25 Ноября 24, 08:03
Новости, ПАРЛАМЕНТ
30 Мая 2014, 09:13

Тверской парламент вводит «депутатское расследование» и расширяет свои контрольные полномочия

Законопроект «О контрольной деятельности Законодательного Собрания Тверской области» был рассмотрен на 42-ом заседании областного Парламента в 1-м чтении. Проект закона, который чётко устанавливает формы и основные направления осуществления Законодательным Собранием контроля, был внесён группой депутатов и получил одобрение на профильном комитете.

Контрольная деятельность Законодательного Собрания осуществляется на основании Конституции РФ, федеральных законов, Устава Тверской области и иных законов Тверской области.

Основными целями контрольной деятельности являются защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, противодействие коррупции и обеспечение соблюдения и исполнения законов Тверской области.

Контрольная деятельность осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод граждан, разделения властей, самостоятельности осуществления Законодательным Собранием принадлежащих ему полномочий, системности и гласности. Заксобрание обеспечивает общедоступность информации о контрольной деятельности, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Форм контрольной деятельности у Законодательного Собрания несколько:

- осуществление контроля за исполнением законов области

- заслушивание ежегодных отчетов губернатора о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Заксобранием

- заслушивание информации членов Правительства, должностных лиц органов государственной власти региона, госорганов Тверской области, территориального государственного внебюджетного фонда Тверской области (в рамках заседаний Заксобрания, в том числе «часа Правительства»)

- утверждение ежегодных отчетов Правительства Тверской области о результатах приватизации имущества ТО

- осуществление контроля за исполнением областного бюджета и территориального государственного внебюджетного фонда ТО

- контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью

ТО

- назначение на должность и освобождение от должности председателя КСП ТО, его заместителя и аудиторов КСП

- избрание на должность Уполномоченного по правам человека в ТО, досрочное освобождение от должности и досрочное прекращение его полномочий по виновным основаниям

- согласование назначения кандидатур на должности первого заместителя председателя Правительства ТО, Уполномоченного по правам ребенка в ТО и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в ТО

- проведение публичных слушаний по вопросам, предусмотренным федеральным законодательством

- проведение депутатского расследования

- направление запроса Законодательного Собрания

- направление депутатского запроса

- заслушивание отчетов органов местного самоуправления по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ТО.

Законопроект впервые в областном законодательстве вводит понятие «депутатское расследование». Так, парламентарии численностью не менее пяти человек вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о назначении депутатского расследования, которое рассматривается на ближайшем заседании областного парламента.

Депутатское расследование направлено на выяснение причин и условий возникновения обстоятельств, представляющих общественную значимость для населения Тверской области и носящих негативный характер, а также на устранение причин и последствий указанных обстоятельств.

Депутатскому расследованию подлежат факты нарушения и неисполнения законов Тверской области, областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов региона, установленного порядка распоряжения собственностью области.

 ·Предметом депутатского расследования не являются:

 ·деятельность федеральных государственных органов, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

 ·деятельность суда по осуществлению правосудия

 ·деятельность губернатора ТО как высшего должностного лица ТО

 ·деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований ТО за исключением деятельности по соблюдению и исполнению законов ТО, деятельности по исполнению закона ТО об областном бюджете в части субвенций из областного бюджета бюджетам МО, расположенных на территории ТО.

По вопросу о назначении депутатского расследования принимается постановление Заксобрания.

Для проведения депутатского расследования образуется комиссия из числа депутатов областного Парламента, персональный и качественный состав которой определяется Заксобранием. Председатель комиссии и его заместитель избираются из числа членов комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии. К участию в работе комиссии могут привлекаться специалисты.

Комиссия имеет право:

- запрашивать и получать от органов госвласти ТО, государственных органов ТО, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений документы и их копии, относящиеся к предмету депутатского расследования, иную информацию для проведения депутатского расследования

- приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам должностных лиц органов госвласти ТО, государственных органов ТО, органов местного самоуправления

- производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку в соответствии с федеральным законодательством.

По результатам работы комиссия готовит мотивированное заключение. В нем могут содержаться предложения:

- о принятии правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования

- о постановке вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц, действие (бездействие) которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования

- о совершенствовании деятельности органов госвласти ТО, государственных органов ТО, органов местного самоуправления.

Вопрос об утверждении заключения вносится на заседание Заксобрания в форме проекта постановления Заксобрания. Заключение считается утвержденным, если за него проголосовали более половины от числа избранных депутатов.

Срок депутатского расследования не может превышать трех месяцев со дня вступления в силу решения Заксобрания о создании комиссии.

Кроме того, законопроект дает определение термина «депутатский запрос», регламентирует его процедуру и устанавливает сроки получения депутатом ответа на запрос (от 15-ти до 30 дней со времени его получения адресатом).

Также проект закона вводит определение «запрос Законодательного Собрания», прописывает процедуру его направления и устанавливает срок получения ответа (не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в нем не установлен другой срок). В случае, если ответ на запрос признан Законодательным Собранием неудовлетворительным, областной парламент может принять решение о повторном направлении запроса.

В случае нарушения норм данного закона, лица, виновные в нарушении, несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Законопроект депутатами был одобрен и принят сегодня в 1-ом чтении.

Андрей Епишин, Председатель Законодательного Собрания Тверской области и один из инициаторов законопроекта подчеркнул:

- Принятие закона о контрольной деятельности – важный этап развития тверского парламентаризма. После того, как закон вступит в силу, его положения, которые мы сегодня одобрили в первом чтении, позволят наиболее эффективно осуществлять одну из главных функций парламента – контрольную.

 


Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх