С начала 2014 года сотрудники Отдела по конвоированию УФСИН по Тверской области перевезли более 5600 человек
17 июня ФКУ «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» на ул. Вагжанова, 141, провело день открытых дверей для представителей тверских СМИ. Корреспондент ТИА познакомился с жизнью конвоиров, кинологов и их помощников – служебных собак.
История подразделения ведет начало с 1995 года, когда были созданы взвод по конвоированию и рота розыска конвоирования и обеспечения для передачи им функций внутренних войск. В 1999 году рота была переделана в отдел Федеральной службы исполнения наказаний и разместилась в исправительной колонии №1 в Больших Перемерках. Четыре года назад подразделение переехало на ул. Вагжанова, где были оборудованы плац, учебный городок для собак, кабинеты, классы, склады, столовая, кабинет психологической помощи и другие служебные помещения. В прошлом году отдел стал самостоятельной структурной единицей: на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013г. № 988-Р 21 ноября 2013 года создано федеральное казенное учреждение «Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области». В настоящее время в штате ФКУ состоят 101 человек и девять собак.
- Главная задача отдела – конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в специальных автомобилях по установленным маршрутам между обменными пунктами, СИЗО и другими учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также для доставки спецконтингента в учреждения здравоохранения, - рассказывает Александр Лавренюк, заместитель начальника ФКУ ОК УФСИН России по Тверской области. – Они разбросаны по всему региону – Тверь, Кашин, Бежецк, Вышний Волочёк, Лыкошино, Нелидово, Ржев, Андреаполь, Торжок, - потому и самый протяженный маршрут по области составляет 650 км.
В распоряжении ФКУ ОК УФСИН России по Тверской области девять автомобилей для перевозки спецконтингента – это «Валдаи», «КАМАЗы» и «Газели». «КАМАЗ» наиболее вместителен: в нем можно одновременно разместить до 32 человек. Многокамерный «Валдай» - первая машина в тверском отделе по конвоированию, позволяющая одновременно перевозить до 15 осужденных различных категорий, которые в соответствии с законодательством не должны контактировать между собой. «Газель» вмещает до 6 осуждённых. Одиночная камера в автозаке – это коробка 75 на 75 см, то есть минимальное место для осуждённого по европейским нормам. На лавке в общей камере на человека приходится 50 см.
Автомобили не только оборудованы «GPS-ГЛОНАСС», но и оснащены системой кондиционирования и автономного отопления, сигнально-переговорным устройством, а также средствами радиосвязи и видеонаблюдения, которые дисциплинируют спецконтингент и сотрудников. Информация с камер передаётся начальнику караула на монитор в кабине водителя, записывается и сохраняется в архив, что затем может помочь в решении спорных вопросов и при разбирательствах по жалобам. Кроме того, начальнику и его помощнику выдаются видеорегистраторы со сроком работы в режиме записи до семи часов, которые крепятся к погону или нагрудному карману.
Караул, разумеется, имеет при себе оружие – пистолеты и автоматы, но, к счастью, работа организована настолько чётко, что пользоваться ими не приходится. По словам Александра Лавренюка, с 1995 года был зафиксирован всего один случай применения оружия – предупредительный выстрел в воздух. В 2011 году невменяемый осуждённый на платформе потерял ориентацию, упал с платформы и побежал. Только от звука выстрела он пришёл в себя и остановился.
В отделе в Твери дежурный за автоматизированным рабочим местом может отследить каждый автомобиль в режиме реального времени. На его компьютер поступают любые специальные сигналы, в том числе, о количестве бензина в баке, внеплановом открытии дверей или внештатных ситуациях.
В их нелёгкой работе конвоирам помогают животные. В кинологической группе отдела девять собак – две розыскные, семь патрульно-розыскных. В основном это немецкие овчарки, есть две восточноевропейские. Каких-то собак щенками покупают в питомниках, других отдают штатские. Родословная животного неважна, а дрессировке они хорошо поддаются в возрасте от полугода до трёх лет. До полугода собаку тренируют, а затем нужно продолжать занятия, их должно быть не менее девяти в месяц, чтобы поддерживать навыки.
- Собака следит, чтобы к спецконтингенту не подошли посторонние люди, чтобы заключенный не сбежал, - рассказывает Владимир Диев, инспектор кинологической группы отдела. – Они различают заключенных, посторонних штатских, конвоиров и даже сотрудников других правоохранительных органов.
Животное, к примеру, водителя автозака слушаться не будет, но поймёт команды других кинологов, а к хозяину у неё вообще особое отношение: каждый кинолог воспитывает себе собаку сам. Срок службы такой собаки – 7-8 лет, потом она выходят на пенсию, и её может забрать домой её «напарник». Владимир Диев приютил старого «коллегу» – пенсионера Харлея.
График караулов составляется на месяц вперёд. В караул приходится ходить и по ночам, и по два дня подряд, но трудиться больше, чем 40 часов в неделю, конвоирам не приходится. Также с ними проводятся занятия – это 8 часов в месяц, они регулярно проходят физическую подготовку, раз в месяц выезжают на стрельбище и поднимаются по тревоге.
Для препровождения спецконтингента из СИЗО-1 в учреждения и обратно еженедельно назначается 7-8 караулов. Существуют также плановые железнодорожные караулы – их около 20 в месяц, – когда конвой сопровождает заключённых для отправки в вагонзаках с железнодорожных станций Ржев и Тверь. Кроме того, приходится служащим отдела ходить и в особые караулы для конвоирования особо опасных преступников, лиц, приговорённых к исключительной мере наказания (смертной казни или пожизненному заключению), а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае экстрадиции. Конвоируются один, реже – два или три таких преступника, от трёх до пяти раз в год.
Всего же в Тверской области ежегодно около 500 караулов перевозят более 12 тыс. осуждённых, подозреваемых и обвиняемых. В этом году отделом уже были назначены 260 караулов, перевезены более 5600 человек.