https://tvernews.ru/news/189994

В Тверской области ООО «Тверьоблэнергосбыт» незаконно начислял оплату за ОДН

TIA, 10 Сентября 2014, 10:55
, 33

Прокуратурой Западнодвинского района по заявлению местной жительницы, являющейся инвалидом 2 группы по общему заболеванию, проведена проверка обоснованности действий Западнодвинского отдела сбыта ООО «Тверьоблэнергосбыт» по начислению оплаты за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды. 

В соответствии с действующим законодательством в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. 

Домом, в котором проживает заявительница, выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией. 

В данном случае управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. 

По результатам проверки в Западнодвинский районный суд в интересах заявительницы направлено исковое заявление к Западнодвинскому отделу сбыта ООО «Тверьоблэнергосбыт» и ООО «Тверьоблэнергосбыт» о признании незаконными действий по начислению платы за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды. 

Решением Западнодвинского районного суда иск прокурора района оставлен без удовлетворения. 

По апелляционному представлению прокурора района судебной коллегией по гражданским делам Тверского областного суда данное решение Западнодвинского районного суда отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования прокурора Западнодвинского района Тверской области, в интересах заявительницы удовлетворены. 

Действия ООО «Тверьоблэнергосбыт», Западнодвинского отдела сбыта ООО «Тверьоблэнергосбыт» по начислению платы за потребляемую электрическую энергию на общедомовые нужды признаны незаконными.

Сообщает Прокуратура Тверской области

Комментарии (33)


  • 11:58 10 Сентября 2014
    3 4
    "В соответствии с действующим законодательством в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме"

    Эмм... а это где такое в действующем законодательстве написано?

    п. 8 354 постановления - "Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. " Читаем п. 9 - а) УК б) ТСЖ в) ресурсоснабжающая организация. При этом какой-либо взаимоисключающей связи между пунктом в) и пунктами а) и б) не установлено.

    В п. 14-17 раскрывается, с кем должны быть заключены договора на предоставление коммунальных услуг "по-умолчанию", т.е если выбрана УК, то услуги предоставляет УК, если создано ТСЖ, то ТСЖ, а если дом на непосредственном управлении - то ресурсосберегающая организация. Однако в подпункте б) п. 17 сделана вполне конкретная оговорка - ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем услуг в домах с УК и ТСЖ, в случае, если такие организации расторгли договор на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией (т.е. вариант, которым воспользовались почти все УК Твери).

    Вероятнее всего речь идет о том, что при наличии действующего договора на предоставление коммунальных услуг между УК и собственниками и, соответственно, между УК и поставщиком, поставщик пытался взымать плату за ОДН непосредственно с жильцов, а не с УК. Это, действительно, незаконно. Однако так и нужно было писать в пресс-релизе, а не переворачивать всё с ног на голову.

    • 14:19 10 Сентября 2014
      1 0
      Вопрос,так как узнать,заключен договор или нет,объективно деньги берут с нас или нет?многочисленные квитанции в почтовый ящик кладут исправно.
      Я лично не против платить,только хорошо бы знать,за что именно и кому.
      И еще,почему вы лично,jazz,защищаете энергетиков,Тверьатомэнергосбыт,как будто они единственная непреложная истина в последней инстанции,а остальные все мягко говоря неправы и ничего не понимают?

      • 14:41 10 Сентября 2014
        1 1
        Интересно, как вы пришли к выводу, что я защищаю энергетиков? :) Я увидел логические несоответствия в пресс-релизе прокуратуры и просто написал так, как это должно быть по закону.

        Как узнать заключен ли договор....? Буквально вчера Атом опубликовал исчерпывающий список управляющих организаций, которые заключили с ним договора на энергоснабжение http://tvernews.ru/news/189865 Соответственно все, кого нет в этом списке, такие договора не заключили - вот и ответ на ваш вопрос.

        Почему не заключили - это уже другой вопрос, ответ на который лучше всего спрашивать у вашей УК. Откройте договор на управление домом и посмотрите, упоминается ли там предоставление коммунальной услуги по энергоснабжению. Если договора по какой-то причине нет, то поднимите старые квитанции - есть ли там электроснабжение или электроснабжение на нужды ОДН? Если есть - письменно спросите у УК, почему раньше услуга предоставлялась ей, а теперь предоставляется непосредственно ресурсоснабжающей организацией. Можете еще спросить, на каком основании она отказалась от заключения договора энергоснабжения с новым поставщиком услуг. В ответ вам скорее всего будет молчание...

