очередь, трудновыполнимыми и нереалистичными являются такие требования как поэтапное сокращение к 1 января 2017 года доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам до уровня 50% от суммы налоговых и неналоговых доходов субъекта РФ.
- Нам известно, что в похожей ситуации находится и подавляющее большинство других субъектов Федерации, имеющих Соглашение с Минфином РФ о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета для частичного покрытия долговых обязательств. Мы не можем пойти на кардинальное сокращение рыночного долга, так как расходы областного бюджета в основной своей части носят социальный характер и их дальнейшее сокращение поставит под угрозу выполнение социальных обязательств. Также в рамках имеющихся параметров областной бюджет не будет иметь возможности для мероприятий по поддержке экономического развития. Это ставит под угрозу обязательства нашего субъекта перед инвесторами и в перспективе отрицательно скажется на деловом имидже региона, - отметил Андрей Епишин. - Мы принимаем меры по оптимизации расходов областного бюджета. Однако, учитывая все обстоятельства, это не позволит сократить рыночный долг до 50%, предусмотренных условиями Минфина РФ.
Председатель тверского Заксобрания предложил обратить внимание на данные моменты и рассмотреть возможные варианты смягчения условий при распределении бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях частичного замещения долговых обязательств субъектов РФ по кредитам от кредитных организаций.
Подводя итоги парламентских слушаний, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко указала на наличие резервов для уточнения параметров бюджета на 2015 год и на период 2016–2017 годов, сокращения неприоритетных расходов и переориентации ресурсов на более важные направления, в том числе на импортозамещение.
- При всех сложностях бюджет должен быть направлен на развитие страны, – резюмировала председатель Совета Федерации.
По итогам слушаний их участниками были приняты рекомендации, которые будут учтены при подготовке главного финансового документа страны ко второму чтению в Государственной Думе.
Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области