        • 15:04 10 Сентября 2014
          3 0
          Молчание в ответ будет однозначно,в этом я не сомневаюсь.в наших УК и ТСЖ работают люди,как будто по кастингу отобранные,с одним и тем же списком ответов на любые вопросы

          • 21:38 10 Сентября 2014
            1 0
            Наши УК, ТСЖ (не все,конечно),ЖЭСы и т.п. органы своеобразные,говорят одно,делают другое,а деньги берут за все.
            Просто как то все резко пошло,все время все было в одной квитанции,и договора значит,были заключены,и вопросов не возникало,а теперь пошло выделение всего в отдельные строчки-ОДН,вода,кап.ремонт. меня лично напрягает неясность,чего еще ждать и многочасовое стояние в очереди на почту,чтоб все это дело оплатить.

          • 11:04 11 Сентября 2014
            2 0
            Нам повезло со старшей по подъезду. Вытащила нас из лап воровской УК, на суды ходила, итог другая компания...и пока вопросов к ней нет.

          • 11:04 11 Сентября 2014
            0 0
            Нам повезло со старшей по подъезду. Вытащила нас из лап воровской УК, на суды ходила, итог другая компания...и пока вопросов к ней нет.

  • 12:07 10 Сентября 2014
    4 0
    В соответствии с действующим законодательством в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

    Домом, в котором проживает заявительница, выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

    В данном случае управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.
    ----------------------
    О как! То есть действия Тверьатомэнергосбыт по сбору ОДН с жителей домов, которые управляются УК и ТСЖ, незаконны? А чо тогда прокуратура молчит?

    • 12:24 10 Сентября 2014
      5 0
      Действия Тверьатомэнергосбыт законны, в случае если УК и ТСЖ расторли договора на энергоснабжение. Другое дело, что договора могли быть расторгнуты безосновательно... но это всплывет только при наличии исков, либо заявлений в контролирующие органы от собственников (о чем собственно и написано в новости)...

      • 12:28 10 Сентября 2014
        3 0
        Это что ж получается, единственный способ проверить законность - писать заяву?

        • 12:51 10 Сентября 2014
          4 0
          Да. Требуется встречная проверка. Поставщик заключает и расторгает договора на основании документов, предоставляемых ТСЖ и УК, но при этом не имеет права проверять законность их предоставления. Вполне может получиться так, что договора расторгнуты на основании липовых протоколов собраний, либо на основании договоров на управление, в которых жильцы не давали УК таких полномочий. Т.е. получается что с точки зрения поставщика, всё законно - УК предоставила им документы, договор расторгнут. При этом сама УК схитрила и молчит. Жильцы как водится тоже молчат, просто потому что ничего не знают. Будут заявления и иски - будут всплывать некрасивые истории. Не будет исков (срок обжалования решений собраний собственников всего 6 месяцев), будет тишь да гладь. А с учетом того что с апреля по октябрь как раз 6 месяцев.... вопрос для многих домов скоро будет закрыт.

    • 14:05 10 Сентября 2014
      2 0
      Мне кажется,что прокуратура тупо не хочет связываться с гарантирующим поставщиком,коим является Тверьатомэнергосбыт (плюс ко всему Тверьатом тесно связан с Росатомом). Зачем это прокуратуре! А вот создать прецедент с мелкой сбытовой компанией,вынеся решение о незаконности начислений на ОДН,это можно.

  • 13:09 10 Сентября 2014
    5 0
    Спасибо за разъяснения. Как думаете, есть резон обратиться в ФАС с заявлением о защите интересов неопределенной группы лиц? Просто мне кажется, их решение может облегчить и ускорить хождение по судам. Я один раз попытался судиться с УК, потратил 1,5 года, выиграл, но полностью решение так и не было выполнено. Проклял все на свете. А коллективный иск подавать, так народ разобщенный, инертный, никому ничего не нужно. В итоге: жильцы всегда крайние. В споре ли хозяйствующих субъектов, или просто в желании обслуживающих служб нажиться втихую.

    • 13:29 10 Сентября 2014
      1 0
      Можно, но не факт что это что-то даст. Даже в случае успеха (т.е. аннулирования расторжения договора и признания действий УК или поставщика услуг незаконными) никто не даст гарантии, что история не повторится сразу же после вступления решения суда в силу. Ведь способов для получения нужных решений собственников - море.

      На самом деле ситуация сложнее чем кажется. Тут тонкая грань - законность и целесообразность.

      С одной стороны, возможно, отказ от исполнения таких договоров со стороны части УК и ТСЖ был необоснованным. Т.е. были ущемлены права собственников.

      С другой стороны следует понимать, что и УК/ТСЖ и поставщик электроэнергии берут плату с жильцов за ОДН в одинаковом объеме. Просто поставщик показывает ОДН в квитанциях полном объеме, а УК/ТСЖ делят его на части - часть (в объеме утвержденного норматива) выставляется в квитанциях в строке ОДН, а часть платится "из собственных средств" (а так как УК/ТСЖ распоряжаются деньгами жильцов дома и собственных средств у них нет в принципе), то из "содержания дома" или за счет средств других поставщиков. С учетом этого страдает и без того невысокое качество работ УК/ТСЖ (т.к. все деньги идут за ОДН на покрытие долгов перед поставщиком), растут их долги, многие организации оказываются на грани банкротства. Т.е. как бы это не было парадоксально, сложившаяся сейчас ситуация выгодна в первую очередь самим жильцам - благодаря тому что с их УК сняли нагрузку в виде оплаты ОДН, у них появилась возможность нормально выполнять свои обязанности. И это понимают многие. Вернуть ОДН тем, кто не может за него платить = похоронить тверское ЖКХ.

      • 13:35 10 Сентября 2014
        3 0
        Резюмирую: надо жить в СВОЕМ доме)) Но в любом случае благодарствую за консультацию.

        • 13:44 10 Сентября 2014
          1 1
          .... или хотя бы в доме с ТСЖ. Буквально вчера в новости от Атома был перечень организаций, которые перезаключили договора. Если не ошибаюсь, там около 200 организаций, из которых только 7 УК. ТСЖ как правило умеют работать на балансе интересов собственник-поставщик...

          • 14:00 10 Сентября 2014
            1 0
            В нашем доме не то, что ТСЖ создать, даже старшим по подъезду никто быть не хочет. В итоге состояние дома (УК Заволжского района) - не просто ужас, а ужас-ужас!

  • 14:46 10 Сентября 2014
    4 0
    Поддержу Kolyan, по любой проблеме в разных сферах, касаемо ЖКХ, транспорта, природных ресурсов, чтобы разобраться, нужно начинать с заявы, набраться мужества, терпения и вперед.
    Работа прокураторы неодназначна. Бывает сразу реагирует на ситуацию, а бывает, невозможно достучаться, получается работа в стол. У прокуратуры разный подход к оценке действий мелких сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Никто не хочет связываться с «дочкой» Росатома.

    • 15:10 10 Сентября 2014
      2 0
      О,нашелся единомышленник! Значит не только я заметил разную реакцию проверяющих органов на мелкие и крупные сбытовые компании

  • 15:00 10 Сентября 2014
    4 0
    Интересно, почему товарищ jazz всегда выступает с защитной речью за АтомЭнергоСбыт, такое складывается мнение, что все кругом дураки, жильцы, прокуратора, один он, да наши энергетики все понимают и всегда правы. Что- то такие посты "попахивают" финансовой заинтересованностью???

    • 15:17 10 Сентября 2014
      6 1
      Люди склонны видеть то, что они хотят видеть. Мою критику в адрес Атома почему-то никто не замечает :) Я точно так же указывал на ошибки в их пресс-релизах и (надеюсь) именно мои комментарии позволили им дать более развернутые ответы на ваши же вопросы (спасибо, не надо благодарности, лучше поставьте минус).

      Для тех кто "в танке" - я обычный бухгалтер в обычном ТСЖ и разбираюсь в тонкостях законодательства только потому, что мне самому приходится с этим работать каждый день. На ТИА полно людей, которые знают меня лично, которым я помог в разборках с их управляющими организациями и поставщиками услуг. У меня нет заинтересованности отстаивать чьи либо интересы, кроме интересов жильцов. Да, многие не знают законов нашей страны и многим правда глаза режет - за это обычно и минусуют.

      • 15:26 10 Сентября 2014
        6 1
        Причем безо всякой финансовой заинтересованности. Т.е. даром :)
        Потому что человек хороший. И дело свое знает.

        • 19:46 10 Сентября 2014
          2 1
          Полностью согласен. Джаззи шарит в теме и помогает.

  • 15:42 10 Сентября 2014
    4 0
    Спасибо за ответ. Каждый интерпретирут по -своему. А если помогаете людям, честь вам и хвала, по доброму! Без обид!

  • 00:41 11 Сентября 2014
    1 0
    yazz- как прокомментируете ЖК РФ ст.155 п.7 (1) "на основании решения собрания собственников.......могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением КУ, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям. Не имеют право АЭСбыт выставлять квитанции на оплату ОДН при наличии управляющей компании. Тем более, что с ними договор никто не расторгал. Его просто не заключили, но это проблема не жителей.

    • 08:11 11 Сентября 2014
      0 0
      В данном пункте речь идет именно о внесении платы, а не о заключении договора.

      Проще говоря, любой житель такого дома при наличии договора на предоставление коммунальной услуги между его УО и РСО может оплачивать услуги РСО напрямую без заключения индивидуального договора, при этом его обязательства по оплате таких услуг УО будут считаться исполненными. Это же положение дублируется в п. 64 354 постановлении только более развернуто - "Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
      Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем."

      Т.е. в этом случае РСО действительно не имеет права брать плату за ОДН и это, вероятнее всего, именно тот случай которая разбирала прокуратура, о чем я собственно и написал в последнем абзаце самого первого сообщения.

      Когда вы говорите "Не имеют право АЭСбыт выставлять квитанции на оплату ОДН" почему-то вы не дописываете фразу до конца, а именно ", но и не имеют УК право исключать из квитанции оплату ОДН". Задумайтесь, откуда у этой истории ноги растут, кто и в чем может быть заинтересован. Могу дать подсказку - вдумчиво прочитайте п. 44 354 постановления.

      если вам интересно мое мнение по поводу расторжения договоров, напишите мне на электронку jazz-y@yandex.ru или в личку

      • 09:28 11 Сентября 2014
        1 0
        Жилищный кодекс запрещает выставлять платежи за ОДН рес. снабжающей организацией при наличии УК, даже в том случае, если собранием собственников принято решение о внесении платы напрямую в РСО. УК не заключили договоры на поставку эл.энергии, потому, что не были согласованы условия поставки и оплаты. Вместо того, чтобы работать с УК и договариваться, АЭСбыт тупо начал выставлять ОДН населению. Это все также незаконно, как и описанный выше случай. Я говорю постоянно, при наличии УК и отсутствии решения собственников, никто не имеет права работать с жителями напрямую. Тепловики пошли по этому пути, Водоканал собирается. Вопрос: для кого писался ЖК РФ? Для чего выбирается способ управления домом? Для чего нужна УК, если она будет собирать платежи только за содержание дома?Этот вопрос нужно решать в масштабах города. Нет в городе власти.

        • 11:35 11 Сентября 2014
          0 0
          До момента заключения договора между УК и поставщиком, согласно п. 17 и п.15 354 постановления, дом приравнивается к дому, не выбравшему способ управления и коммунальные услуги ему представляет (и соответственно взымает плату) непосредственно поставщик. Понимаю, что "ЖК круче", но, согласитесь - речь идет немного о разных вещах.

          Кстати, а ЖК предусматривает тот вариант, когда сами УК не хотят платить огромные счета за ОДН из собственных средств и всеми силами стараются спихнуть своих жильцов поставщику?

          • 12:53 11 Сентября 2014
            1 0
            В этом сообщении не рассматривается вопрос кто кого кинул. А важно, что на дом, имеющий управляющую компанию, РСО не имеет права выставлять ОДН жителям дома. Вот поэтому суд и принял решение о неправомерности действий Энергосбыта. Если бы наша прокуратура пошевелилась, то было бы аналогичное решение и по эл. снабжению и по тепловой энергии. Хотя, прокуратура действует по заявлению гражданина. Вы правильно говорите: ЖК круче.

          • 12:58 11 Сентября 2014
            1 0
            Закроем тему. Она бесконечна, т.к. отсутствует контроль со стороны власти за управляющими компаниями. Может что-то изменится с лицензированием.

            • 13:17 11 Сентября 2014
              0 0
              Да, думаю это правильно. Время все расставит по своим местам.

  • 12:10 27 Февраля 2015
    0 0
    Тему ОДН закрывать рано.
    Никто так и не раскрыл, а что такое ОДН и что в него входит.
    Но если посмотреть формулы в знаменитом постановлении правительства, то выясняется, что в ОДН входят и все неуплаченные суммы за потребление ресурса неплательщиками конкретного многоквартирного дома, количество коих достигает до 20%... И потихоньку растёт...
    Ведь по формулам стоит один счетчик ресурса на дом. Именно столько и хочет снабжающая организация получить с дома любой ценой. Для этого и изобрели расчётный ОДН, в который входят непосредственно ОДН плюс пропорционально площади квартиры доля неоплаты услуг соседей. При этом суммы ОДН будут прогрессивно увеличиваться... Коллективизация самая настоящая. Правда без нашего ведома.
    Поэтому отдельные счетчики ОДН и уничтожили - мешают, однако...
    УК, которые примут на себя управление домами платить ОДН (или нечто аналогичное) из своего кармана не будут, включив эти затраты в графу общедомовых, а когда надоест, очередное банкротство - и всё с нуля...
    Так что говорить есть о чём, не дожидаясь 1 апреля, а чем знаменит этот день, Вы все и сами знаете.